С 27 июля 2020 г. вступят в силу поправки в часть 4 ГК РФ, которая обогатится новым объектом интеллектуальных прав – средством индивидуализации товаров – географическим указанием. Оно позволит обратить внимание потребителя на связь товара с определенной местностью (регионом). Можно подумать, что введение нового объекта интеллектуальных прав излишне. Ведь уже сейчас ГК РФ предусматривает такое средство индивидуализации, как наименование места происхождения товара. Однако не все так просто, и между ними есть существенная разница. Разберемся, в чем она состоит, зачем может понадобиться охрана нового объекта и как его можно использовать.
Географическое указание и отличие от наименования места происхождения товара
Обратимся к будущей редакции § 3 гл. 76 ГК РФ 2 и познакомимся с основными ее положениями.
Под географическим указанием (ГУ) будет пониматься обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара) 3.
Географическим объектом, напомним, являются:
- существующие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли – материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты;
- республики, края, области, автономная область, автономные округа;
- города, в том числе города федерального значения, и другие населенные пункты;
- районы, административные районы, аймаки, кожууны, национальные районы, улусы, волости, поселковые советы, наслеги, сельские советы, национальные сельские советы, сельские округа, сомоны, станичные округа и другие административно-территориальные образования (административно-территориальные единицы);
- железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты 4.
При этом на территории такого объекта, если мы говорим о географическом указании, должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара.
В то же время наименование места происхождения товара (НМПТ) – обозначение, представляющее собой современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
На территории данного географического объекта, если мы говорим о НМПТ, должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование его особых свойств.
Как видите, различие прежде всего заключается в степени вовлеченности местности в производство товара – для регистрации географического указания достаточно лишь одной стадии (даже если их всего 10), но в случае наименования места происхождения товара все производство должно осуществляться в указанной местности.
В то же время есть...