Top.Mail.Ru
С 1 января 2016 года в НК РФ был введен раздел V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга». Эта новая форма налогового контроля была призвана заменить традиционные проверки правильности исчисления и уплаты налогов на основе удаленного доступа налоговых органов к информационным системам налогоплательщика, его бухгалтерской и налоговой отчетности. Сам по себе налоговый мониторинг не влияет на объем налоговых обязательств компании, однако является инструментом, который позволяет снизить риски нарушения налогового законодательства. В статье практикующий юрист рассказывает, кому доступен налоговый мониторинг, что он собой представляет, какие преимущества дает.

Кто может присоединиться к налоговому мониторингу

Налоговый мониторинг доступен далеко не всем налогоплательщикам. Поскольку процесс перехода на налоговый мониторинг достаточно трудоемкий и затратный, то изначально критерии, при которых организации были вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, позволяли это сделать только крупнейшим налогоплательщикам. Но с 2021 года Законом № 470‑ФЗ 1 требования были понижены, что позволило большему количеству организаций претендовать на такую форму налогового контроля.

Так, на сегодня к налоговому мониторингу могут присоединиться организации при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

1) годовой объем полученных доходов по данным бухгалтерской отчетности составляет не менее 1 млрд рублей (ранее – ​не менее 3 млрд);

2) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности – ​не менее 1 млрд рублей (ранее – ​не менее 3 млрд);

3) сумма уплаченных налогов за предыдущий год должна составлять не менее 100 млн рублей (ранее – ​не менее 300 млн).

В результате количество компаний, находящихся в налоговом мониторинге или подавших заявление, существенно увеличилось. Если начиналось все с 7 компаний – ​крупнейших холдингов, то в 2022 году их было уже 340, а в 2023 году – ​448 с присоединением еще 109 компаний из 18 отраслей на 2024 год. При этом более 60 компаний – ​это представители среднего бизнеса 2.

Отметим, что Правительство РФ на общественное обсуждение вынесло законопроект 3, которым предлагается дополнительно снизить критерии для вступления в налоговый мониторинг.

Порядок перехода

Важным отличием налогового мониторинга от иных форм налогового контроля (в том числе налоговых проверок) является возможность его применения только на добровольной основе. Пока налогоплательщик не подаст в налоговый орган по месту нахождения заявление о проведении налогового мониторинга и прилагаемые к нему документы, подтверждающие готовность для перехода к этому режиму, а налоговый орган не примет решения о проведении мониторинга, такая форма контроля невозможна.

Заявление о переходе на мониторинг налогоплательщик должен подать до 1 сентября года, предшествующего году, за который проводится налоговый мониторинг. То есть для перехода на налоговый мониторинг с 2024 года организация должна была подать заявления и документы до 1 сентября 2023 года. Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждена приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@ (далее – ​Приказ № ЕД-7-23/476@). Этим же приказом утверждены формы и форматы иных документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требования к ним.

Вместе с заявлением организация должна предоставить (п. 2 ст. 105.27 НК РФ):

1) регламент информационного взаимодействия. Такой регламент определяет порядок информационного взаимодействия налогового органа и организаций. Он состоит из 4 глав:

  • порядок предоставления налоговому органу документов и информации,
  • раскрытие показателей налоговой отчетности,
  • информация о системе внутреннего контроля,
  • информация о порядке внесения изменений.
    Форма...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Налоговая амнистия: дробление бизнеса с 2025 года

До сих пор в НК РФ отсутствует понятие «дробление бизнеса». Вместе с тем налоговые и правоохранительные органы регулярно им оперируют и доначисляют организациям налоги по причине умышленного занижения налогооблагаемой базы в случаях создания нескольких формально независимых компаний. В статье анализируем, что предлагает новый законопроект (№ 639663-8) в части амнистии для бизнеса, применяющего специальные (льготные) режимы налогообложения и решившего от них отказаться.

Показания свидетелей, данные в рамках уголовного дела или налоговой проверки

Свидетельские показания, зафиксированные в протоколе допроса, составленном правоохранительными или налоговыми органами, могут использоваться в качестве доказательств в гражданском и арбитражном процессе. Однако суд далеко не всегда их принимает. В статье речь идет о том, чем отличаются свидетельские показания от протокола допроса свидетелей и пояснений, зафиксированных в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела. Подробно анализируем статус показаний свидетелей, а также, опираясь на судебную практику, объясняем, когда судьи могут отказаться их принять и почему.

Подтверждаем представительские расходы

Какие расходы являются представительскими, что однозначно можно в них включать, а с чем контролирующие органы точно не согласятся, отнесение каких расходов к представительским является на сегодняшний день спорным. Говорим о нормировании представительских расходов (приводим конкретные примеры), основных рисках и путях их избегания, а также как оформить документы, чтобы не было проблем с налоговой (даем выверенные юристами образцы). Предлагаем удобные таблицы-шпаргалки, содержащие сведения о составе представительских расходов и их назначении; затратах, которые таковыми не являются; необходимых подтверждающих документах.

Налоговые риски выездного мероприятия для партнеров и своего персонала

Если компании проводят за свой счет выездные мероприятия для своих лучших партнеров, дистрибьюторов, контрагентов дистрибьюторов и пр., то приходится учитывать налоговые особенности трат и связанные с ними риски. Причем как в части расходов на сторонних лиц, так и собственного персонала, без участия которого такие торжества, как правило, не обходятся. В статье обсуждаем риски, позиции Минфина России, налоговиков и судов по спорным вопросам. Даем советы, когда можно попытаться отстоять свои интересы по минимизации налогообложения, а когда с этим лучше не связываться.

Налоговая амнистия: дробление бизнеса с 2025 года

До сих пор в НК РФ отсутствует понятие «дробление бизнеса». Вместе с тем налоговые и правоохранительные органы регулярно им оперируют и доначисляют организациям налоги по причине умышленного занижения налогооблагаемой базы в случаях создания нескольких формально независимых компаний. В статье анализируем, что предлагает новый законопроект (№ 639663-8) в части амнистии для бизнеса, применяющего специальные (льготные) режимы налогообложения и решившего от них отказаться.

Подтверждаем представительские расходы

Какие расходы являются представительскими, что однозначно можно в них включать, а с чем контролирующие органы точно не согласятся, отнесение каких расходов к представительским является на сегодняшний день спорным. Говорим о нормировании представительских расходов (приводим конкретные примеры), основных рисках и путях их избегания, а также как оформить документы, чтобы не было проблем с налоговой (даем выверенные юристами образцы). Предлагаем удобные таблицы-шпаргалки, содержащие сведения о составе представительских расходов и их назначении; затратах, которые таковыми не являются; необходимых подтверждающих документах.

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.

Показания свидетелей, данные в рамках уголовного дела или налоговой проверки

Свидетельские показания, зафиксированные в протоколе допроса, составленном правоохранительными или налоговыми органами, могут использоваться в качестве доказательств в гражданском и арбитражном процессе. Однако суд далеко не всегда их принимает. В статье речь идет о том, чем отличаются свидетельские показания от протокола допроса свидетелей и пояснений, зафиксированных в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела. Подробно анализируем статус показаний свидетелей, а также, опираясь на судебную практику, объясняем, когда судьи могут отказаться их принять и почему.