Достаточно часто налоговые инспекторы пытаются заставить налогоплательщиков погасить задолженность, образовавшуюся перед бюджетом, возможность взыскания которой налоговыми органами была утрачена как во внесудебном так и в судебном порядке. Рассмотрим позицию чиновников и арбитражную практику по следующим вопросам: условия признания налоговой задолженности безнадежной, начисление пени после истечения пресекательного срока требования налога, отражение в справке о состоянии расчетов с бюджетом сумм, на которые инспекция утратила право на взыскание, зачет излишне уплаченного налога в счет погашения просроченной недоимки, наличие в карточках лицевого счета долгов, нереальных к взысканию.
В данной статье рассмотрены случаи признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию и дальнейшее ее списание. Автор обратил особое внимание на следующие спорные вопросы, связанные с истечением пропуска сроков давности взыскания: прекращение обязанности по уплате налогов и сборов, исключение спорных сумм из карточки лицевого счета, правомерность отражения в справке о состоянии расчетов с бюджетом спорной задолженности, зачет излишне уплаченного налога в счет погашения «старой» недоимки.

Порядок списания безнадежных долгов

Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, уплата или взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального либо юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном (п. 1 ст. 59 НК РФ):

  • Правительством Российской Федерации – по федеральным налогам и сборам;
  • Исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями – по региональным и местным налогам.

Аналогичные правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (п. 2 ст. 59 НК РФ).

Порядок списания безнадежной задолженности утвержден постановлением Правительства от 12.02.2001 г. № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (далее - Постановление № 100).

Итак, признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка, а также задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам в следующих случаях (п. 1 Постановления № 100):

  • ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
  • смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Ранее возникало множество вопросов о правомерности указанного списка. Решение вопроса нашло отражение в определении Конституционного Суда. Арбитры решили, что Правительство было вправе включить в Постановление № 100 исчерпывающий перечень условий для списания безнадежной к взысканию недоимки (определение Конституционного Суда от 19.05.2009 г. № 757-О-О).

Вместе с тем Минфин в письме от 26.12.2008 г. № 03-01-10/5-148 отметил, что нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления могут быть установлены иные основания признания недоимки безнадежной к взысканию.

Порядок принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, в том числе по суммам налоговых санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.1999 г., а также задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за организациями по состоянию на 01.01.2001 г., был утвержден приказом Минфина от 15.06.2005 г. № 72н (далее - Приказ № 72). В данном приказе подробно указан состав документов, необходимых для признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию.

Для организаций

Минфин в письме от 26.05.2008 г. № 03-01-03/3-63 отметил, что налоговое законодательство не предусматривает возможности списания задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам с действующих компаний. Ведь в соответствии с Постановлением № 100 решение о списании налоговой задолженности принимается только в отношении ликвидированных в соответствии с законодательством организаций.

Отметим, что при ликвидации организации в порядке банкротства безнадежной к взысканию признается задолженность, не погашенная за счет конкурсной массы (п. 2 Приказа № 72).

Между тем многие предприятия воспользовались предоставленной государством возможностью реструктуризации задолженности1 и в настоящее время погасили или значительно сократили свои долги перед бюджетом. Причем при выполнении установленных условий реструктуризации и при досрочном погашении задолженности у организаций возникало право на списание соответствующих сумм по пеням и штрафам. Что же касается предложения о списании...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Вклад в имущество от иностранной «мамы»: налоговые риски

Российская организация, получившая в свое время заем от своего иностранного участника, может не иметь возможности его вернуть. И участник может не истребовать эти денежные средства обратно. Более того, он может принять решения оставить эти деньги российской «дочке», оформив, например, это вкладом в ее имущество. Но не все знают, что такая операция влечет за собой налоговые риски. О них и идет речь в статье (со ссылками на позиции Минфина России и судебную практику как в пользу налоговых органов, так и налогоплательщиков).

Налоговые риски при продаже имущества по цене ниже рыночной

Если компания, имеющая в собственности имущество, уже не актуальное для использования (техника, авто, мебель и т. п.), решит продать его по символической цене своим же (учредитель, директор, рядовой сотрудник) или даже сторонним лицам, такая продажа при налоговой проверке может вызвать пристальное внимание со стороны налоговых органов и повлечь за собой доначисления налогов, другие неблагоприятные последствия. Однако надо помнить, что само по себе многократное отличие примененной цены от рыночного уровня не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на уклонение от налогообложения. Для вывода об этом необходимо также наличие иных обстоятельств, порочащих деловую цель сделки. Немаловажное значение имеет и собранная налоговиками доказательственная база (а собрать ее им удается не всегда). В нюансах разбираемся в статье, опираясь на позиции ФНС и Минфина России и судебную практику (как с отрицательными, так и с положительными для налогоплательщиков результатами). С нашей помощью сможете оценить риски налоговых последствий подобных сделок и (при необходимости) вооружиться аргументами в свою защиту в суде.

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.

Оплата за граждан-подрядчиков сопутствующих расходов: налоговые особенности

Некоторые компании привлекают граждан-подрядчиков по договорам гражданско-правового характера. При этом в договоре может быть предусмотрено условие, что если работы выполняются в другом регионе, компания-заказчик берет на себя бремя расходов по проезду и проживанию подрядчиков. Нужно ли начислять НДФЛ со страховыми взносами и можно ли относить указанную оплату на расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций? Позиции Минфина и ФНС России, а также судов по этим вопросам смотрите в статье.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.