Российская организация, получившая в свое время заем от своего иностранного участника, может не иметь возможности его вернуть. И участник может не истребовать эти денежные средства обратно. Более того, он может принять решения оставить эти деньги российской «дочке», оформив, например, это вкладом в ее имущество. Но не все знают, что такая операция влечет за собой налоговые риски. О них и идет речь в статье (со ссылками на позиции Минфина России и судебную практику как в пользу налоговых органов, так и налогоплательщиков).
Риск 1. Возникновение внереализационного дохода в целях налога на прибыль организаций
Согласно подп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество общества в порядке, установленном ГК РФ. Таким образом, у организации, получающей вклад от иностранной «мамы», в общем случае не возникает облагаемого внереализационного дохода в целях налога на прибыль.
Однако для возможности использовать такое «освобождение», финансирование, осуществляемое участником общества, следует оформлять / производить в форме вклада в имущество согласно ГК РФ, Федеральному закону от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» 1. Так, в п. 3 ст. 27 Закона об ООО установлено, что вклады в имущество общества вносятся деньгами, если иное не предусмотрено уставом общества или решением общего собрания участников общества.
Таким образом, в общем случае вклад в имущество общества в целях использования освобождения от налога на прибыль должен вноситься деньгами (путем перечисления денежных средств в качестве вклада в имущество). В иных случаях – когда вклад осуществляется не деньгами – использовать освобождение от налога на прибыль также возможно. Но при условии, что такой порядок предусмотрен либо уставом общества, либо решением общего собрания участников общества.
Осуществление вклада в имущество путем прощения долга либо зачета не является осуществлением вклада в имущество денежными средствами. Соответственно, такой способ в обязательном порядке должен быть предусмотрен либо уставом общества, либо решением общего собрания участников общества. Если это не так, то у налогового органа имеются основания признавать такой вклад в имущество внереализационным доходом в целях налога на прибыль, поскольку не выполнены условия, указанные в подп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ (в части того, что вклад должен быть осуществлен в законодательно установленном порядке).
В судебной практике имеются прецеденты, когда основанием для начисления обществу спорных сумм налога, пени и штрафа явился вывод инспекции о том, что налогоплательщик не представил решение общего собрания участников общества о внесении вкладов в имущество общества. В результате чего налоговый орган сделал вывод, что у организации отсутствовал документ-основание для отнесения денежных средств, полученных им от учредителя посредством прощения долга в качестве вклада в имущество организации. Суд налоговиков поддержал (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.07.2020 № Ф08-4773/2020).