В первой половине года многие компании традиционно принимают решения о выплате дивидендов. При этом практика показывает, что наибольшее количество вопросов возникает при налогообложении этих выплат. В 2015 году проблема усугубляется еще и изменениями, которые внесены в НК РФ и касаются дивидендов. Расскажем, кто, какие налоги и в каком размере должен уплатить в этом году.

В первом полугодии акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью проводят собрания акционеров (участников), на которых принимают решения об использовании полученной прибыли. Чаще всего она распределяется в виде дивидендов. Расскажем, что нужно учесть при налогообложении этих выплат.

Общее собрание акционеров общества принимает решение о выплате дивидендов в соответствии с п. 1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО). Аналогичная норма в отношении обществ с ограниченной ответственностью предусмотрена п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО). Там сказано, что общее собрание участников общества имеет право принять решение о распределении чистой прибыли между участниками (хотя такое распределение прибыли не называется ­дивидендами).

В НК РФ дано свое определение дивидендов.

Фрагмент документа

Пункт 1 ст. 43 НК РФ

Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров ­(участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.

На выплату дивидендов направится чистая (т.е. оставшаяся после налогообложения) прибыль общества (п. 2 ст. 42 Закона об АО, п. 1 ст. 28 Закона об ООО).

Решение о распределении прибыли на выплату дивидендов может приниматься один раз по результатам отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев или финансового года). Для принятия решения акционерными обществами о выплате промежуточных дивидендов есть временное ограничение (п. 1 ст. 42 Закона об АО). Такое решение может быть принято в течение трех месяцев после окончания ­соответствующего периода (первого квартала, полугодия и девяти ­месяцев).

Если выплата не является дивидендом с точки зрения налогового законодательства, то налоговики могут переквалифицировать ее в другой вид дохода, к которому применяются более высокие ставки налогов. Это возможно в ситуации, когда дивиденды распределены по результатам промежуточной отчетности, а по итогам года получен убыток.

Ограничения на выплату дивидендов

Наличие прибыли еще не является достаточным условием для принятия решения о выплате дивидендов. Статья 43 Закона об АО и статья 29 Закона об ООО устанавливают ряд ограничений на выплату дивидендов. Одним из них является показатель чистых активов общества. Решение о распределении прибыли не может быть принято, если в этот момент стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного ­фонда или станет меньше их размера в результате ­принятия такого решения.

Стоит обратить внимание на то, что величина чистых активов определяется в соответствии с новым порядком, который утвержден приказом Минфина России от 28.08.2014 № 84н (далее – Порядок). Он вступил в силу 4 ноября 2014 г. Старый совместный приказ Минфина и ФКЦБ России от 29.01.2003 № 10н/03-6/пз «Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ», которым также ­руководствовались и общества с ­ограниченной ­ответственностью, утратил силу.

Для расчета чистых активов на отчетную дату необходимо из стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности вычесть сумму обязательств (п. 4 Порядка). По сути, это тот капитал, который остается в распоряжении собственников, если бы все обязательства были погашены за счет активов.

При этом из расчета исключаются следующие показатели:

  • из состава активов – дебиторская задолженность учредителей, собственников по взносам (вкладам) в уставный капитал, по оплате...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.

Вклад в имущество от иностранной «мамы»: налоговые риски

Российская организация, получившая в свое время заем от своего иностранного участника, может не иметь возможности его вернуть. И участник может не истребовать эти денежные средства обратно. Более того, он может принять решения оставить эти деньги российской «дочке», оформив, например, это вкладом в ее имущество. Но не все знают, что такая операция влечет за собой налоговые риски. О них и идет речь в статье (со ссылками на позиции Минфина России и судебную практику как в пользу налоговых органов, так и налогоплательщиков).

Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику

Несмотря на четкую процессуальную регламентацию налоговых процедур в НК РФ, на практике возникает большое количество споров и разногласий в трактовке действующих норм со стороны налоговых органов и налогоплательщиков. В особенности когда речь идет о признании незаконными ненормативных (или нормативных) актов налоговых органов, действий (или бездействия) их должностных лиц в результате допущенных нарушений процессуальных сроков. Анализируем судебные тенденции и свежую практику по делам, где фигурируют нарушения сроков со стороны налоговиков при проведении и оформлении результатов налоговых проверок (в том числе, когда это влияет на признание безнадежной ко взысканию суммы налоговой задолженности). Затрагиваем и ряд других часто встречающихся нарушений (например, отсутствие необходимых подписей на акте проверки, необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки).

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.