Top.Mail.Ru

Тринадцать шагов к добровольной ликвидации компании

Ликвидация, так же как и создание компаний, неотъемлемая часть ведения предпринимательской деятельности. Во многих случаях фирмы ликвидируют не потому, что бизнес прогорел, а чтобы изменить его структуру, отказаться от устаревших направлений деятельности в пользу новых, более востребованных и эффективных. В любом случае перед тем, как в реестре появится запись о ликвидации, необходимо проделать много работы. Какой именно, читайте в статье.

«Все рано или поздно заканчивается». Именно так думают собственники компании перед тем, как принять решение о ее ликвидации. Однако для внесения заветной записи в ЕГРЮЛ необходимо пройти определенную процедуру и уведомить о своих планах всех заинтересованных лиц. Приведем пошаговую инструкцию по добровольной ликвидации компании и расскажем, какие препятствия встречаются на пути к ликвидации и как их преодолеть.

Шаг № 1. Принятие решения о ликвидации

Решение о прекращении деятельности компании может быть принято в любой период ее жизни, за исключением ситуации, когда начата процедура банкротства (п. 3 ст. 64 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Решение о ликвидации принимает общее собрание участников (акционеров) общества (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Повестку, которая выносится на рассмотрение, представим в виде Схемы (см. п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 8 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – Закон об ООО, п. 4 ст. 49 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее – Закон об АО).

Схема. Повестка дня общего собрания участников, на котором принимается решение о ликвидации

К сведению

Уставом непубличного АО можно предусмотреть возможность принятия этих решений большим количеством голосов либо единогласно (п. 5.1 ст. 49 Закона об АО). Аналогичное правило используется и для ООО (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО, постановление Президиума ВАС РФ от 23.10.2012 по делу № А51-8502/2010).

При определении сроков ликвидации нужно учитывать положения п. 6 ст. 57 Закона об ООО. Там сказано, что срок ликвидации общества не может превышать один год. Продлить срок можно в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев. Для АО подобный срок не установлен.

Ключевым на этом этапе является определение лиц, которые будут проводить ликвидацию. Участники могут избрать ликвидатора (ликвидационную комиссию) из числа любых лиц (включая работников компании). На практике ликвидатором зачастую становится руководитель компании (его заместитель) или главбух, поскольку у них есть исчерпывающая информация о делах компании.

Отношения с теми, кто будет заниматься ликвидацией, в большинстве случаев оформляются договором. Со стороны общества его обычно подписывает один из участников по доверенности. Дополнительно этот вопрос можно прописать в решении собрания о ликвидации компании.

К сведению

Если в компании сформирована ликвидационная комиссия, то ее члены должны избирать председателя, который будет осуществлять деятельность от имени комиссии.

С даты своего избрания ликвидатор (ликвидационная комиссия) осуществляет функции органа управления компанией (постановление Президиума ВАС РФ от 22.01.2013 по делу № А73-6489/2011). Поэтому после избрания важно обеспечить передачу ему всех документов. Иначе они будут истребованы через суд (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2016 по делу № А65-27544/2015).

К сведению

Возможность добровольной ликвидации общества прямо предусмотрена законом, соответственно, принятие такого решения не может быть расценено как злоупотребление правом (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 по делу № А19-4089/2015).

Шаг 2. Уведомление налоговой

После принятия решения о ликвидации необходимо в течение трех рабочих дней направить форму № Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» (приложение № 8 к приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее – форма № Р15001) в регистрирующую налоговую инспекцию. Подпись на уведомлении должна быть заверена нотариально.

Помимо самой формы, необходимо представить протокол общего собрания участников, на котором принято решение о ликвидации общества (или решение единственного участника).

До 2016 г. возникали споры относительно наличия у ликвидатора полномочий на подписание уведомления. По прежним правилам уведомлять инспекцию должны были участники (или орган, принявший решение о ликвидации). Законодатель решил эту проблему, и теперь ликвидатор вправе самостоятельно подписывать уведомление (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон о госрегистрации). Документы могут быть поданы как лично, так...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Когда АО может не платить дивиденды?

В текущей экономической ситуации многие акционерные общества задумались об отказе от выплаты дивидендов. И это возможно, ведь выплата дивидендов – право, а не обязанность общества. Вместе с тем отказ от выплаты дивидендов может нарушить право акционера на их получение. Рассказываем об общих правилах выплаты дивидендов и существующих ограничениях, в том числе моратории на банкротство, которое фактически «заморозило» выплату дивидендов многим акционерам. Узнаете, есть ли возможность обойти ограничения, отказаться от моратория и пр.

Требования к реквизитам протокола по ГК РФ

Мы уже писали про изменения в ГК РФ о собрании участников ООО в дистанционной форме. Однако вместе с этими изменениями в ГК РФ изменились и требования к составу сведений в протоколе заседания / собрания (в т. ч. указывается, что надо отражать в протоколе, если собрание проводится по видео-конференц-связи). Разбираем все изменения, поясняя, как их «вмонтировать» в существующие реквизиты протокола, показываем образец оформления целого документа (отметив в нем сведения, обязательные с точки зрения ГК РФ).

Доступ к информации АО по новым правилам

В связи с введением международных санкций и защитой интересов бизнеса Правительство России с 14.03.2022 и до конца года изменило состав акционеров, которые могут получать информацию о деятельности АО и доступ к его документам. Рассказываем об антикризисных нововведениях.

Дистанционное собрание участников ООО

С июля прошлого года общие собрания участников можно проводить в дистанционной форме с помощью электронных или иных технических средств. Однако ГК РФ устанавливает ряд условий. Расскажем о них подробнее. Поясним, какие организации могут использовать дистанционную форму общего собрания участников; как прописать норму о ней в уставе общества; как идентифицировать участников собрания (с помощью биометрии, номера мобильного телефона, ID технического устройства и пр.); как передать доверенность на представителя; можно ли сохранить конфиденциальность на собрании; как голосовать и подписывать протокол дистанционного собрания. В статье найдете формулировки для устава о допустимых форматах общих собраний, о ведении видео- и аудиозаписи хода собрания, уведомления участника о проведении собрания, а также образец протокола общего собрания с дистанционным участием.

Подписание документов управляющей компанией

Законодательство предусматривает особый способ передачи управляющей организации или управляющему полномочий руководителя компании. Чтобы оформить все по правилам, необходимо учесть множество нюансов и составить ряд документов. Поговорим о том, в соответствии с какими бумагами управляющая организация будет осуществлять свои полномочия; какие документы следует составить и что в них записать. Приведем примеры составления приказов, образец доверенности и фрагмент договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации.

Корпоративные споры. Проблемы оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью

В продолжение нашего цикла статей о корпоративных спорах мы затронем важную тему о порядке заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Вопросы наследования долей в ООО или ситуация выхода из дедлока (о них мы говорили в предыдущих статьях) – ​случаи интересные, но касаются не всех организаций. А вот вопрос о том, является ли заключаемая сделка крупной и нужно ли получать согласие на ее совершение, возникает в практике большинства компаний. В статье мы рассмотрим, какие сделки относятся к крупным и сделкам с заинтересованностью, какого рода проблемы могут возникнуть при квалификации сделок как крупных. Разберем порядок заключения подобных сделок, а также посвятим вас в тонкости оспаривания.

Как унаследовать долю в ООО

Наследование долей в обществе – процесс длительный и трудоемкий. Практика показывает, что при применении законодательства, регулирующего наследование долей, возникает немало вопросов. Большинство из них вызвано сложным переплетением норм наследственного, корпоративного и семейного права. А наибольшие трудности возникают при получении согласия других участников на переход доли к наследнику. Рассмотрим этапы наследования доли в ООО и наиболее сложные моменты, которые обычно возникают на практике.

Что компания должна знать о своих бенефициарах

По закону компании обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах или хотя бы принимать меры по установлению информации о них. Причем штрафы за невыполнение этих обязанностей более чем серьезные. Узнаем, кто считается бенефициарным владельцем, как его установить, какую информацию о нем должна знать компания и главное – кому и как ее нужно сообщить.