Top.Mail.Ru
Автор делится историческими фактами, которые иллюстрирую принципы, на которых раньше заключались сделки в купеческой среде в России. Тут есть над чем задуматься и современникам-коммерсантам, особенно в части формирования имиджа и деловой репутации.

Русские купцы были уверены, что богатство приходит вслед за репутацией. «Доброе имя лучше богатства», – ​говаривали они. И поэтому купеческое слово было наивысшей гарантией. Не банковская гарантия, не документ на бумаге, а именно слово, устное обещание. Ничего удивительного. Ведь за словом купца стояла его честь и возможность вести бизнес1.

Пример 1

Промышленник Сергей Иванович Четвериков в 1907 году через публикации в газете начал разыскивать кредиторов своего отца, чтобы вернуть долги. Дела мануфактуры, которой управлял его отец, шли из рук вон плохо. Отец покончил с собой, т. к. не мог «платить по счетам». За дело взялся его 21-летний сын. Ушли годы на восстановление и развитие бизнеса. Как только появилась финансовая возможность, сын решил разыскать кредиторов, чтобы восстановить доброе имя отца.

Министр финансов Сергей Витте в официальном документе писал, что в обороте государства находятся 50 млн купеческих денег. И отданы они под честное слово…

Честь в традиции российского купечества восходила к православному пониманию. Большинство купцов были из простых работящих крестьянских семей, они собственным упорным трудом зарабатывали капитал, без каких-либо связей и протекций. В старообрядческих общинах практиковали и такое «первичное накопление капитала»: все семьи одной общины, что находилась в глубинке, скидывались и отдавали эти деньги «самому толковому», отправляя его в крупный город с главной целью – ​чтобы он наладил сбыт их сельскохозяйственной, ремесленной или другой продукции. Этот начальный капитал давался под честное слово тому, кого община с детства знала.

В наше время это кажется невозможным. А ведь работало же! Купцы занимались еще и общественной, благотворительной деятельностью. Причем бескорыстно, а не ради пиара или снижения налогового бремени. Достаточно вспомнить Павла Михайловича Третьякова и его коллекцию картин!

Купцы воспитывались в миропонимании «под Богом ходим». Они считали успех в бизнесе Божьим благословением. После завершения успешной сделки многие шли в первую очередь в церковь поблагодарить Создателя.

Сдержать свое слово – ​это не только вопрос чистой совести. Это репутация. Купцы не работали со всеми подряд. Если они узнавали, что тот или иной купец уже нарушал свое обещание, то могли и отказаться от сотрудничества с ним. «Сарафанное радио» хорошо работало.

Также не стоит забывать, что были среди начинающих купцов и неграмотные, для которых бумажка ничего не значила по одной простой причине – ​они не могли ее прочесть. Поэтому более верили слову.

Вступая в купеческую гильдию, купец должен был объявить свой капитал. Это, кстати, упрощало и работу «налоговой службы». Купец, обманувший гильдию, с позором исключался из нее – ​это было равносильно банкротству.

А как вообще взаимодействовали купцы? Ведь у них тоже периодически возникали и трудности, и конфликты.

Порой на ярмарках случались разногласия, споры между купцами. Тогда в дело вступал словесный суд – ​устный и скорый. Назначаемый из окружного суда представитель выслушивал конфликтующие стороны и выносил свое решение. Стоит обратить внимание на то, что протокол не велся! Вердикт обжалованию не подлежал, а если не подчиниться, то можно и честь потерять, и засмеют.

Но словесный суд разбирал дела, где суть оспариваемого не превышала 500 рублей. Со спорами по более крупным суммам нужно было обращаться в суд – ​окружной, губернский.

Опытные купцы часто кредитовали начинающих купцов. Те брали деньги или товар под честное слово, обещая вернуть долг через год в судный ярмарочный день (любой с 25 июля по 2 августа). Так начинающие купцы набирали товар и уходили в родные края. Большинство из них возвращались с расплатой вовремя. В противном случае и слух пойдет, что купец разорился, проворовался, да и репутация его будет потеряна навсегда. Бывали случаи, когда начинающий купец разорился, но честь свою не потерял.

Был также обычай рвать пополам открытку. Одна часть оставалась у кредитора, вторая – ​у заемщика. И если через год по каким-либо серьезным причинам заемщик не смог приехать на ярмарку, то посылал вместо себя человека со своей половинкой открытки. Это означало, что приехать кредитуемый не смог, но свое слово сдержит.

Пример 2

Однажды купец Александр Петрович Бугров, для того, чтобы выиграть выгодный подряд, должен был срочно внести в кассу 20 000 рублей. С собой у него было меньше половины. Он прибежал на базар, снял свою шапку и обошел с ней всех купцов, быстро дособрав необходимую сумму. Подряд Александр Петрович выиграл. На следующий день утром он вернулся на тот же базар и снова обошел тех же купцов, спрашивая, сколько тот «кинул» в шапку, и с благодарностью отдавал долг.

Когда в деловой среде превалирует честность и доверие, это позволяет максимум усилий тратить на само дело, а не на препирательства и доказывание своей правоты.

Пример 3

В 1881 году литератор Николай Зегимель опубликовал книгу «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом». В ней он обобщил все рекомендации для купцов по поведению в общении с покупателями, подчиненными и коллегами по ремеслу – ​своего рода Кодекс. Среди правил, приведенных в книге, можно выделить, к примеру, такие:

  • Работайте сами. Не полагайтесь на своих помощников. То, что вы можете сделать сами, не давайте делать другим. Если необходимо что-то делать другим, то, по крайней мере, наблюдайте за ними.
  • Держите всегда данное слово. Лучше не обещайте, если не уверены в том, что вы в состоянии исполнить обещанное, но раз давши слово, вы должны его помнить и свято исполнять.
  • Не гонитесь за делом, обещающим большие барыши, но сопряженным с риском. Лучше занимайтесь такими предметами, которые дают хотя малую, но верную пользу.
  • Относитесь к своему делу с полным усердием, чем бы вы ни занимались.
  • Будьте строго разборчивы в выборе помощников в вашем деле. Нанимайте таких служащих, которые безбедно могут существовать на назначенное вами жалованье. Семейный на маленьком жаловании существовать не может, он поневоле сделается нечестным и будет занят заботами о своих интересах.
  • Всякое дело основано на доверии, поэтому вы должны всеми силами стараться снискать себе полное доверие тех, с кем вам приходится иметь дело. Этого вы можете достичь разными путями, а главное – ​честностью и добросовестностью.
  • Соблюдайте экономию в ваших личных расходах, лучше живите ниже ваших средств, чем выше.

Пример 4

Знатоком купеческой среды был Александр Николаевич Островский. Его пьесы показывают, по каким правилам она жила, без идеализации – ​и изъяны, и достоинства. Чего только стоит история Ларисы Дмитриевны в «Бесприданнице» (позже экранизирована Рязановым в фильме «Жестокий романс»). Как глубоко Островский понял мятущуюся женскую душу, которая «любви искала и не нашла» – ​просмотр этой пьесы способен спасти и современных девушек от опрометчивого замужества и потери себя. А каков диалог в самом конце:

  • У тебя тоже цепи?
  • Хуже. Кандалы.
  • Какие?
  • Слово честное. Купеческое.

А сейчас нам необходимы юристы и нотариусы, печати, дополнительные документы и прочее. И все равно письменный договор отнюдь не гарантирует того, что условия сделки будут соблюдены. Есть даже такая грустная современная шутка: «Письменный договор позволяет людям изложить на бумаге все причины, по которым они не доверяют друг другу».

Раньше нормой было давать свою фамилию собственному бизнесу. А сейчас в норме ограничивать свою ответственность суммой, вложенной в предприятие (отсюда и понятие «общество с ограниченной ответственностью» в Гражданском кодексе РФ, которое появилось на заре построения в России капитализма после развала СССР – ​по этим предложенным правилам мы начали заново учиться строить бизнес).

И вот перед нами 2 варианта, как две противоположные системы. От того, какую из них выбирает большинство, зависит, как мы живем. А как хотели бы дальше жить вы?

Сноски 1

  1. При написании данной статьи использовались материалы книг Л. Анисова «Третьяков» и В. Десятирика «Иван Сытин», статьи Павла Гуревича «Честное. Купеческое» в «Литературной газете» № 22’ 2010 и Сергея Емельянова «За честь – хоть голову снесть» в проекте «Родина» «Российской газеты» № 8’ 2017. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Указываем в договорах порядковые и количественные числительные

В договорах, ЛНА, приказах, отчетах и пр. документах нередко указываются числительные. Выясняем, как правильно упоминать суммы, какую форму числительного нужно выбрать в зависимости от ситуации, когда числительные лучше писать прописью, а когда указывать цифрами, как пишутся дробные числа, диапазон значений, номера телефонов и домов, делается ли наращение и пр.

Оформляем отметку о приложении в сопроводительном письме

Сопроводительные письма используются в юридической практике регулярно. Объясняем, направление каких документов потребует составления сопроводительного письма и как оформлять отметку о приложении в различных случаях. В частности, если направляемый документ поименован в тексте письма, если приложений несколько, если количество листов зафиксировано в самом приложении, если приложение к письму имеет собственное приложение, если в бумажном письме сообщаем о направлении электронного документа, если приложений слишком много, если приложение содержит конфиденциальную информацию и пр.

Страсти по Деду Морозу и другие предновогодние споры

Дед Мороз и Снегурочка накануне Нового года – самые востребованные персонажи на любом празднике, чем и пользуются добросовестные и не очень предприниматели. Мы сделали подборку судебной практики, связанную с предновогодней суетой. Рассказываем об ошибках, которые допустили и истцы, и ответчики, а также как их можно было бы избежать.

Что учесть при организации корпоратива

Не за горами декабрь, а значит, пора думать о корпоративном мероприятии. Правовому департаменту совместно со службой персонала, отделом безопасности и отделом снабжения необходимо организовать праздник таким образом, чтобы, что называется, и волки были сыты, и овцы остались целы. Рассказываем, что предусмотреть при заключении договора, какие особенности учесть и каких ошибок не допустить.

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.

Правила оформления приложений к договорам

На практике все чаще можно встретить многостраничные договоры с множеством приложений. Показываем, как нумеровать приложения к приложениям договоров, что делать, если первому приложению номер не дали, а потом оформили второе приложение, как форму документа (например, акта) сделать приложением к договору, как придать юридическую силу скан-копиям договора и приложений к нему при их направлении по электронной почте, если у контрагентов нет электронных подписей. Поводом для написания статьи стали вопросы подписчиков.

Территориальная подсудность: как прописать в договоре

В любом договоре есть раздел, посвященный урегулированию споров. Там прописываются способы ведения переговоров и направления претензии, сроки ее рассмотрения, порядок ответа и т.д. Если все спорные вопросы удается разрешить путем переговоров – ​хорошо. Но что делать, если переговоры зашли в тупик и возникает перспектива судиться? Вот тут как раз и встает вопрос о том, где будет проходить суд. И лучше этот вопрос решить при заключении договора. Автор дает советы, как грамотно прописать территориальную подсудность в договоре, чтобы это была не формальность, а работающие в ваших интересах условия обращения за судебной защитой.