Как известно, дарение (за исключением недорогих подарков) в отношениях между коммерческими организациями запрещено. Однако никто не запрещает дарить и получать в дар имущество от физических лиц и некоммерческих организаций. Но при этом нужно строго соблюдать все требования Гражданского кодекса РФ, а в некоторых случаях еще и уплачивать налоги. Рассмотрим, как следует дарить или получать в дар имущество, не нарушая закон.

Все фирмы в процессе своей деятельности заключают множество различных соглашений. Одним из них является договор дарения. Расскажем, что нужно учитывать при его заключении и какие налоговые последствия повлечет получение или передача подарка.

Договор дарения заключается по правилам, установленным в главе 32 «Дарение» ГК РФ. По этому соглашению одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Дарением также считается:

  • безвозмездная передача имущественного права (требования) к себе или к третьему лицу;
  • безвозмездное освобождение от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Как видно, объектом дарения выступают либо вещи, либо имущественные права. А вот о деньгах в главе 32 ГК РФ не сказано ни слова. Однако это вовсе не означает, что деньги дарить нельзя. В силу ст. 128 ГК РФ они являются такими же вещами, как, скажем, стол или стул. Выходит, что дарение денег с юридической точки зрения принципиально ничем не отличается от дарения любого другого имущества.

В то же время безвозмездное выполнение работ или оказание услуг дарением не признается. Более того, подобные соглашения вообще не регламентированы ГК РФ.

К сведению

Главным признаком договора дарения, отличающим его от возмездных договоров, служит отсутствие какого бы то ни было встречного удовлетворения (постановление Президиума ВАС РФ от 19.12.2006 № 11659/06 по делу № А42-422/2005).

Законодательные ограничения

На первый взгляд, дарителя, который желает преподнести кому-то презент, ничто не должно ограничивать. Однако законодатель разделяет далеко не все благие намерения дарителей. Именно поэтому в ГК РФ предусмотрен ряд ограничений на дарение.

Так, не допускается дарение (за исключением недорогих подарков стоимостью не более 3000 руб.):

  • работникам образовательных, медицинских, социальных и иных подобных организаций (в т.ч. для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
  • лицам, замещающим государственные (муниципальные) должности, государственным (муниципальным) служащим, служащим Банка России в связи с исполнением ими служебных обязанностей (за исключением подарков на протокольных мероприятиях).

Этот перечень приведен в ст. 575 ГК РФ. Там же установлен и запрет на дарение (за исключением недорогих подарков стоимостью не более 3000 руб.) в отношениях между коммерческими компаниями. А вот в отношении некоммерческих организаций подобного запрета нет. Следовательно, они могут как преподносить дорогие подарки любым юридическим лицам, так и получать от них презенты любой стоимости.

Еще одно ограничение установлено в п. 1 ст. 576 ГК РФ. Там сказано, что организация, которой вещь принадлежит на праве хозяйственного ведения или...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.

Вклад в имущество от иностранной «мамы»: налоговые риски

Российская организация, получившая в свое время заем от своего иностранного участника, может не иметь возможности его вернуть. И участник может не истребовать эти денежные средства обратно. Более того, он может принять решения оставить эти деньги российской «дочке», оформив, например, это вкладом в ее имущество. Но не все знают, что такая операция влечет за собой налоговые риски. О них и идет речь в статье (со ссылками на позиции Минфина России и судебную практику как в пользу налоговых органов, так и налогоплательщиков).

Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику

Несмотря на четкую процессуальную регламентацию налоговых процедур в НК РФ, на практике возникает большое количество споров и разногласий в трактовке действующих норм со стороны налоговых органов и налогоплательщиков. В особенности когда речь идет о признании незаконными ненормативных (или нормативных) актов налоговых органов, действий (или бездействия) их должностных лиц в результате допущенных нарушений процессуальных сроков. Анализируем судебные тенденции и свежую практику по делам, где фигурируют нарушения сроков со стороны налоговиков при проведении и оформлении результатов налоговых проверок (в том числе, когда это влияет на признание безнадежной ко взысканию суммы налоговой задолженности). Затрагиваем и ряд других часто встречающихся нарушений (например, отсутствие необходимых подписей на акте проверки, необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки).

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.