Top.Mail.Ru

Реструктуризация кредитов: налоговый аспект

Зачастую невозможность исполнить надлежащим образом обязательства по кредиту загоняют в тупик. В поисках решения данной проблемы многие организации приходят к выводу о необходимости изменения условий кредитного договора. Читайте подробно об этой возможности с использованием механизма реструктуризации. Автор не просто описывает различные схемы реструктуризации кредитов, а делает акцент на налоговых последствиях этого вида изменения обязательств.
В условиях мирового финансового кризиса многие организации и физические лица в результате частичной или полной потери своих доходов не могут своевременно и в полном объеме исполнить обязательства перед кредиторами 1. Одним из наиболее эффективных методов выхода из указанной ситуации является изменение условий погашения задолженности по существующим кредитам – реструктуризация. Различные программы (схемы) изменения условий первоначальных договоров позволяют сохранить доходность кредиторов по выданным кредитам (а в некоторых случаях увеличить доходность) и осуществлять заемщикам исполнение обязательств с учетом своего финансового положения. В настоящей статье будут рассмотрены основные налоговые последствия как для кредиторов, так и для заемщиков, связанные с реструктуризацией кредиторской задолженности

Реструктуризация – это изменение существенных условий первоначального кредитного договора на основании соглашений с заемщиком. При этом заемщик получает право исполнять обязательства по кредиту в более благоприятном режиме (например, изменение срока погашения кредита (основного долга и (или) процентов), размера процентной ставки, порядка ее расчета). Определение реструктуризации приведено в п. 3.7.2.2 Положения Центрального банка Российской Федерации от 26.03.2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (с изменениями и дополнениями).

Кредит может не признаваться реструктурированным, если:

  • договор, на основании которого кредит предоставлен, содержит условия, при наступлении которых заемщик получает право исполнять обязательства по кредиту в более благоприятном режиме, описаны параметры этих изменений, если и в дальнейшем указанные условия наступают фактически;
  • соблюдаются параметры изменений условий исполнения обязательств по кредиту, предусмотренные договором, на основании которого кредит предоставлен.

Различные программы (схемы) реструктуризации позволяют кредиторам предоставить своим заемщикам ряд уступок и/или преимуществ в отношении обязательств по первоначальному кредитному договору, таких, как изменение срока исполнения обязательств, уменьшение штрафных санкций, изменение условий предоставления долговых обязательств, обеспечительных обязательств и пр.

В случае изменения условий кредитных договоров указанные изменения могут повлечь появление дополнительных налоговых обязательств как со стороны кредиторов, так и со стороны заемщиков.

Основные схемы реструктуризации кредитов

Дополнительные налоговые последствия, возникающие при внесении изменений в условия первоначальных кредитных договоров, являются следствием применения кредиторами различным схем реструктуризации кредитов.

Основными являются схемы, связанные с изменением следующих параметров выданного кредита:

  • изменение сроков погашения кредита и/или пролонгация кредита;
  • изменение методов погашения кредита;
  • освобождение заемщика от уплаты части задолженности по основному долгу;
  • освобождение заемщика от уплаты части суммы основных процентов по кредиту, начисленных к моменту реструктуризации;
  • освобождение заемщика от уплаты задолженности по штрафам (неустойки, пени), начисленным к моменту реструктуризации;
  • освобождение заемщика от уплаты задолженности по повышенным процентам, начисленным к моменту реструктуризации;
  • изменение процентной ставки по кредиту с момента заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (начиная с момента реструктуризации кредита);
  • прекращение начисления штрафов (неустойки, пени) на имеющуюся на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору просроченную задолженность по кредитному договору;
  • прекращение начисления повышенных процентов на имеющуюся на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору задолженность по кредитному договору.

Рассмотрим налоговые последствия применения основных схем реструктуризации кредитов.

Основные налоговые последствия реструктуризации

Изменение сроков и методов погашения кредита

При изменении сроков погашения задолженности заемщика и/или пролонгации кредита отражение процентов в доходах кредитных организаций, выдавших кредит, и расходов организаций, получивших кредит, осуществляется в общеустановленном порядке исходя из суммы задолженности по кредиту, установленной кредитным договором процентной ставки по новому сроку погашения кредита.

Напомним, что согласно п. 3 ст. 328 НК РФ проценты по договорам кредита учитываются на дату признания дохода (расхода) в соответствии с гл. 25 НК РФ.

На основании п. 6 ст. 271 НК РФ (для доходов в виде процентов) и п. 8 ст. 272 НК РФ (для расходов в виде процентов) по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налогообложения прибыли доход признается полученным/расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих доходов/расходов на конец соответствующего месяца отчетного периода.

Судебная практика

Обратите внимание: в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 г. № 11200/09 суд указал, что, учитывая период погашения процентов, приходящийся на следующие за отчетным налоговые периоды, расходы по процентам должны относиться к тем периодам, в которых у налогоплательщика возникает обязательство по их уплате. Следовательно, указанные расходы в виде начисленных процентов по займу не могут уменьшать налогооблагаемую базу в налоговых периодах, в которых не осуществляется их выплата.

Указанное решение Президиума ВАС РФ вызвало множество вопросов со стороны налогоплательщиков, поскольку данным постановлением менялась трактовка прочтения норм налогового законодательства касательно порядка учета расходов в виде процентов при применении налогоплательщиками метода начисления.

Что касается позиции финансового ведомства, то она является прямо противоположной позиции, изложенной в указанном выше постановлении Президиума ВАС РФ.

По мнению ФНС РФ, нет оснований для изменения сформированного ранее подхода к порядку признания процентов в связи с указанным постановлением Президиума ВАС РФ, поскольку это приведет к нарушению иных требований законодательства в отношении учета для целей налогообложения процентов по долговым обязательствам (см. письмо ФНС РФ от 17.03.2010 г. № 3-2-06/22).

Минфин РФ полагает, что проценты по всем видам заимствования признаются в составе внереализационных расходов равномерно в течение всего срока действия соответствующего договора (вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов) на конец каждого месяца пользования полученными денежными средствами (см. письма Минфина от 01.04.2010 г. № 03-03-06/4/36, от 01.04.2010 г. № 03-03-06/2/63, от 01.04.2010 г. № 03-03-06/2/62 и другие письма Минфина РФ, опубликованные после вынесения указанного постановления Президиума ВАС РФ).

Судебная практика

Что касается иной арбитражной практики по данному вопросу, то в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2008 г. по делу № А42-7376/2007 суд указал, что дата признания процентов по договорам займа, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, определяется в соответствии с п. 8 ст. 272 НК РФ независимо от срока выплаты процентов, определенного условиями договоров, и от фактической выплаты начисленных процентов кредитору.

Таким образом, по мнению автора, у налогоплательщиков нет оснований для изменения ранее сформированного подхода по учету расходов в виде процентов, в соответствии с которым расходы в виде процентов должны начисляться равномерно в течение всего срока действия долгового обязательства (вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов) и признаваться для целей налогового учета на конец каждого месяца пользования полученными денежными средствами.

При этом начисленные и учтенные до момента реструктуризации в налоговой базе по налогу на прибыль проценты по кредиту корректировке не подлежат.

При изменении порядка погашения суммы основного долга и процентов начиная с момента подписания дополнительного соглашения к кредитному договору (например, изменение порядка уплаты ежемесячного платежа уменьшающимися суммами (схема «проценты на остаток») на погашение основного долга и процентов равными платежами (аннуитет)) также не ведет к появлению дополнительных налоговых последствий в связи с применением указанного метода реструктуризации кредита.

Для заемщика физического лица при применении указанных...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.

Оплата за граждан-подрядчиков сопутствующих расходов: налоговые особенности

Некоторые компании привлекают граждан-подрядчиков по договорам гражданско-правового характера. При этом в договоре может быть предусмотрено условие, что если работы выполняются в другом регионе, компания-заказчик берет на себя бремя расходов по проезду и проживанию подрядчиков. Нужно ли начислять НДФЛ со страховыми взносами и можно ли относить указанную оплату на расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций? Позиции Минфина и ФНС России, а также судов по этим вопросам смотрите в статье.

Налоговые риски при продаже имущества по цене ниже рыночной

Если компания, имеющая в собственности имущество, уже не актуальное для использования (техника, авто, мебель и т. п.), решит продать его по символической цене своим же (учредитель, директор, рядовой сотрудник) или даже сторонним лицам, такая продажа при налоговой проверке может вызвать пристальное внимание со стороны налоговых органов и повлечь за собой доначисления налогов, другие неблагоприятные последствия. Однако надо помнить, что само по себе многократное отличие примененной цены от рыночного уровня не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на уклонение от налогообложения. Для вывода об этом необходимо также наличие иных обстоятельств, порочащих деловую цель сделки. Немаловажное значение имеет и собранная налоговиками доказательственная база (а собрать ее им удается не всегда). В нюансах разбираемся в статье, опираясь на позиции ФНС и Минфина России и судебную практику (как с отрицательными, так и с положительными для налогоплательщиков результатами). С нашей помощью сможете оценить риски налоговых последствий подобных сделок и (при необходимости) вооружиться аргументами в свою защиту в суде.

Обязанности контролирующих иностранные компании лиц

Объясняем, какие иностранные компании подпадают под контроль и кто именно их контролирует, а также какие обязанности по отчетности и уплате налогов придется выполнять. Наша подборка судебной практики подскажет, в каких случаях можно добиться снижения штрафных санкций.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.