Как рассчитать чистые активы? Что входит в их состав? Какие существуют способы увеличения активов? Какой способ увеличения чистых активов наиболее выгоден с точки зрения налогообложения? В каком случае компания может попросить акционеров передать имущество безвозмездно? Когда увеличение активов может быть связано с ростом обязательств? Насколько законен «бумажный» способ увеличения чистых активов? Чем грозит снижение активов компании? Какую ответственность понесет руководитель компании и ее участники, если они не примут решение о добровольной ликвидации в связи с уменьшением чистых активов?
Основной гарантией интересов кредиторов и участников акционерного общества является его финансовая устойчивость. Чистые активы как индикатор финансового положения и устойчивости компании являются контрольным значением. В этой статье раскроется экономическое содержание чистых активов, а также области, на которые влияет данный показатель.

Порядок расчета

Для начала уместно рассказать о порядке расчета чистых активов и документах, регулирующих эту методику. Расчет стоимости чистых активов акционерных обществ был установлен совместным приказом Минфина России № 10н и ФКЦБ России № 03-6/пз от 29.01.2003 г. Что же касается обществ с ограниченной ответственностью, то в соответствии со статьей 20 Закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ) стоимость чистых активов обществ определяется в порядке, установленном федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными актами. Но поскольку в настоящее время такого закона и актов нет, то общества с ограниченной ответственностью, по мнению Минфина России, для расчета стоимости чистых активов также могут руководствоваться упомянутым приказом (письмо Минфина России от 29.10.2007 г. № 03-03-06/1/737).

Под стоимостью чистых активов понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы его пассивов.

Этот показатель является одним из важнейших критериев для оценки устойчивости финансового состояния предприятия. Поэтому коммерческие организации должны отражать его в Отчете об изменениях капитала. Общества обязаны ежеквартально оценивать стоимость чистых активов и раскрывать эту информацию в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности.

Расчет чистых активов ведется в основном для того, чтобы следить за величиной уставного капитала. Так, если по итогам года стоимость чистых активов будет меньше уставного капитала, то компания обязана его уменьшить. Это требование касается как акционерных обществ, так и обществ с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 90 и п. 4 ст. 99 ГК РФ).

В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:

  • внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе бухгалтерского баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы);
  • оборотные активы, отражаемые во втором разделе бухгалтерского баланса (запасы, НДС по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы), за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.

В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:

  • долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства;
  • краткосрочные обязательства по займам и кредитам;
  • кредиторская задолженность;
  • задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
  • резервы предстоящих расходов;
  • прочие краткосрочные обязательства.

Иной порядок расчета предусмотрен для компаний, в которых учредителем является г. Москва. Этот порядок регулирует постановление Правительства Москвы от 03.07.2007 г. № 576-ПП «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, и принципах стратегического и оперативного планирования, организации системы контроля и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы». Так, руководствуясь им, стоимость чистых активов характеризует стоимость бизнеса затратным подходом. Данный показатель равен значению по строке «Итого по разделу III» (код 490) бухгалтерского баланса.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Контролирующее должника лицо: кто ответит по долгам компании?

Вопрос привлечения к субсидиарной ответственности становится все более актуальным. Обычно к субсидиарной ответственности привлекают учредителей (участников) и руководителя компании-должника. Однако по действующему законодательству понятие контролирующего лица гораздо шире. Контролирующим должника лицом (КДЛ) фактически может быть признан любой, кто имеет возможность оказывать влияние на деятельность должника, давать ему обязательные указания. Рассмотрим фигуру контролирующего лица в делах о несостоятельности (банкротстве) на примерах из судебной практики. Если обнаружите подобные признаки в своей деятельности, стоит незамедлительно принять меры по снижению рисков признания КДЛ.

Структурирование совместного предприятия

Рассмотрим важные аспекты структурирования совместного (партнерского) предприятия – ​объединения предпринимателей в рамках одного юридического лица. Расскажем о плюсах и минусах, когда партнер входит в капитал существующей компании, когда они создают новую организацию или реорганизуются в форме присоединения. Ответим на вопросы: как выбрать организационно-правовую форму, юрисдикцию, суд для разрешения споров между партнерами? как определить договорную модель поддержки компании со стороны партнеров? что учесть при составлении устава, соглашения, корпоративного договора? как согласовать компетенции партнеров и органов управления?

Документы к протоколам: как оформлять и хранить

Протоколы в работе коллегиальных органов встречаются регулярно. На примерах покажем, как оформлять и формировать в дела протоколы, приложения к ним и другие документы, которые детализируют встречи и аргументируют принятые решения (например, справки, презентации, доклады, отчеты, черновики протоколов в бумажном виде или в виде аудиозаписи). Поясним, как делать взаимные ссылки между этими документами, а также как их правильно хранить.

Бизнес на двоих: как избежать корпоративного конфликта двух равноправных участников

При создании общества с ограниченной ответственностью участники нередко делят бизнес на равные доли – ​50 на 50. Казалось бы, справедливое решение. Но на практике такая схема часто приводит к корпоративному конфликту или к фактическому контролю над бизнесом того партнера, чей директор назначен к управлению обществом. И коль конфликт возник, то смена генерального директора становится невозможной, ведь необходимо согласие обоих участников. Расскажем, как избежать дедлока (deadlock) еще на стадии создания бизнеса двумя участниками с равными долями. Дадим примеры формулировок в устав и корпоративный договор общества, чтобы в последующем избежать развала бизнеса.

Подписание документов управляющей компанией

Законодательство предусматривает особый способ передачи управляющей организации или управляющему полномочий руководителя компании. Чтобы оформить все по правилам, необходимо учесть множество нюансов и составить ряд документов. Поговорим о том, в соответствии с какими бумагами управляющая организация будет осуществлять свои полномочия; какие документы следует составить и что в них записать. Приведем примеры составления приказов, образец доверенности и фрагмент договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации.

Что компания должна знать о своих бенефициарах

По закону компании обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах или хотя бы принимать меры по установлению информации о них. Причем штрафы за невыполнение этих обязанностей более чем серьезные. Узнаем, кто считается бенефициарным владельцем, как его установить, какую информацию о нем должна знать компания и главное – кому и как ее нужно сообщить.

Как унаследовать долю в ООО

Наследование долей в обществе – процесс длительный и трудоемкий. Практика показывает, что при применении законодательства, регулирующего наследование долей, возникает немало вопросов. Большинство из них вызвано сложным переплетением норм наследственного, корпоративного и семейного права. А наибольшие трудности возникают при получении согласия других участников на переход доли к наследнику. Рассмотрим этапы наследования доли в ООО и наиболее сложные моменты, которые обычно возникают на практике.

Увеличение уставного капитала ООО

Закон № 129-ФЗ запрещает регистрирующим органам требовать какие-либо документы, кроме установленных данным законом. Однако п. 1.2 ст. 19 Закона № 14-ФЗ требует представления документов, подтверждающих внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов в регистрирующий орган. Как видим, что касается документов, подтверждающих оплату дополнительных вкладов, здесь имеет место правовая коллизия. Из статьи вы узнаете об этих и других интересных и важных нюансах увеличения уставного капитала ООО.