Как создать обособленное подразделение компании

Компании, которые активно развивают свой бизнес, рано или поздно сталкиваются с необходимостью создания обособленных подразделений: новых офисов, магазинов и т.п. объектов, где оборудуются стационарные рабочие места. Выясним, какими бывают обособленные подразделения, кто должен принять решение об их создании и какие документы следует оформить при создании филиала, представительства или другого подразделения.

Законодательство предусматривает два способа организации удаленных рабочих мест, находящихся вне контроля работодателя, и три способа - под контролем работодателя. Первые два - это надомная и дистанционная работа (главы 49 и 49.1. ТК РФ). Оставшиеся три способа - создание филиалов, представительств и других обособленных подразделений. О них и пойдет речь.

Начнем с определений. Обособленным считается любое подразделение, территориально обособленное от организации, по месту нахождения которого оборудованы стационарные (т.е. созданные на срок больше месяца) рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Подразделение признается обособленным независимо от того, отражено ли его создание в документах организации, и от полномочий, которыми оно наделяется.

Представительство - это обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения компании и представляет (защищает) ее интересы (п. 1 ст. 55 ГК РФ).

Филиал - это обособленное подразделение компании, которое расположено вне места нахождения компании и осуществляет (полностью или частично) его функции, включая представительские (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Как видно, филиал и представительство всегда являются обособленными подразделениями. При этом не все обособленные подразделения - это представительства и филиалы. Основное отличие филиалов и представительств от других обособленных подразделений состоит в порядке их создания и постановки на учет.

Чтобы избежать путаницы, в дальнейшем под обособленными подразделениями мы будем иметь в виду все прочие подразделения, кроме филиалов и представительств.

Обособленное подразделение

Обособленные подразделения обычно создает организация в лице единоличного исполнительного органа: директора, генерального директора и т.п. (далее - директор компании). Отметим, что речь идет о случаях, когда полномочия руководителя по созданию обособленных подразделений не ограничены и не требуется длительного согласования бюджетов с вышестоящими органами.

По своей сути обособленное подразделение - это просто удаленный отдел или служба самой организации. Соответственно, и порядок действий должен быть таким же, как при создании внутреннего структурного подразделения. Просто издается приказ о создании обособленного подразделения и вносятся изменения в штатное расписание организации. Разница лишь в том, что в приказе о создании необходимо акцентировать внимание на месте размещения подразделения: указать адрес.

После издания приказа подразделение ставится на налоговый учет и набирается персонал (или в подразделение переводятся уже работающие сотрудники). Чтобы поставить обособленное подразделение на налоговый учет, в инспекцию нужно представить сообщение по форме № С-09-3-1 (утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@). Этот документ направляется по месту нахождения самой организации (п. 2 ст. 23 НК РФ):

  • в течение месяца со дня создания обособленного подразделения;
  • в течение трех дней с даты изменения сведений об обособленном подразделении или даты прекращения деятельности через подразделение.

Образец оформления приказа приведен в Примере 1.

Пример 1. Приказ о создании обособленного подразделения

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в мае + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Контролирующее должника лицо: кто ответит по долгам компании?

Вопрос привлечения к субсидиарной ответственности становится все более актуальным. Обычно к субсидиарной ответственности привлекают учредителей (участников) и руководителя компании-должника. Однако по действующему законодательству понятие контролирующего лица гораздо шире. Контролирующим должника лицом (КДЛ) фактически может быть признан любой, кто имеет возможность оказывать влияние на деятельность должника, давать ему обязательные указания. Рассмотрим фигуру контролирующего лица в делах о несостоятельности (банкротстве) на примерах из судебной практики. Если обнаружите подобные признаки в своей деятельности, стоит незамедлительно принять меры по снижению рисков признания КДЛ.

Структурирование совместного предприятия

Рассмотрим важные аспекты структурирования совместного (партнерского) предприятия – ​объединения предпринимателей в рамках одного юридического лица. Расскажем о плюсах и минусах, когда партнер входит в капитал существующей компании, когда они создают новую организацию или реорганизуются в форме присоединения. Ответим на вопросы: как выбрать организационно-правовую форму, юрисдикцию, суд для разрешения споров между партнерами? как определить договорную модель поддержки компании со стороны партнеров? что учесть при составлении устава, соглашения, корпоративного договора? как согласовать компетенции партнеров и органов управления?

Документы к протоколам: как оформлять и хранить

Протоколы в работе коллегиальных органов встречаются регулярно. На примерах покажем, как оформлять и формировать в дела протоколы, приложения к ним и другие документы, которые детализируют встречи и аргументируют принятые решения (например, справки, презентации, доклады, отчеты, черновики протоколов в бумажном виде или в виде аудиозаписи). Поясним, как делать взаимные ссылки между этими документами, а также как их правильно хранить.

Бизнес на двоих: как избежать корпоративного конфликта двух равноправных участников

При создании общества с ограниченной ответственностью участники нередко делят бизнес на равные доли – ​50 на 50. Казалось бы, справедливое решение. Но на практике такая схема часто приводит к корпоративному конфликту или к фактическому контролю над бизнесом того партнера, чей директор назначен к управлению обществом. И коль конфликт возник, то смена генерального директора становится невозможной, ведь необходимо согласие обоих участников. Расскажем, как избежать дедлока (deadlock) еще на стадии создания бизнеса двумя участниками с равными долями. Дадим примеры формулировок в устав и корпоративный договор общества, чтобы в последующем избежать развала бизнеса.

Подписание документов управляющей компанией

Законодательство предусматривает особый способ передачи управляющей организации или управляющему полномочий руководителя компании. Чтобы оформить все по правилам, необходимо учесть множество нюансов и составить ряд документов. Поговорим о том, в соответствии с какими бумагами управляющая организация будет осуществлять свои полномочия; какие документы следует составить и что в них записать. Приведем примеры составления приказов, образец доверенности и фрагмент договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации.

Увеличение уставного капитала ООО

Закон № 129-ФЗ запрещает регистрирующим органам требовать какие-либо документы, кроме установленных данным законом. Однако п. 1.2 ст. 19 Закона № 14-ФЗ требует представления документов, подтверждающих внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов в регистрирующий орган. Как видим, что касается документов, подтверждающих оплату дополнительных вкладов, здесь имеет место правовая коллизия. Из статьи вы узнаете об этих и других интересных и важных нюансах увеличения уставного капитала ООО.

Как унаследовать долю в ООО

Наследование долей в обществе – процесс длительный и трудоемкий. Практика показывает, что при применении законодательства, регулирующего наследование долей, возникает немало вопросов. Большинство из них вызвано сложным переплетением норм наследственного, корпоративного и семейного права. А наибольшие трудности возникают при получении согласия других участников на переход доли к наследнику. Рассмотрим этапы наследования доли в ООО и наиболее сложные моменты, которые обычно возникают на практике.

Что компания должна знать о своих бенефициарах

По закону компании обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах или хотя бы принимать меры по установлению информации о них. Причем штрафы за невыполнение этих обязанностей более чем серьезные. Узнаем, кто считается бенефициарным владельцем, как его установить, какую информацию о нем должна знать компания и главное – кому и как ее нужно сообщить.