Top.Mail.Ru
С 1 января 2016 года в НК РФ был введен раздел V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга». Эта новая форма налогового контроля была призвана заменить традиционные проверки правильности исчисления и уплаты налогов на основе удаленного доступа налоговых органов к информационным системам налогоплательщика, его бухгалтерской и налоговой отчетности. Сам по себе налоговый мониторинг не влияет на объем налоговых обязательств компании, однако является инструментом, который позволяет снизить риски нарушения налогового законодательства. В статье практикующий юрист рассказывает, кому доступен налоговый мониторинг, что он собой представляет, какие преимущества дает.

Кто может присоединиться к налоговому мониторингу

Налоговый мониторинг доступен далеко не всем налогоплательщикам. Поскольку процесс перехода на налоговый мониторинг достаточно трудоемкий и затратный, то изначально критерии, при которых организации были вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, позволяли это сделать только крупнейшим налогоплательщикам. Но с 2021 года Законом № 470‑ФЗ 1 требования были понижены, что позволило большему количеству организаций претендовать на такую форму налогового контроля.

Так, на сегодня к налоговому мониторингу могут присоединиться организации при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

1) годовой объем полученных доходов по данным бухгалтерской отчетности составляет не менее 1 млрд рублей (ранее – ​не менее 3 млрд);

2) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности – ​не менее 1 млрд рублей (ранее – ​не менее 3 млрд);

3) сумма уплаченных налогов за предыдущий год должна составлять не менее 100 млн рублей (ранее – ​не менее 300 млн).

В результате количество компаний, находящихся в налоговом мониторинге или подавших заявление, существенно увеличилось. Если начиналось все с 7 компаний – ​крупнейших холдингов, то в 2022 году их было уже 340, а в 2023 году – ​448 с присоединением еще 109 компаний из 18 отраслей на 2024 год. При этом более 60 компаний – ​это представители среднего бизнеса 2.

Отметим, что Правительство РФ на общественное обсуждение вынесло законопроект 3, которым предлагается дополнительно снизить критерии для вступления в налоговый мониторинг.

Порядок перехода

Важным отличием налогового мониторинга от иных форм налогового контроля (в том числе налоговых проверок) является возможность его применения только на добровольной основе. Пока налогоплательщик не подаст в налоговый орган по месту нахождения заявление о проведении налогового мониторинга и прилагаемые к нему документы, подтверждающие готовность для перехода к этому режиму, а налоговый орган не примет решения о проведении мониторинга, такая форма контроля невозможна.

Заявление о переходе на мониторинг налогоплательщик должен подать до 1 сентября года, предшествующего году, за который проводится налоговый мониторинг. То есть для перехода на налоговый мониторинг с 2024 года организация должна была подать заявления и документы до 1 сентября 2023 года. Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждена приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@ (далее – ​Приказ № ЕД-7-23/476@). Этим же приказом утверждены формы и форматы иных документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требования к ним.

Вместе с заявлением организация должна предоставить (п. 2 ст. 105.27 НК РФ):

1) регламент информационного взаимодействия. Такой регламент определяет порядок информационного взаимодействия налогового органа и организаций. Он состоит из 4 глав:

  • порядок предоставления налоговому органу документов и информации,
  • раскрытие показателей налоговой отчетности,
  • информация о системе внутреннего контроля,
  • информация о порядке внесения изменений.
    Форма...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

НДС и налоговая реформа – 2025

НДС относится к федеральным налогам, но разобраться в его элементах непросто – это один из самых запутанных платежей. А с 2025 года его «надстроили» еще и особенностями для упрощенной системы налогообложения. Теперь налогоплательщиков станет больше, а ясности – меньше. Мы разобрались в ситуации и объясняем для тех, для кого такое налогообложение в новинку, простыми словами, понятно и на числовых примерах, как быть с НДС. Начнем в этом номере журнала с несложных объектов налогообложения, а в следующем рассмотрим подробно реализацию товаров, работ, услуг и имущественных прав.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Правомерно ли доначисление ИФНС налога, когда из экспедирования выделяется стоимость фрахта?

Выплачиваем доход турецкому экспедитору (он не является перевозчиком, перевозчик – резидент Швейцарии). Этот экспедитор организует международную перевозку груза (по маршруту Аргентина – РФ). Налог с доходов не удерживаем в качестве налогового агента. При налоговой проверке возникли проблемы. Правомерно ли вообще доначисление инспекцией налога (они из экспедирования выделяют стоимость фрахта и требуют доплатить налог)? Если налог необходимо будет начислить: по ставке 5% как по соглашению с Турцией? Или могут требовать начислить 10%, т. к. фактический перевозчик – Швейцария, а с ними соглашения приостановлены? В том случае если будет начислен налог, сможем ли судиться и каковы шансы выиграть суд?

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.

НДС и налоговая реформа – 2025

НДС относится к федеральным налогам, но разобраться в его элементах непросто – это один из самых запутанных платежей. А с 2025 года его «надстроили» еще и особенностями для упрощенной системы налогообложения. Теперь налогоплательщиков станет больше, а ясности – меньше. Мы разобрались в ситуации и объясняем для тех, для кого такое налогообложение в новинку, простыми словами, понятно и на числовых примерах, как быть с НДС. Начнем в этом номере журнала с несложных объектов налогообложения, а в следующем рассмотрим подробно реализацию товаров, работ, услуг и имущественных прав.