Top.Mail.Ru
Как правильно общаться в мессенджерах и групповых чатах (деловых и личных)? Как вести себя в социальных сетях? Какие правила безопасности соблюдать? Надо ли следить за грамотностью, использовать смайлики, картинки и видео? Как часто и как много писать? Какую информацию можно / нельзя передавать и пр.?

Обмен сообщениями в мессенджерах 1 возник довольно давно, в конце 90-х годов прошлого столетия, и использовался чаще всего между друзьями через ICQ 2. Ему на смену пришли другие приложения, которыми многие из нас пользуются каждый день: WhatsApp, Telegram, Viber, Microsoft Teams, Skype, Slack и др.

С началом пандемии в 2020 году мессенджеры стали активно использоваться и в сфере делового общения, но, к сожалению, люди, которые ранее использовали их только для дружеского общения, так и не смогли осознать, что при общении в мессенджере с коллегой или деловым партнером следует придерживаться рамок делового этикета.

Чтобы не вызвать чувства обоюдного недовольства, имеет смысл соблюдать несколько простых правил при переписке в мессенджерах.

Аватар. Если вы используете мессенджер как рабочий инструмент, а не только для общения с друзьями, то лучше еще раз посмотреть на свою фотографию в профиле. Аватар не просто передает внешний вид человека, но и является своего рода визитной карточкой. По аватару пользователя можно судить о его интересах, убеждениях и даже профессии. Он способен выражать эмоции, настроение пользователя и его отношение к жизни. Аватар производит первое визуальное впечатление в онлайн-мире, которое может сильно повлиять на восприятие вашей личности другими пользователями Интернета, в т.ч. если вы общаетесь в мессенджере или чатах.

Отсутствие аватара может говорить о фейковом (поддельном) аккаунте либо о том, что его владелец от кого-то прячется, но при этом считает, что может следить за личной и общественной жизнью своих знакомых и коллег.

Интересный факт

Группа итальянских исследователей в 2014 году, проанализировав фотографии пользователей Facebook (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ ), пришла к выводу, что аватарка в социальных сетях несет много информации о пользователе и напрямую связана с его характером.

Так, экстраверты на фотографиях улыбаются и появляются с другими людьми. Интроверты на фотографиях в одиночестве. Невротики чаще всего используют изображения без людей или свое лицо очень крупным планом. А доминирующие люди используют очень яркие, запоминающиеся изображения 3.

Начало контакта и приветствие:

  • если это ваш первый контакт, начните с формального приветствия, затем необходимо представиться и желательно указать, кто вам дал номер телефона. Далее кратко изложите суть вопроса;
  • если вы уже знаете своего собеседника, то после приветствия сразу переходите к делу.

Форма приветствия в мессенджере зависит от стиля общения между коллегами или деловыми партнерами: от дружеского «Привет» до официального «Добрый день».

Если у вас к человеку конкретный вопрос или предложение, то сразу после приветствия (представления) напишите об этом. Не стоит писать только «Привет!» или «Добрый день!» и ждать на него ответа. Ваш адресат имеет право ответить и через 10 минут, и через час, а может вообще не ответить на такое сообщение, посчитав это нецелесообразным.

Избегайте сообщений, разбитых на отдельные слова: каждый раз, когда приходит сообщение, у человека срабатывает сигнал уведомления (если эта функция не отключена), что отвлекает, либо собеседнику придется оторваться от своих дел и уткнуться в экран смартфона, ожидая, когда же вы наконец доформулируете свою мысль. Такую коммуникацию не назовешь эффективной. Поэтому в одном сообщении должна быть полностью сформулированная мысль или четко поставленный вопрос.

Если в одно сообщение хотите «упаковать» несколько тем, то их можно нумеровать либо разделять пустыми строками, что облегчает усвоение информации и ответ на нее, причем может использоваться та же нумерация (только цифра и потом ответ).

Грамотность. Если в дружеской переписке мы можем не придавать значения опечаткам или допущенным ошибкам, то в деловом общении проблемы с орфографией и пунктуацией могут оттолкнуть собеседника: сообщения выглядят неряшливо, а собеседник – непрофессионально.

Всегда, прежде чем отправить сообщение, перечитайте его еще раз, отредактируйте и только после этого нажмите кнопку «Отправить».

Иногда автозамена текста или функции Т9 играют с нами злую шутку: хотели написать одно, а отправили другое. Хорошо, когда у наших собеседников все в порядке с чувством юмора и они правильно отреагируют на подобные недоразумения, но может быть и наоборот. Поэтому автозамену на своем смартфоне лучше отключить.

Если все-таки отправили неправильный текст, в котором явно странно смотрится какая-то фраза или слово, то есть несколько вариантов:

  • можно удалить ошибочное сообщение и направить корректный текст;
  • иногда можно изменить ранее направленный текст, не отзывая его (например, в WhatsApp);
  • в следующем сообщении после ошибочного ставят знак звездочки и после него вписывают правильный вариант фразы / слова (без повторения всего сообщения) – см. Пример 1.

Пример 1

Первое сообщение с ошибкой:

Здравствуйте, Елена Николаевна!

Травка мы можем упеть, но при условии получения данных от Вас сегодня.
С нашей стороны гендиректор договор уже подписал.

Следующее сообщение с исправлением ошибки:

* Завтра мы можем успеть

Эмодзи и смайлы. Несмотря на то, что эмодзи и смайлы становятся все более популяры, минимизируйте их использование, особенно если главная цель вашей коммуникации – ясность и однозначность понимания информации.

Обычно смайл или эмодзи ставятся, чтобы выразить эмоции или отношение к событию. Однако эмодзи больше приближены к сленгу и разные люди (это связано с возрастными и национальными особенностями) могут воспринимать их...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Наказываем за нарушение этики служебных отношений

Рассказываем, как привлечь к дисциплинарной ответственности грубияна, который хамит, повышает голос, оскорбляет и издевается над коллегами и клиентами. Как прописать нормы корпоративной этики: что включить (общепринятые правила этикета, внешний вид, правила поведения во время онлайн-встреч, этикет электронной переписки и телефонных разговоров), в какие локальные нормативные акты, как сформулировать и за что конкретно наказывать. Анализируем судебную практику и предлагаем алгоритм привлечения к ответственности.

Протокол осмотра интернет-страниц

В каких делах можно использовать в качестве доказательств в суде протоколы осмотра интернет-страниц? Всегда ли он должен быть заверен нотариусом, или можно составить его самостоятельно? Что необходимо в него включить? Как относятся суды к предъявлению скриншотов интернет-страниц? В каких случаях оформлять эти документы нецелесообразно?

Привлекаем работников к ответственности за посты в социальных сетях

За активностью в социальных сетях могут следить не только компетентные органы, но и работодатели. Ведь действия работников в том числе в Интернете могут прямо повлиять на репутацию организации, взаимоотношения с государством и контрагентами. Разбираем, какие работники (и другие лица) обязаны по закону отчитываться о своей интернет-активности, где рекомендуется прописывать правила поведения в Интернете, а также как суды разрешают конфликты работодателей и работников по поводу действий последних во Всемирной паутине.

Онлайн-правосудие: опыт, проблемы и перспективы

Возможность участия в судебном заседании посредством телекоммуникационных систем прочно вошла в юридическую жизнь. Разбираем плюсы и минусы рассмотрения дел с помощью видео-конференц-связи, веб-конференции, а также тенденции их развития. Предупреждаем о возникающих проблемах. Даем советы, которые пригодятся на практике.

Как ознакомиться с материалами дела в арбитражном суде онлайн

Ограничительные меры в период пандемии подтолкнули суды к созданию сервисов по удаленному взаимодействию. Одним из нововведений стало появление возможности ознакомления с материалами дела онлайн. Читайте о том, как получить доступ к аудиопротоколам и другим материалам с пошаговой инструкцией и образцом ходатайства об ознакомлении с материалами дела в электронном виде.

Рассмотрение арбитражных дел из дома

Пандемия новой коронавирусной инфекции оказала влияние не только на экономику и способы взаимодействия людей, но и на порядок рассмотрения споров в арбитражных судах. Благодаря карантину суды стали быстрее внедрять новые технологии, в том числе – ​возможность рассмотрения дел онлайн. К системе проведения онлайн-заседаний на дату написания этой статьи подключились 96 судов, в том числе самый загруженный – ​Арбитражный суд г. Москвы. О том, как проходит рассмотрение дел онлайн, с какими трудностями могут столкнуться участники спора, а также в чем отличие нового порядка от уже ставшей многим привычной ранее видео-конференц-связи – ​расскажем в нашей статье.

Наказываем за нарушение этики служебных отношений

Рассказываем, как привлечь к дисциплинарной ответственности грубияна, который хамит, повышает голос, оскорбляет и издевается над коллегами и клиентами. Как прописать нормы корпоративной этики: что включить (общепринятые правила этикета, внешний вид, правила поведения во время онлайн-встреч, этикет электронной переписки и телефонных разговоров), в какие локальные нормативные акты, как сформулировать и за что конкретно наказывать. Анализируем судебную практику и предлагаем алгоритм привлечения к ответственности.

Как заключить договор по электронной почте

Современный мир немыслим без электронных коммуникаций. По электронным каналам обсуждаются бизнес-планы, представляется отчетность, ведутся переговоры с контрагентами. А еще по электронной почте часто заключаются хозяйственные договоры. Правда, далеко не всегда их подписывают квалифицированной электронной подписью (только она является полноценным аналогом собственноручного «автографа»). В результате спор о наличии (или об отсутствии) договоренностей может дойти до суда. Узнаем, как правильно заключать договоры по «электронке».