ТОП-10 мифов, касающихся страховых взносов

Любому человеку свойственно заблуждаться. Причем даже в таких отраслях знаний, в которых этого происходить, казалось бы, не должно. Заблуждения – частое явление как в обыденной жизни, так и в профессиональной сфере. И плательщикам взносов тоже свойственно заблуждаться. В доказательство приведем десять наиболее распространенных мнений о начислении и уплате страховых взносов, которые не соответствуют действительности.

Уже более трех лет (с 2010 года) всем компаниям приходится заниматься начислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Законом № 212-ФЗ 1. В ходе общения с фондами, безусловно, возникает масса спорных вопросов. При этом разъяснений чиновников по неоднозначным ситуациям, к сожалению, не так много. Полагаем, что это происходит в том числе из-за недостаточно активной разъяснительной работы; заблуждений же о страховых взносах меньше не становится. Однако ответы на многие вопросы лежат на поверхности. Приведем примеры распространенных заблуждений о страховых взносах.

Страховые взносы являются довольно серьезной нагрузкой на бюджет компании. Так, если на НДФЛ уходит 13% от заработка сотрудника, то на взносы тратится куда больше. Причем не из зарплаты работника, а из бюджета компании.

Чтобы было проще понять, о каких суммах идет речь, напомним, по каким тарифам работодатели, за исключением тех, для которых предусмотрены пониженные тарифы (ст. 58, 58.1, ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ), должны платить взносы в 2013 году.

Кстати, если компании используют работников, занятых в тяжелых и вредных условиях труда, которые имеют право выйти на трудовую пенсию досрочно, то в отношении выплат в их пользу применяются дополнительные тарифы взносов.

Основную группировку тарифов приведем в таблице.

Таблица. Общие тарифы страховых взносов по фондам в 2013 году

Теперь перейдем к основным мифам о взносах.

Миф 1. Страховые взносы – это фактически налоги

Страховые взносы не являются налогом. Дело в том, что налоги платятся, чтобы обеспечить деятельность государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ), а страховые взносы обеспечивают, например, право на получение соответствующей пенсии (абз. 7 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; далее – Закон № 167-ФЗ).

Получается, что налоги уплачиваются безвозмездно, а страховые взносы носят возмездный характер. Обратим внимание на два факта:

  • особая правовая природа и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование состоит в том, что они являются индивидуально возмездными обязательными платежами, которые уплачиваются в ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;
  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» – обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.

Таким образом, в отличие от налога, платежи по которому не имеют адресной основы и характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды отвечают признакам возмездности и возвратности.

Судьи заключают, что эти особенности страховых взносов обуславливают невозможность использования по аналогии норм налогового законодательства (определение...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.

Вклад в имущество от иностранной «мамы»: налоговые риски

Российская организация, получившая в свое время заем от своего иностранного участника, может не иметь возможности его вернуть. И участник может не истребовать эти денежные средства обратно. Более того, он может принять решения оставить эти деньги российской «дочке», оформив, например, это вкладом в ее имущество. Но не все знают, что такая операция влечет за собой налоговые риски. О них и идет речь в статье (со ссылками на позиции Минфина России и судебную практику как в пользу налоговых органов, так и налогоплательщиков).

Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику

Несмотря на четкую процессуальную регламентацию налоговых процедур в НК РФ, на практике возникает большое количество споров и разногласий в трактовке действующих норм со стороны налоговых органов и налогоплательщиков. В особенности когда речь идет о признании незаконными ненормативных (или нормативных) актов налоговых органов, действий (или бездействия) их должностных лиц в результате допущенных нарушений процессуальных сроков. Анализируем судебные тенденции и свежую практику по делам, где фигурируют нарушения сроков со стороны налоговиков при проведении и оформлении результатов налоговых проверок (в том числе, когда это влияет на признание безнадежной ко взысканию суммы налоговой задолженности). Затрагиваем и ряд других часто встречающихся нарушений (например, отсутствие необходимых подписей на акте проверки, необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки).

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.