Как правильно общаться в мессенджерах и групповых чатах (деловых и личных)? Как вести себя в социальных сетях? Какие правила безопасности соблюдать? Надо ли следить за грамотностью, использовать смайлики, картинки и видео? Как часто и как много писать? Какую информацию можно / нельзя передавать и пр.?
Общение в мессенджерах и групповых чатах
Обмен сообщениями в мессенджерах 1 возник довольно давно, в конце 90-х годов прошлого столетия, и использовался чаще всего между друзьями через ICQ 2. Ему на смену пришли другие приложения, которыми многие из нас пользуются каждый день: WhatsApp, Telegram, Viber, Microsoft Teams, Skype, Slack и др.
С началом пандемии в 2020 году мессенджеры стали активно использоваться и в сфере делового общения, но, к сожалению, люди, которые ранее использовали их только для дружеского общения, так и не смогли осознать, что при общении в мессенджере с коллегой или деловым партнером следует придерживаться рамок делового этикета.
Чтобы не вызвать чувства обоюдного недовольства, имеет смысл соблюдать несколько простых правил при переписке в мессенджерах.
Аватар. Если вы используете мессенджер как рабочий инструмент, а не только для общения с друзьями, то лучше еще раз посмотреть на свою фотографию в профиле. Аватар не просто передает внешний вид человека, но и является своего рода визитной карточкой. По аватару пользователя можно судить о его интересах, убеждениях и даже профессии. Он способен выражать эмоции, настроение пользователя и его отношение к жизни. Аватар производит первое визуальное впечатление в онлайн-мире, которое может сильно повлиять на восприятие вашей личности другими пользователями Интернета, в т.ч. если вы общаетесь в мессенджере или чатах.
Отсутствие аватара может говорить о фейковом (поддельном) аккаунте либо о том, что его владелец от кого-то прячется, но при этом считает, что может следить за личной и общественной жизнью своих знакомых и коллег.
Группа итальянских исследователей в 2014 году, проанализировав фотографии пользователей Facebook (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ ), пришла к выводу, что аватарка в социальных сетях несет много информации о пользователе и напрямую связана с его характером.
Так, экстраверты на фотографиях улыбаются и появляются с другими людьми. Интроверты на фотографиях в одиночестве. Невротики чаще всего используют изображения без людей или свое лицо очень крупным планом. А доминирующие люди используют очень яркие, запоминающиеся изображения 3.
Начало контакта и приветствие:
- если это ваш первый контакт, начните с формального приветствия, затем необходимо представиться и желательно указать, кто вам дал номер телефона. Далее кратко изложите суть вопроса;
- если вы уже знаете своего собеседника, то после приветствия сразу переходите к делу.
Форма приветствия в мессенджере зависит от стиля общения между коллегами или деловыми партнерами: от дружеского «Привет» до официального «Добрый день».
Если у вас к человеку конкретный вопрос или предложение, то сразу после приветствия (представления) напишите об этом. Не стоит писать только «Привет!» или «Добрый день!» и ждать на него ответа. Ваш адресат имеет право ответить и через 10 минут, и через час, а может вообще не ответить на такое сообщение, посчитав это нецелесообразным.
Избегайте сообщений, разбитых на отдельные слова: каждый раз, когда приходит сообщение, у человека срабатывает сигнал уведомления (если эта функция не отключена), что отвлекает, либо собеседнику придется оторваться от своих дел и уткнуться в экран смартфона, ожидая, когда же вы наконец доформулируете свою мысль. Такую коммуникацию не назовешь эффективной. Поэтому в одном сообщении должна быть полностью сформулированная мысль или четко поставленный вопрос.
Если в одно сообщение хотите «упаковать» несколько тем, то их можно нумеровать либо разделять пустыми строками, что облегчает усвоение информации и ответ на нее, причем может использоваться та же нумерация (только цифра и потом ответ).
Грамотность. Если в дружеской переписке мы можем не придавать значения опечаткам или допущенным ошибкам, то в деловом общении проблемы с орфографией и пунктуацией могут оттолкнуть собеседника: сообщения выглядят неряшливо, а собеседник – непрофессионально.
Всегда, прежде чем отправить сообщение, перечитайте его еще раз, отредактируйте и только после этого нажмите кнопку «Отправить».
Иногда автозамена текста или функции Т9 играют с нами злую шутку: хотели написать одно, а отправили другое. Хорошо, когда у наших собеседников все в порядке с чувством юмора и они правильно отреагируют на подобные недоразумения, но может быть и наоборот. Поэтому автозамену на своем смартфоне лучше отключить.
Если все-таки отправили неправильный текст, в котором явно странно смотрится какая-то фраза или слово, то есть несколько вариантов:
- можно удалить ошибочное сообщение и направить корректный текст;
- иногда можно изменить ранее направленный текст, не отзывая его (например, в WhatsApp);
- в следующем сообщении после ошибочного ставят знак звездочки и после него вписывают правильный вариант фразы / слова (без повторения всего сообщения) – см. Пример 1.
Первое сообщение с ошибкой:
Здравствуйте, Елена Николаевна!
Травка мы можем упеть, но при условии получения данных от Вас сегодня.
С нашей стороны гендиректор договор уже подписал.
Следующее сообщение с исправлением ошибки:
* Завтра мы можем успеть
Эмодзи и смайлы. Несмотря на то, что эмодзи и смайлы становятся все более популяры, минимизируйте их использование, особенно если главная цель вашей коммуникации – ясность и однозначность понимания информации.
Обычно смайл или эмодзи ставятся, чтобы выразить эмоции или отношение к событию. Однако эмодзи больше приближены к сленгу и разные люди (это связано с возрастными и национальными особенностями) могут воспринимать их...