Федеральная налоговая служба выпустила письмо, в котором в очередной раз напомнила о том, что при выборе контрагентов следует проявлять осмотрительность, проверяя их правовой статус и репутацию. Мы решили рассмотреть основные положения этого письма, а заодно рассказать, для чего необходимы проверки контрагентов и как их следует проводить.
Недавно ФНС России в письме от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124 (далее – Письмо) разъяснила некоторые особенности проверки налогоплательщиками своих контрагентов. Смысл Письма – помочь налогоплательщикам выявить неблагонадежных контрагентов, которые своими высокорискованными и (или) мошенническими действиями могут причинить ущерб добросовестным налогоплательщикам (например, в виде отказа налоговых органов возместить НДС из бюджета). Расскажем, как налоговая служба рекомендует проверять контрагентов.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
В Письме налоговики посоветовали налогоплательщикам самостоятельно, проявляя активность и осмотрительность, проверять правовой статус и деловую репутацию контрагентов. В противном случае налогоплательщики несут риски возникновения убытков и ущерба от неблагонадежных контрагентов.
Необходимо отметить, что Пленум ВАС РФ еще в постановлении ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53), указал, что практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков. В связи с этим предполагается, что действия компании, в результате которых она получает налоговую выгоду, экономически оправданны, а сведения в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности – достоверны.
В то же время налоговая выгода может быть признана необоснованной, если инспекция докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности (осторожности) и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом (например, в силу взаимозависимости или аффилированности). В подобной ситуации суд отказывает в получении налоговой выгоды (п. 10 и 11 Постановления № 53).
Таким образом, как справедливо указано в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 14.05.2015 № Ф09-1487/15, выгода может быть признана необоснованной при доказанности отсутствия реальности операций либо осведомленности налогоплательщика об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов.
Очевидно, что задача добросовестного налогоплательщика – самостоятельно выявлять недобросовестность контрагентов и во избежание неблагоприятных последствий не иметь с ними никаких дел.
Примечательно, что в Письме ни слова не говорится о так называемых фирмах-«однодневках». А ведь именно на них приходится значительная...