Несмотря на четкую процессуальную регламентацию налоговых процедур в НК РФ, на практике возникает большое количество споров и разногласий в трактовке действующих норм со стороны налоговых органов и налогоплательщиков. В особенности когда речь идет о признании незаконными ненормативных (или нормативных) актов налоговых органов, действий (или бездействия) их должностных лиц в результате допущенных нарушений процессуальных сроков.
Анализируем судебные тенденции и свежую практику по делам, где фигурируют нарушения сроков со стороны налоговиков при проведении и оформлении результатов налоговых проверок (в том числе, когда это влияет на признание безнадежной ко взысканию суммы налоговой задолженности). Затрагиваем и ряд других часто встречающихся нарушений (например, отсутствие необходимых подписей на акте проверки, необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки).
Процессуальные сроки в налоговом законодательстве имеют весьма существенное значение, т. к. установлены в рамках регулирования всех ключевых взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Совершение действий в определенный срок предусмотрено:
- как в отношении налоговых инспекций (например, при выявлении нарушений акт камеральной налоговой проверки должен быть составлен в течение 10 дней после ее окончания – п. 1 ст. 100 НК РФ),
- так и налогоплательщиков (например, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость должна быть представлена не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом – п. 5 ст. 174 НК РФ).
Причем сроки могут устанавливаться:
- не только НК РФ (к примеру, возражения на акт налоговой проверки могут быть представлены в течение 1 месяца с момента его получения – п. 6 ст. 100 НК РФ),
- но и ведомственными нормативными актами. Например, п. 3 Порядка постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес (утв. приказом Минфина РФ от 08.04.2005 № 55н) определено, что постановка на учет осуществляется налоговым органом в срок не позднее 5 дней со дня представления заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.
В статье мы будем рассматривать последствия нарушений сроков именно со стороны налоговых органов – как основание оспорить их решения или действия (бездействие).
Порядок исчисления налоговых сроков
Общим положениям об исчислении сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, посвящена ст. 6.1 НК РФ. Выделим ключевые:
- течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало;
- если окончание срока приходится на нерабочий (выходной, праздничный) день, то окончанием срока считается ближайший рабочий день. Встречаются случаи, когда нерабочие дни устанавливаются на территории конкретного субъекта РФ. Например, письмом ФНС России от 28.06.2023 № ЕА-4-15/8183 в соответствии с принятым решением о проведении на территории г. Москвы контртеррористической операции протоколом оперативного штаба 26.06.2023 был установлен нерабочим днем;
- если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца;
- срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях;
- действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.
Акт по итогам налоговой проверки
На практике нередко возникает вопрос о том, есть ли реальная возможность признать незаконными ненормативные (нормативные) акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц из-за допущенных нарушений процессуальных сроков.
Как указано в п. 14 ст. 101 НК РФ, несоблюдение должностными лицами налоговых инспекций требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налоговой инспекции вышестоящим налоговым органом или судом. Основанием для отмены является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. В частности:
- необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и/или через представителя;
- необеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения;
-
иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если они привели или могли привести к принятию руководителем налоговой инспекции (его замом) неправомерного решения.
Существенность нарушения определяется вышестоящим налоговым органом или судом. Подтвердил это недавно и Конституционный Суд РФ, отметив, что сам факт несоблюдения налоговиками сроков проведения проверки или рассмотрения ее материалов не является основанием для...