Вклад в имущество от иностранной «мамы»: налоговые риски

Российская организация, получившая в свое время заем от своего иностранного участника, может не иметь возможности его вернуть. И участник может не истребовать эти денежные средства обратно. Более того, он может принять решения оставить эти деньги российской «дочке», оформив, например, это вкладом в ее имущество. Но не все знают, что такая операция влечет за собой налоговые риски. О них и идет речь в статье (со ссылками на позиции Минфина России и судебную практику как в пользу налоговых органов, так и налогоплательщиков).

Риск 1. Возникновение внереализационного дохода в целях налога на прибыль организаций

Согласно подп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество общества в порядке, установленном ГК РФ. Таким образом, у организации, получающей вклад от иностранной «мамы», в общем случае не возникает облагаемого внереализационного дохода в целях налога на прибыль.

Однако для возможности использовать такое «освобождение», финансирование, осуществляемое участником общества, следует оформлять / производить в форме вклада в имущество согласно ГК РФ, Федеральному закону от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» 1. Так, в п. 3 ст. 27 Закона об ООО установлено, что вклады в имущество общества вносятся деньгами, если иное не предусмотрено уставом общества или решением общего собрания участников общества.

Таким образом, в общем случае вклад в имущество общества в целях использования освобождения от налога на прибыль должен вноситься деньгами (путем перечисления денежных средств в качестве вклада в имущество). В иных случаях – когда вклад осуществляется не деньгами – использовать освобождение от налога на прибыль также возможно. Но при условии, что такой порядок предусмотрен либо уставом общества, либо решением общего собрания участников общества.

Осуществление вклада в имущество путем прощения долга либо зачета не является осуществлением вклада в имущество денежными средствами. Соответственно, такой способ в обязательном порядке должен быть предусмотрен либо уставом общества, либо решением общего собрания участников общества. Если это не так, то у налогового органа имеются основания признавать такой вклад в имущество внереализационным доходом в целях налога на прибыль, поскольку не выполнены условия, указанные в подп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ (в части того, что вклад должен быть осуществлен в законодательно установленном порядке).

Судебная практика

В судебной практике имеются прецеденты, когда основанием для начисления обществу спорных сумм налога, пени и штрафа явился вывод инспекции о том, что налогоплательщик не представил решение общего собрания участников общества о внесении вкладов в имущество общества. В результате чего налоговый орган сделал вывод, что у организации отсутствовал документ-основание для отнесения денежных средств, полученных им от учредителя посредством прощения долга в качестве вклада в имущество организации. Суд налоговиков поддержал (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.07.2020 № Ф08-4773/2020).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Четыре налоговых спора, дошедших до высших судебных инстанций

ФНС России направила в инспекции Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда и Верховного Суда РФ, принятых в I квартале 2025 года. В статье разбираем 4 наиболее интересных спора, касающиеся наименований юридических лиц, ошибок в отображаемой в личном кабинете налогоплательщика – физического лица информации, льготной ставки НДС и уплаты НДФЛ в случае признания отношений с самозанятыми гражданами трудовыми.

Численность работников: списочная, среднесписочная и средняя

Для получения льгот и оформления мер господдержки, подачи отчетности, выбора режима налогообложения, регулирования штата сотрудников и пр. компании может понадобиться среднее количество сотрудников за месяц. Поймете, чем отличается среднесписочная численность работников от средней и списочной, а также когда и какой показатель потребуется. На примерах показываем, как их рассчитать за разные периоды (месяц, квартал, год), в том числе неполные, кого исключить из подсчета, а кого, напротив, включить. Делаем акцент на ситуации, когда показатель численности может привлечь внимание проверяющих.

Действительная налоговая обязанность: свежая практика

Что такое действительные налоговые обязательства (ДНО)? В каких случаях налоговые органы должны прибегать к установлению их размера? Что необходимо учитывать налогоплательщику и на что ссылаться, если налоговые органы определяют недоимку произвольно и отказываются использовать принцип определения ДНО? В чем заключается реконструкция налоговых обязательств? Когда налоговики должны ее применять, а когда отказываются? Анализируем свежие тенденции судебной практики и делаем выводы.

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г.

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.