Компенсация за нарушение патентных прав. Какую сумму заявить в суде?

Вот уже два года как владельцы патентов на изобретение, полезную модель или промышленный образец могут заявлять в суде требования о взыскании компенсации с нарушителей их исключительных прав. Возможную сумму компенсации законодатель определил довольно широко: от 10 000 до 5 000 000 руб. Расскажем, какие суммы чаще всего удается взыскивать с нарушителей, и в каких случаях суд может снизить размер компенсации, заявленный истцом.

С 1 января 2015 года действует новый способ защиты исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец - взыскание компенсации с правонарушителя. Пострадавшие вправе самостоятельно определить размер компенсации (в установленных законом пределах). Не удивительно, что они хотят получить максимально возможную сумму. Вот только окончательный размер взыскиваемой с нарушителя компенсации устанавливает суд. К настоящему времени сформировалась устойчивая судебная практика снижения судом размера заявленной истцом компенсации. В связи с этим возникают вопросы: из каких принципов определения компенсации исходят суды и на что правообладателям нужно обратить внимание, чтобы заявленная сумма была взыскана?

Прежде ГК РФ предусматривал возможность взыскания компенсации за нарушение исключительного права на такие объекты интеллектуальной собственности, как товарный знак, наименование места происхождения товара, произведения науки, литературы и искусства, объекты смежных прав. С 2015 г. правообладатель изобретения, полезной модели или промышленного образца, права на которые были нарушены, также вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации (ст. 1406.1 ГК РФ).

Требования в суде

Безусловно, каждый правообладатель, сталкиваясь с нарушением его исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец, изначально должен самостоятельно обозначить для себя желаемый результат рассмотрения спора. Тем более что законодательство предоставляет ему несколько вариантов защиты своих прав.

В частности, пострадавший вправе обратиться в суд с требованием (п. 1 и 3 ст. 1252 ГК РФ):

  • о признании права на результат интеллектуальной деятельности за правообладателем;
  • пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения (к примеру, запрет предлагать к продаже контрафактные товары);
  • возмещении убытков;
  • изъятии носителя, содержащего результат интеллектуальной деятельности;
  • публикации решения суда о допущенном...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как заблокировать сайт, на котором размещен сворованный контент

Сайты компаний в сети Интернет уже давно стали эффективным маркетинговым инструментом. В связи с этим наполнение сайта, или, как принято его называть – ​контент, является важным нематериальным активом. Украсть такой актив несложно – ​злоумышленнику достаточно просто его скопировать и разместить на собственном сайте. Некоторые воры и вовсе создают дубликаты сайтов конкурентов, таким образом вводя в заблуждение потребителей. Но действующее законодательство позволяет бороться с воровством контента. Расскажем как. Приведем образцы досудебной претензии, заявления в Роскомнадзор об ограничении доступа к сайту, формулировок для иска.

Часть четвертая ГК РФ: Пленум ВС РФ разъясняет

Недавно вышло масштабное постановление, в котором Пленум ВС РФ разъяснил применение четвертой части ГК РФ. Рассмотрим основные положения этого документа. В частности, выясним, почему фотография не является интеллектуальной собственностью гражданина; как правообладатель может наказать лицензиата, который не использует полученный объект интеллектуальной собственности; могут ли сайты, не зарегистрированные как СМИ, свободно использовать произведения; что такое «цитирование фотографий» и можно ли наказать тех, кто им занимается.

Географическое указание – новый объект интеллектуальных прав

С 27 июля 2020 г. вступят в силу поправки в часть 4 ГК РФ, которая обогатится новым объектом интеллектуальных прав – ​средством индивидуализации товаров – ​географическим указанием. Оно позволит обратить внимание потребителя на связь товара с определенной местностью (регионом). Можно подумать, что введение нового объекта интеллектуальных прав излишне. Ведь уже сейчас ГК РФ предусматривает такое средство индивидуализации, как наименование места происхождения товара. Однако не все так просто, и между ними есть существенная разница. Разберемся, в чем она состоит, зачем может понадобиться охрана нового объекта и как его можно использовать.

Товарный знак банкрота. Ценный актив или бесполезная картинка?

В статье мы рассмотрим резонансное дело о судьбе товарного знака компании-банкрота, изменившее сложившуюся судебную практику. Последовавшее за этим разъяснение Пленума ВС РФ только усугубило проблему. Итак, могут ли кредиторы рассчитывать на хорошие деньги от продажи товарного знака должника? И стоит ли покупать такой актив? Узнаем из статьи.

Недобросовестная конкуренция: обзор практики

Автор статьи на примерах объясняет, какие формы недобросовестной конкуренции существуют; каковы последствия отсутствия конкуренции; как действовать в случае, когда участники товарного рынка ведут себя недобросовестно; как продвигать и рекламировать свою продукцию, не нарушая принципов добросовестной конкуренции. Об этом и многом другом читайте в статье.

Товарный знак: инструкция по применению

Как показывает практика, большинство российских компаний для маркировки выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) используют товарные знаки (знаки обслуживания). Однако далеко не все считают нужным регистрировать свои знаки. Выясним, для чего нужна регистрация знаков, какие преимущества она дает правообладателю и какую выгоду получит компания после регистрации?

Использование товарных знаков в рекламе

В современных рыночных условиях конкуренция товаров, по сути, заменена конкуренцией товарных знаков. Ведь потребителю приходится выбирать из однородной продукции, маркированной разными товарными знаками. Поэтому производитель, который рекламирует свой товар, акцентирует внимание именно на товарном знаке. Поговорим о том, что нужно учитывать при использовании своего товарного знака в рекламных материалах и можно ли включать в рекламу чужие знаки.

Параллельный импорт – загогулина закона или петля для российского бизнеса?

Оригинальный товар, ввезенный в Россию без специального согласия правообладателя товарного знака (параллельный импорт), согласно КоАП РФ, теперь не является контрафактным, а согласно ГК РФ – является. К административной ответственности за незаконное использование чужого товарного знака импортера больше не привлекают, а гражданско-правовую ответственность за нарушение исключительных прав на использование товарного знака, похоже, никто отменять не собирается... Положение, в котором оказываются импортеры и продавцы параллельного импорта, весьма двусмысленно, но для современной России это обычное явление.