Если компания, имеющая в собственности имущество, уже не актуальное для использования (техника, авто, мебель и т. п.), решит продать его по символической цене своим же (учредитель, директор, рядовой сотрудник) или даже сторонним лицам, такая продажа при налоговой проверке может вызвать пристальное внимание со стороны налоговых органов и повлечь за собой доначисления налогов, другие неблагоприятные последствия.
Однако надо помнить, что само по себе многократное отличие примененной цены от рыночного уровня не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на уклонение от налогообложения. Для вывода об этом необходимо также наличие иных обстоятельств, порочащих деловую цель сделки. Немаловажное значение имеет и собранная налоговиками доказательственная база (а собрать ее им удается не всегда). В нюансах разбираемся в статье, опираясь на позиции ФНС и Минфина России и судебную практику (как с отрицательными, так и с положительными для налогоплательщиков результатами). С нашей помощью сможете оценить риски налоговых последствий подобных сделок
и (при необходимости) вооружиться аргументами в свою защиту в суде.
Проверка цен на рыночность
В некоторых случаях налоговый орган может проверить соответствие рыночным ценам совершенных сделок. Речь идет о контролируемых сделках (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). Контролируемой, напомним, признается сделка между взаимозависимыми лицами 1 (а в некоторых случаях и между лицами, не являющимися взаимозависимыми) при выполнении условий, предусмотренных п. 2, 3 ст. 105.14 НК РФ.
Получается, по иным сделкам налоговые органы не вправе оспаривать цену, указанную сторонами и учтенную при налогообложении. Несоответствие примененной налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды. Такие выводы содержатся:
- в п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда России 16.02.2017);
- письме ФНС России от 27.11.2017 № ЕД-4-13/23938@.
Вместе с тем есть оговорка, что многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды. А это значит, что территориальные налоговые органы в рамках камеральной или выездной налоговой проверки имеют возможность фактически осуществить контроль цен. И практика показывает, что они это регулярно делают.
Обстоятельства, порочащие деловую цель сделки
При этом одно лишь многократное отличие примененной налогоплательщиком цены от рыночного уровня не может свидетельствовать о направленности его действий на уклонение от налогообложения. Для вывода об этом необходимо также наличие иных обстоятельств, порочащих деловую цель сделки. Например:
- взаимозависимость сторон сделки;
- создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
- использование особых форм расчетов и сроков платежей и т. п.
Данный вывод находит неоднократное подтверждение в разъяснениях ФНС России (см., например, фрагмент приведенного ниже письма, а также письмо ФНС России от 27.11.2017 № ЕД-4-13/23938@).
Фрагмент документа
Письмо ФНС России от 05.07.2023 № БВ-4-7/8532
…отличие примененной налогоплательщиком цены от уровня цен, обычно применяемого по идентичным (однородным) товарам, работам или услугам другими участниками гражданского оборота, не может служить самостоятельным основанием для вывода о неисполнении участником сделки обязанности по уплате налогов и возникновении у него недоимки, определяемой исходя из возникшей ценовой разницы. Иное означало бы наступление неблагоприятных налоговых последствий и применение к субъекту гражданского оборота мер налоговой ответственности за недостаточно рациональное поведение при осуществлении им своей финансово-хозяйственной деятельности, что не вытекает из положений п. 1 ст. 3 НК РФ.
Вместе с тем существенность и выраженность отклонения примененной налогоплательщиком цены от рыночного уровня в совокупности с иными обстоятельствами совершения спорных операций может иметь юридическое значение, если при проведении камеральной или выездной налоговой проверки установлены признаки получения необоснованной налоговой выгоды, в частности, указанные в п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Здесь также следует учитывать положения ст. 54.1 НК РФ, согласно которой основной целью совершения операции не может являться неуплата (неполная уплата) налога. Основным мотивом операции должна являться деловая цель.
Как отмечает все та же ФНС России, при разрешении...