Изменения в НК РФ, касающиеся контроля цен для целей налогообложения, вступили в силу 1 января 2012 г. Но за небольшой промежуток времени, прошедший с этой даты, у налогоплательщиков уже успело накопиться достаточное количество вопросов. На некоторые из них недавно ответил Минфин России в своих разъяснениях. Так каково же мнение чиновников по наиболее актуальным вопросам?

Контроль над ценами сделок, применяемыми для целей налогообложения, – одна из особо «популярных» проблем российского налогового законодательства. Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2012 года, по задумке его авторов, должен навести порядок в сфере трансфертного ценообразования. Столь грандиозных изменений, направленных на «совершенствование принципов определения цен для целей налогообложения», еще не было. С одной стороны, теперь в НК РФ подробно описаны методики определения рыночных цен, перечислены все случаи, когда сделки признаются контролируемыми, а лица – взаимозависимыми. С другой – на практике новые «правила игры» уже сейчас вызывают массу вопросов. Ответы на часть из них дал Минфин России в своих разъяснениях по вопросам применения раздела V.1 НК РФ, выпущенных почему-то без номера и даже без даты.

Законодательство о трансфертном ценообразовании существует во многих странах уже не первый год. При его разработке в большинстве случаев использовались рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), изложенные в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб 1995 года (далее – Рекомендации ОЭСР). В их основе лежит принцип «вытянутой руки» (the arm’s length principle), или «почтительного» расстояния.

Россия пошла по этому же пути. Главное требование вступившего в силу с начала 2012 года порядка определения налоговых последствий ценообразования таково: взаимозависимые лица должны отражать в налоговом учете сделки, совершаемые между собой, на условиях, которые закрепили бы самостоятельные (т. е. не являющиеся взаимозависимыми) стороны в сравнимых обстоятельствах. А в этом как раз и заключается суть принципа «вытянутой руки» – уровень цен, используемых в сделках между связанными лицами, должен соответствовать уровню обычных рыночных цен.

Итак, среди основных изменений, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее – Закон № 227-ФЗ), нужно отметить следующие:

  • расширение круга взаимозависимых лиц;
  • введение новых методов определения рыночных цен;
  • требование о подготовке документации, обосновывающей уровень цен в контролируемых сделках;
  • введение отдельного вида проверок, предметом которых является правильность ценообразования;
  • специальные штрафные санкции за несоответствие цен рыночным.

Новеллой также является возможность заключить с налоговыми органами соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. Однако такое право есть лишь у крупнейших налогоплательщиков, сумма ежегодных налоговых платежей которых превышает 1 млрд руб. или годовая выручка/размер активов которых составляет более 20 млрд руб. (договориться о ценах с налоговиками они могут на срок до трех лет). Сумма госпошлины, которая уплачивается за рассмотрение соответствующего заявления, также впечатляет – 1,5 млн руб.

Взаимозависимые лица

Лица признаются взаимозависимыми, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц и деятельности представляемых ими лиц.

Перечень оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, приведен в ст. 105.1 НК РФ. В нем выделено 11 категорий. Так, взаимозависимыми, в частности, признаются:

  • организации в случае, если одна из них прямо и (или) косвенно участвует в другой и доля такого участия составляет более 25%;
  • организация и «физик», если последний прямо и (или) косвенно участвует в компании и доля такого участия составляет более 25%;
  • организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  • организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
  • физические лица в случае, если одно подчиняется другому по должностному положению;
  • физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные),...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Вклад в имущество от иностранной «мамы»: налоговые риски

Российская организация, получившая в свое время заем от своего иностранного участника, может не иметь возможности его вернуть. И участник может не истребовать эти денежные средства обратно. Более того, он может принять решения оставить эти деньги российской «дочке», оформив, например, это вкладом в ее имущество. Но не все знают, что такая операция влечет за собой налоговые риски. О них и идет речь в статье (со ссылками на позиции Минфина России и судебную практику как в пользу налоговых органов, так и налогоплательщиков).

Налоговые риски при продаже имущества по цене ниже рыночной

Если компания, имеющая в собственности имущество, уже не актуальное для использования (техника, авто, мебель и т. п.), решит продать его по символической цене своим же (учредитель, директор, рядовой сотрудник) или даже сторонним лицам, такая продажа при налоговой проверке может вызвать пристальное внимание со стороны налоговых органов и повлечь за собой доначисления налогов, другие неблагоприятные последствия. Однако надо помнить, что само по себе многократное отличие примененной цены от рыночного уровня не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на уклонение от налогообложения. Для вывода об этом необходимо также наличие иных обстоятельств, порочащих деловую цель сделки. Немаловажное значение имеет и собранная налоговиками доказательственная база (а собрать ее им удается не всегда). В нюансах разбираемся в статье, опираясь на позиции ФНС и Минфина России и судебную практику (как с отрицательными, так и с положительными для налогоплательщиков результатами). С нашей помощью сможете оценить риски налоговых последствий подобных сделок и (при необходимости) вооружиться аргументами в свою защиту в суде.

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.

Оплата за граждан-подрядчиков сопутствующих расходов: налоговые особенности

Некоторые компании привлекают граждан-подрядчиков по договорам гражданско-правового характера. При этом в договоре может быть предусмотрено условие, что если работы выполняются в другом регионе, компания-заказчик берет на себя бремя расходов по проезду и проживанию подрядчиков. Нужно ли начислять НДФЛ со страховыми взносами и можно ли относить указанную оплату на расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций? Позиции Минфина и ФНС России, а также судов по этим вопросам смотрите в статье.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.