С 01.09.2025 вступает в силу закон, который предусматривает возможность отмены преимущественного права покупки доли (ее части) в уставном капитале общества или установление определенных ограничений, связанных с его реализацией. Новые нормы наделяют участников гражданского оборота большей свободой усмотрения при структурировании сделок с долями и снимают барьеры в поиске источников финансирования бизнеса. При этом права остальных участников обеспечиваются корпоративными процедурами, связанными с включением или исключением из устава общества положений, касающихся запрета или ограничения преимущественного права. Комментируем поправки и что за ними стоит.
До недавнего времени абз. 2 п. 2 ст. 93 ГК РФ предусматривал преимущественное право покупки доли ООО или ее части участником общества. Однако с 18.07.2025 норма была подкорректирована. Право на преимущественную покупку сохранилось, но только если уставом общества не предусмотрено иное. Таким образом, теперь участники ООО могут вносить в устав положения об отмене преимущественного права покупки доли. Такая мера обеспечивает большую гибкость корпоративной структуры хозяйственных обществ и оперативность в ее изменении в условиях меняющейся экономической конъюнктуры.
Изменения были предложены Правительством РФ. В пояснительной записке указано, что императивное установление в гражданском законодательстве РФ преимущественного права покупки доли является избыточным при наличии согласия всех участников на вхождение в состав ООО новых участников. Авторы законопроекта сослались также на определение Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 306-ЭС19-24912, в котором отмечено, что в силу презумпции диспозитивности, положенной в основу правового регулирования ООО, все правила, касающиеся отчуждения доли в компании третьим лицам, включая преимущественное право, могут быть изменены или полностью отменены уставом ООО. Исходя из этого было принято решение четко и однозначно урегулировать в законодательстве вопрос, связанный с возможностью отмены преимущественного права покупки доли в ООО.
Как и прежде, участники ООО по умолчанию наделены преимущественным правом покупки доли или части доли в уставном капитале общества, однако уставом может быть предусмотрено иное.
Прежде чем анализировать изменения, давайте подробнее рассмотрим упомянутое в пояснительной записке судебное дело. Ведь, строго говоря, именно с него все и началось.
Миноритарий обратился в общество с предложением к остальным участникам воспользоваться своим преимущественным правом покупки доли, которую он планировал продать третьему лицу по рыночной стоимости. Участники отказались и направили предложение о готовности ее выкупить по номинальной стоимости, сославшись на положения устава общества. Требование миноритария к обществу о выкупе его доли с выплатой ему ее действительной стоимости общество оставило без удовлетворения. Считая свои права нарушенными, участник решил оспорить положения устава в части закрепления заранее установленной цены покупки доли, а также поставил вопрос о взыскании действительной стоимости доли.
Рассматривая дело, высшая судебная инстанция сделала следующие ключевые выводы:
1. Действующее правовое регулирование перехода доли (части доли) участника общества в уставном капитале ООО к другому лицу учитывает природу хозяйственных обществ как организаций, основанных на экономическом самоопределении граждан и саморегулировании.
В связи с этим Закон об ООО позволяет участникам предусмотреть в уставе дополнительные гарантии своих имущественных прав, в частности в виде запрета на отчуждение доли или ее части в пользу лиц, не являющихся участниками общества, либо прописать необходимость получения согласия на подобное отчуждение. На это было указано еще в определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 № 1564-О. Таким образом, все правила, касающиеся ограничения отчуждения доли в уставном капитале третьим лицам, включая право преимущественной покупки, могут быть изменены или полностью отменены уставом.
2. Вместе с тем предусматриваемые уставом правила не могут противоречить существу законодательного регулирования товарищеского соглашения, которое заключается в том числе в недопустимости ситуации, при которой участнику запрещается выход из общества без возможности возврата своих инвестиций. Бессрочный запрет или необходимость получения согласия на отчуждение доли уравновешивается правом выхода из общества в случае отказа в согласии или при наличии запрета на отчуждение (п. 2 ст. 23 Закона об ООО). Но при этом с точки зрения баланса интересов допустим запрет (необходимость получать согласие) на отчуждение доли в течение разумного краткосрочного периода (например, экономически прогнозируемый срок окупаемости или срок разработки технологии) при отсутствии права на выход (права потребовать от общества приобрести долю) участника, затронутого такими ограничениями.
Преимущественное право покупки доли выступает эквивалентом ограничений на ее отчуждение, хотя и не исключая отчуждение полностью, но гарантируя сохранение персонального состава участников. Следовательно, преимущественное право покупки доли также не может создавать препятствия в отчуждении участниками своих долей на неопределенно долгий срок, лишая их возможности вернуть свои инвестиции.
3. За счет установления цены реализации преимущественного права в размере номинальной стоимости доли участник вынужденно остается в обществе. При покупке по такой цене другими участниками он лишается справедливой стоимости принадлежащей ему доли, а это противоречит сути товарищеского соглашения, поскольку нарушает фундаментальный запрет полностью лишать участия в прибыли от общего дела. Таким образом, положение устава о закреплении заранее установленной цены значительно отличающейся от рыночной и без ограничения срока действия такого условия разумным краткосрочным периодом является ничтожным, как противоречащее существу законодательного регулирования.
Соответственно, участник, в отношении которого действуют бессрочные условия о запрете на отчуждение доли или о необходимости получать согласие на ее отчуждение и такое согласие не получено, либо же уставом предусмотрена заведомо заниженная цена покупки доли по преимущественному праву на неопределенно долгий срок, в силу п. 2 ст. 23 Закона об ООО вправе требовать от общества приобрести принадлежащую ему долю (часть доли) и выплатить ее действительную стоимость (определение Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 306-ЭС19-24912).
В дальнейшем данная позиция была закреплена в качестве руководящего разъяснения в п. 15 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020.
Приведенное дело создало основу для разработки мер, направленных на изменение существующего правового механизма реализации преимущественного права покупки долей в уставном капитале компании.
Очевидно, что одной только правовой позиции ВС РФ оказалось недостаточно для изменения существующего правового режима оборота долей участия в хозяйственных обществах. Ведь она была сформулирована при рассмотрении конкретного дела с учетом определенных фактических обстоятельств. Если в других делах фактура будет отличаться, судьи могут занять иную позицию, поскольку они в первую очередь должны установить все юридически значимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, и только после этого определить круг правовых норм, подлежащих применению к спорной правовой ситуации.
Если суд при рассмотрении конкретного дела не учитывает результаты разрешения других споров с иными фактическими обстоятельствами и с их иной правовой оценкой, то это не свидетельствует о нарушении единообразия в вопросе правоприменения и не может служить основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта (см., например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.08.2024 № Ф06-11967/2021 по делу № А72-17057/2019).
Суд может не принять ссылку участника спора на иную судебную практику рассмотрения аналогичных споров, поскольку в РФ не действует прецедентное право.В каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств по конкретному делу (см., например, решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20.06.2024 по делу № 2-1368/2024).
Детальные изменения
Более детально новые правила изложены в Федеральном законе от 07.07.2025 № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”». Вступают поправки в силу, как мы уже упомянули, 01.09.2025.
Как можно увидеть из пояснительной записки к законопроекту, авторы исходили из необходимости обеспечить возможности реализации различных подходов к структурированию сделок с долями в уставном капитале ООО, в том числе при помощи опционов.
1. По новым правилам в уставе можно предусмотреть, что правила о преимущественной покупке могут не применяться:
- всеми, одним или несколькими участниками общества, прямо поименованными в уставе (с указанием сведений, позволяющих их идентифицировать);
- участниками, отвечающими определенным признакам (к примеру, доля участия в капитале компании не менее или не более конкретного размера).
Причем возможность воспользоваться преимущественным правом может быть связана с наступлением или ненаступлением определенных обстоятельств, сроков или их сочетанием.
Например, совладельцы бизнеса могут договориться о том, что преимущественное право покупки не действует:
- в течение определенного временного периода с даты создания компании
- либо до достижения определенного значения прибыльности или иных экономических показателей.
2. Соответствующие положения можно предусмотреть в уставе общества:
- как при его учреждении,
- так и внеся изменения позже по решению общего собрания участников, принятому единогласно.
Для исключения из устава данных положений допускается решение общего собрания, принятое большинством не менее 2/3 голосов от общего количества (если уставом не предусмотрено большее количество голосов).
3. Нотариально придется удостоверить:
- не только факт принятия решения о внесении в устав (и исключении из него) рассматриваемых положений,
- но и состав участников, которые были на заседании.
Такой порядок фиксации корпоративных решений позволяет исключить возможные злоупотребления.
4. Все запреты и ограничения, касающиеся реализации преимущественного права покупки доли или части доли в капитале общества, действуют ровно до тех пор, пока сами участники не решат их исключить из устава общества.
5. Запреты и ограничения, касающиеся реализации преимущественного права, не будут действовать в отношении лица, к которому перешла доля или часть доли в капитале общества, которые были отчуждены участниками, связанными соответствующими обязательствами.
6. Оферта о продаже доли или части доли должна быть направлена участником, принявшим такое решение, в адрес:
- общества,
- а также участникам, пользующимся преимущественным правом согласно уставу.
Правом акцептовать данную оферту пользуются:
- лица, являющиеся участниками общества на момент акцепта,
- а также само общество в случаях, предусмотренных законом.
Оферта считается не полученной, если в срок не позднее дня ее получения обществом участнику поступило извещение об отзыве оферты. Отзыв оферты о продаже доли или части доли после ее получения обществом допускается только с согласия всех участников, пользующихся преимущественным правом, если иное не предусмотрено уставом.
Участник, намеревающийся продать свою долю (ее часть), вправе запросить в обществе сведения о лицах, в отношении которых применяются правила о преимущественном праве покупки доли. Общество обязано сообщить такие сведения в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса.
Участники, наделенные преимущественным правом, могут им воспользоваться в течение 30 календарных дней с даты получения оферты обществом.