Новые правила госрегистрации юридических лиц

Пару месяцев назад вступил в силу закон, изменяющий привычные правила регистрации компаний. Поправки коснулись случаев нотариального удостоверения подписей учредителей, а также порядка передачи полномочий на представление и получение документов. Расскажем, как изменилась процедура регистрации и почему она стала проще. Не оставим без внимания разъяснения, которые уже успели дать специалисты ФНС России.

С 5 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым была уточнена процедура государственной регистрации компаний и предпринимателей 1. Регистрировать новые фирмы, в принципе, стало проще. Однако есть некоторые нюансы, требующие уточнения. Разберемся в деталях.

Новый закон внес немало изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ). Если обобщить суть изменений, то они сводятся к следующему:

  • скорректированы случаи, когда подписи на документах для регистрации компаний не обязательно удостоверять у нотариуса;
  • закреплен порядок передачи полномочий на представление и получение документов в регистрирующем (налоговом) органе.

При этом чиновники уже выпустили рекомендации по применению новых положений законодательства – письмо ФНС России от 14.05.2014 № СА-4-14/9238 (далее – Письмо).

Подписи на документах

Прежде, до 5 мая 2014 года, подлинность подписи на заявлении о регистрации новой компании требовала свидетельствования в нотариальном порядке. Об этом говорилось в прежней редакции п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Получается, что в любом случае, когда регистрировалась новая фирма, заявителю нужно было обращаться к нотариусу.

Требование о необходимости нотариального свидетельствования подписей на документах сохранилось (абз. 1 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Однако появились исключения. С 5 мая 2014 года не требуется заверять у нотариуса подпись на заявлении о государственной регистрации создаваемой организации, если документы (абз. 3, 5 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ):

  • подаются заявителем лично в налоговый (регистрирующий) орган и одновременно с ними представляется документ, удостоверяющий личность;
  • направляются в налоговый (регистрирующий) орган в форме электронных документов, которые подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

При этом обратим внимание, что изменения не касаются ситуаций, когда документы на регистрацию представляются через многофункциональный центр (МФЦ). При этом подпись по-прежнему нужно заверять у нотариуса. В других случаях (допустим, при смене директора или изменении документов организации) также потребуется обращаться к нотариусу, даже если документы представляются лично.

А вот если использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, то нотариальное заверение теперь не потребуется для любого заявления, уведомления или сообщения. Это прямо закреплено в абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Если же документы направляются по почте, подпись, как и прежде, должна быть заверена у нотариуса. Изменений в данной части не было.

К сведению

Заявителем при государственной регистрации юридических лиц может быть, в частности (п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ):

  • лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени компании (например, руководитель постоянно действующего исполнительного органа);
  • учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  • руководитель компании, выступающей учредителем регистрируемого юридического лица;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации компании.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Документируем дистанционное участие в заседании общего собрания АО

Анализируем новые требования к проведению заседаний общих собраний акционеров АО с дистанционным участием. Какие требования установлены к средствам, используемым для их проведения, как и где хранить записи трансляций заседаний, каковы сроки хранения документов, связанных с проведением указанных заседаний.

Новые правила принятия решений общим собранием в ООО

Рассказываем, какие изменения необходимо учесть при принятии решений общими собраниями участников ООО с 01.03.2025. Узнаете про формулировки, которые теперь следует использовать, какие способы принятия решений возможны, какие изменения надо вносить в документы, связанные с проведением заседания или заочного голосования на общих собраниях участников. Приводим 5 образцов протоколов по итогам заседаний и заочных голосований общих собраний участников.

Новые правила проведения заседаний общих собраний акционеров

Годовые заседания общих собраний акционеров проводятся в этом году, как и раньше, с 1 марта по 30 июня. Однако с 1 марта 2025 года вступили в силу изменения в закон об АО, которые затрагивают порядок и формы проведения заседаний общего собрания акционеров, а также полномочия органов управления. Комментируем наиболее важные аспекты изменений в корпоративном законодательстве, касающиеся подготовки и проведения заседаний общего собрания акционеров. Особое внимание уделяем годовым заседаниям. Снабжаем образцами документов: требованием о проведении внеочередного заседания общего собрания акционеров АО, протоколом годового заседания общего собрания акционеров АО.

Внешнее управление должником в ходе банкротства

Каков порядок введения процедуры внешнего управления при банкротстве, какова ее цель. На какой срок она вводится, может ли она быть сокращена или продлена. Какие ограничения накладывает, в какой момент прекращаются полномочия руководителя должника и возлагаются на внешнего управляющего, какие решения вправе принимать органы управления и собственник должника. Какие меры должен реализовывать внешний управляющий с целью обеспечения восстановления платежеспособности должника, когда заканчиваются его полномочия. Что может включать план внешнего управления. По каким основаниям суд может отказать во введении внешнего управления.

Новые правила принятия решений общим собранием в ООО

Рассказываем, какие изменения необходимо учесть при принятии решений общими собраниями участников ООО с 01.03.2025. Узнаете про формулировки, которые теперь следует использовать, какие способы принятия решений возможны, какие изменения надо вносить в документы, связанные с проведением заседания или заочного голосования на общих собраниях участников. Приводим 5 образцов протоколов по итогам заседаний и заочных голосований общих собраний участников.

Корпоративные споры. Проблемы оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью

В продолжение нашего цикла статей о корпоративных спорах мы затронем важную тему о порядке заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Вопросы наследования долей в ООО или ситуация выхода из дедлока (о них мы говорили в предыдущих статьях) – ​случаи интересные, но касаются не всех организаций. А вот вопрос о том, является ли заключаемая сделка крупной и нужно ли получать согласие на ее совершение, возникает в практике большинства компаний. В статье мы рассмотрим, какие сделки относятся к крупным и сделкам с заинтересованностью, какого рода проблемы могут возникнуть при квалификации сделок как крупных. Разберем порядок заключения подобных сделок, а также посвятим вас в тонкости оспаривания.

Подписание документов управляющей компанией

Законодательство предусматривает особый способ передачи управляющей организации или управляющему полномочий руководителя компании. Чтобы оформить все по правилам, необходимо учесть множество нюансов и составить ряд документов. Поговорим о том, в соответствии с какими бумагами управляющая организация будет осуществлять свои полномочия; какие документы следует составить и что в них записать. Приведем примеры составления приказов, образец доверенности и фрагмент договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации.

Исключение акционера из общества

Как защитить общество от недобросовестного акционера? Исключить его из состава акционеров! Однако тут есть свои особенности. Исключение возможно только из непубличного акционерного общества и только в судебном порядке. Причем сделать это не так просто. Рассказываем, в каких случаях возможно исключение акционера из общества в судебном порядке, когда суд может отказать, какова процедура исключения, как оценить стоимость пакета акций исключенного акционера. Даем ответы на связанные с такими действиями вопросы, возникающие на практике.