Top.Mail.Ru

Наказываем за нарушение этики служебных отношений

Рассказываем, как привлечь к дисциплинарной ответственности грубияна, который хамит, повышает голос, оскорбляет и издевается над коллегами и клиентами. Как прописать нормы корпоративной этики: что включить (общепринятые правила этикета, внешний вид, правила поведения во время онлайн-встреч, этикет электронной переписки и телефонных разговоров), в какие локальные нормативные акты, как сформулировать и за что конкретно наказывать. Анализируем судебную практику и предлагаем алгоритм привлечения к ответственности.

Большинство работодателей представляют, как привлечь работника к ответственности (вплоть до увольнения) за невыполнение или ненадлежащее выполнение им трудовых обязанностей. А вот каким образом лучше действовать в случае нарушения сотрудником этических норм, многие не в курсе. Случаи, когда работник нарушает правила этики, например, повышает голос на коллег (клиентов) или даже оскорбляет их, распускает нелицеприятные слухи и пр., на практике нередки. За это тоже можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Но, как и в случае с наложением дисциплинарных взысканий за обычное нарушение трудовых обязанностей, здесь важны нюансы, о которых мы и поговорим.

Корпоративная этика – репутация компании

В первую очередь уточним, что термина «этика» в ТК РФ попросту нет. При этом широко используемое на практике понятие «корпоративная этика» включает в себя такие аспекты, как профессиональное поведение, уважение к коллегам и клиентам, соответствие нормам делового стиля в отношении внешнего вида, отсутствие высказываний и действий дискриминационного характера и т. д.

Стоит отметить, что кодексы профессиональной этики (обязательные правила поведения для работников определенной сферы деятельности) на федеральном уровне утверждены для многих служащих и некоторых профессий, например:

  • Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по труду и занятости (утв. приказом Роструда от 22.03.2011 № 45-к) 1;
  • Кодекс профессиональной этики и служебного поведения служащих Банка России (одобрен решением Совета директоров Банка России от 21.06.2013, протокол № 13) 2;
  • Кодекс профессиональной этики адвоката (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) 3;
  • Кодекс профессиональной этики аудиторов (редакция № 1) (утв. решением Правления СРО ААС от 22.12.2023, протокол № 657);
  • Кодекс судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012);
  • Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010, протокол № 21) 4.

Все чаще и обычные коммерческие компании стали утверждать свои кодексы корпоративной этики как отдельные локальные нормативные акты (ЛНА). Подобный документ призван регламентировать поведение работников внутри организации и вовне ее – с клиентами, представителями госорганов и пр. Целями его принятия обычно является не только закрепление приверженности персонала определенным ценностям, принципам, правилам и стандартам, действующим в организации, но и возможность наказать виновных за отступление от установленных правил. Ведь о компании судят по отдельным ее сотрудникам, и, если поведение кого-то из них выходит за установленные рамки, это может отразиться на репутации организации. Поэтому работодателю необходимо иметь рычаги воздействия на нарушителей.

Наказание работника

Если работники под подпись (или иным способом, установленным для кадрового электронного документооборота, на ведение которого персонал выразил свое согласие, либо для взаимодействия с дистанционным сотрудником) ознакомлены с кодексом этики (или иным подобным ЛНА) 5, то в случае нарушения его норм работодатель сможет легально привлечь провинившихся к дисциплинарной ответственности в порядке ст. 193 ТК РФ. Об этом заявляли и Минтруд России, и Роструд.

Фрагмент документа

Письмо Минтруда России от 16.09.2016 № 14-2/В-888

Как следует из ст. 189 ТК РФ, в правилах внутреннего трудового распорядка или иных локальных нормативных актах, трудовых договорах работодатель вправе установить правила поведения работников внутри организации.

Кодекс не содержит положений, содержащих термин «вежливое обращение».

Вместе с тем полагаем: если в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре есть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами, то к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия.

Фрагмент документа

Письмо Роструда от 14.02.2022 № ПГ/01665-6-1

…с целью улучшения психологического климата в трудовом коллективе работодатель может предотвратить грубость на рабочем месте, утвердив отдельный локальный нормативный акт, предусматривающий правила поведения работников в организации и их ответственность в случае неэтичного поведения (например, положение о деловой этике и служебном поведении в организации).

К тому же нарушение или соблюдение кодекса этики может учитываться при оценке и продвижении персонала.

Как и в любом локальном нормативном акте, в кодексе этики рекомендуется прописывать общие правила поведения работника, в том числе то, что работникам делать нельзя или нежелательно.

Пример 1. Фрагмент Кодекса этики работников (об общих нормах общения на работе)

4. Этика общения.

4.1. При любом общении с руководителями, коллегами, клиентами, иными контрагентами и посетителями Компании Работник не должен допускать:

  • грубости, агрессии, нецензурной речи, проявления пренебрежительного тона, запугивающих действий и поступков;
  • враждебных, предвзятых замечаний, угроз, оскорбительных выражений;
  • разговоров на повышенных тонах;
  • обсуждения личных недостатков других работников, представителей или непосредственно самих клиентов, иных контрагентов и посетителей Компании;
  • распространения информации, содержащей недостоверные факты, искажения, необоснованные обвинения и предположения;
  • перебивания собеседника;
  • распространения оскорбительных материалов, в том числе анекдотов и рисунков.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Правила общения в Интернете

Как правильно общаться в мессенджерах и групповых чатах (деловых и личных)? Как вести себя в социальных сетях? Какие правила безопасности соблюдать? Надо ли следить за грамотностью, использовать смайлики, картинки и видео? Как часто и как много писать? Какую информацию можно / нельзя передавать и пр.?

Регламентируем конфликт интересов и наказываем виновных работников

Когда может возникнуть конфликт интересов и что он из себя представляет? Куда должны входить нормы о конфликте интересов? Можно ли их включать в договоры с работниками и ЛНА? Когда можно уволить по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за непринятие сотрудником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в случаях, предусмотренных законодательством, если указанное действие дает основание для утраты доверия к сотруднику со стороны работодателя? Можно ли избрать другой способ для наказания провинившегося сотрудника? А запретить работу в конкурирующей организации? Предлагаем формулировки для трудовых и гражданско-правовых договоров.

Конфликт интересов у директора с возглавляемой им компанией

Какие последствия грозят руководителю при конфликте интересов с вверенной ему компанией. Как будет осуществляться взыскание с директора убытков, оспаривание сделок с контрагентами и привлечение директора к уголовной ответственности. Каким образом аргументировать свою позицию в случае спора в суде (как невиновному директору, так и пострадавшей организации). Появится ли право на обращение в суд у нового участника общества, если старый, который одновременно выступал и директором, продал ему свою долю.

Если на работника надо составить характеристику

Рассказываем, какие характеристики может потребоваться составить на работника (внешние, для предоставления вовне организации, и внутренние, для кадровых и иных мероприятий). Предлагаем образцы документов, когда работник себя зарекомендовал положительно или, напротив, отрицательно. Даем советы по их оформлению (какую информацию включать, кто может подписывать, какие сроки выдачи). Приводим пример из судебной практики, когда работница пыталась признать незаконной характеристику, отменить ее и обязать работодателя выдать объективную.

Может ли новый участник ООО оспаривать сделки, совершенные компанией ранее

На этапе покупки доли в ООО не всегда есть возможность оценить состояние дел в нем. Иногда неожиданные факты из хозяйственной деятельности компании новый участник может обнаружить уже после того, как стал обладателем доли в компании. Например, что предыдущий директор подарил дорогостоящий автомобиль самому себе. Или прежний участник простил многомиллионный долг аффилированной компании. Очевидно, что такие сделки не только причинили ущерб юридическому лицу, но и затронули права нового участника, ведь в результате выбытия ценных активов уменьшилась действительная стоимость доли. Самая очевидная модель поведения в данной ситуации – ​это оспаривать невыгодные сделки. Однако есть ли такая возможность у нового участника общества? Рассказываем, кто может оспорить сделку от имени ООО, в каких случаях новый участник имеет на это право. Выделяем наиболее спорные вопросы и находим на них ответы в судебной практике, делаем выводы.

Правила общения в Интернете

Как правильно общаться в мессенджерах и групповых чатах (деловых и личных)? Как вести себя в социальных сетях? Какие правила безопасности соблюдать? Надо ли следить за грамотностью, использовать смайлики, картинки и видео? Как часто и как много писать? Какую информацию можно / нельзя передавать и пр.?

Deadlock: как выйти из корпоративного конфликта, когда доли участников составляют 50/50?

Любой бизнес, где есть несколько участников, не застрахован от возникновения корпоративного конфликта, который парализует деятельность общества. Подобные споры часто называют deadlock («тупик» или «дедлок»). Часто дедлок является результатом противостояния участников общества, которые обладают равными властными полномочиями при управлении обществом. Плохие финансовые результаты и иные проблемы (в т. ч. связанные с личными отношениями) традиционно способствуют обострению взаимоотношений между собственниками. Рассмотрим форму дедлока, при которой у обоих участников спора по 50% голосов. Разберем типовой корпоративный конфликт и предложим действенные пути выхода из него с наименьшими рисками для добросовестной стороны.

Конфликт интересов у директора с возглавляемой им компанией

Какие последствия грозят руководителю при конфликте интересов с вверенной ему компанией. Как будет осуществляться взыскание с директора убытков, оспаривание сделок с контрагентами и привлечение директора к уголовной ответственности. Каким образом аргументировать свою позицию в случае спора в суде (как невиновному директору, так и пострадавшей организации). Появится ли право на обращение в суд у нового участника общества, если старый, который одновременно выступал и директором, продал ему свою долю.