Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику

Несмотря на четкую процессуальную регламентацию налоговых процедур в НК РФ, на практике возникает большое количество споров и разногласий в трактовке действующих норм со стороны налоговых органов и налогоплательщиков. В особенности когда речь идет о признании незаконными ненормативных (или нормативных) актов налоговых органов, действий (или бездействия) их должностных лиц в результате допущенных нарушений процессуальных сроков. Анализируем судебные тенденции и свежую практику по делам, где фигурируют нарушения сроков со стороны налоговиков при проведении и оформлении результатов налоговых проверок (в том числе, когда это влияет на признание безнадежной ко взысканию суммы налоговой задолженности). Затрагиваем и ряд других часто встречающихся нарушений (например, отсутствие необходимых подписей на акте проверки, необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки).

Процессуальные сроки в налоговом законодательстве имеют весьма существенное значение, т. к. установлены в рамках регулирования всех ключевых взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Совершение действий в определенный срок предусмотрено:

  • как в отношении налоговых инспекций (например, при выявлении нарушений акт камеральной налоговой проверки должен быть составлен в течение 10 дней после ее окончания – п. 1 ст. 100 НК РФ),
  • так и налогоплательщиков (например, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость должна быть представлена не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом – п. 5 ст. 174 НК РФ).

Причем сроки могут устанавливаться:

  • не только НК РФ (к примеру, возражения на акт налоговой проверки могут быть представлены в течение 1 месяца с момента его получения – п. 6 ст. 100 НК РФ),
  • но и ведомственными нормативными актами. Например, п. 3 Порядка постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес (утв. приказом Минфина РФ от 08.04.2005 № 55н) определено, что постановка на учет осуществляется налоговым органом в срок не позднее 5 дней со дня представления заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.

В статье мы будем рассматривать последствия нарушений сроков именно со стороны налоговых органов – как основание оспорить их решения или действия (бездействие).

Порядок исчисления налоговых сроков

Общим положениям об исчислении сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, посвящена ст. 6.1 НК РФ. Выделим ключевые:

  • течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало;
  • если окончание срока приходится на нерабочий (выходной, праздничный) день, то окончанием срока считается ближайший рабочий день. Встречаются случаи, когда нерабочие дни устанавливаются на территории конкретного субъекта РФ. Например, письмом ФНС России от 28.06.2023 № ЕА-4-15/8183 в соответствии с принятым решением о проведении на территории г. Москвы контртеррористической операции протоколом оперативного штаба 26.06.2023 был установлен нерабочим днем;
  • если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца;
  • срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях;
  • действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

Акт по итогам налоговой проверки

На практике нередко возникает вопрос о том, есть ли реальная возможность признать незаконными ненормативные (нормативные) акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц из-за допущенных нарушений процессуальных сроков.

Как указано в п. 14 ст. 101 НК РФ, несоблюдение должностными лицами налоговых инспекций требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налоговой инспекции вышестоящим налоговым органом или судом. Основанием для отмены является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. В частности:

  • необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и/или через представителя;
  • необеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения;
  • иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если они привели или могли привести к принятию руководителем налоговой инспекции (его замом) неправомерного решения.

Существенность нарушения определяется вышестоящим налоговым органом или судом. Подтвердил это недавно и Конституционный Суд РФ, отметив, что сам факт несоблюдения налоговиками сроков проведения проверки или рассмотрения ее материалов не является основанием для...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.

Экспертизы при разрешении налоговых споров

Какую роль экспертное заключение играет в налоговом споре? Какие экспертизы могут быть назначены судом или проведены налогоплательщиком до суда? Как суды относятся к экспертным заключениям, подготовленным стороной спора до начала судебного процесса или повторно, к рецензиям на экспертизы? Когда судьи откажутся принимать экспертное заключение в качестве доказательства, а когда примут его без сомнений? Может ли суд учесть в качестве доказательств выводы экспертиз, проведенных в рамках уголовных дел?

Как определить, что сообщение от ИФНС является фейковым?

Все чаще территориальные налоговые инспекции сообщают о распространении ложных запросов и сверок от их имени. Узнаете, на что обратить внимание при поступлении запроса от налогового органа, что должно насторожить и как проверить его реальность.

Вклад в имущество от иностранной «мамы»: налоговые риски

Российская организация, получившая в свое время заем от своего иностранного участника, может не иметь возможности его вернуть. И участник может не истребовать эти денежные средства обратно. Более того, он может принять решения оставить эти деньги российской «дочке», оформив, например, это вкладом в ее имущество. Но не все знают, что такая операция влечет за собой налоговые риски. О них и идет речь в статье (со ссылками на позиции Минфина России и судебную практику как в пользу налоговых органов, так и налогоплательщиков).

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.