Top.Mail.Ru

Как удалить информацию о себе из Интернета

Как заставить поисковики исключить из результатов поиска незаконную, недостоверную или неактуальную информацию о гражданине? Можно ли это сделать во внесудебном порядке, или обязательно обращаться в суд? К кому и как правильно предъявлять требование об исключении из поисковой выдачи таких сведений? Возможно ли информацию удалить полностью или ее просто не станут показывать по запросам в поисковых системах? В каком случае можно пожаловаться в Роскомнадзор? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы. Приводим образцы документов: требования о прекращении оператором поисковой системы выдачи сведений об указателе страницы сайта в сети Интернет, позволяющих получить доступ к информации о заявителе; иска в суд об оспаривании отказа оператора исполнить указанное требование; требования владельцу сайта в Интернете о прекращении распространения персональных данных.

В современном мире все большее значение приобретает такой нематериальный актив, как репутация. При этом все чаще для проверки репутации контрагенты проверяют сведения, размещенные в Интернете. Традиционно для защиты от порочащих сведений используется иск о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ). Но такой способ эффективен для оспаривания информации, опубликованной в газете, а при попытке удалить сведения из Интернета его использование затруднительно. Дело в том, что за время судебного разбирательства недоброжелатели успеют опубликовать порочащую информацию на множестве других сайтов. Скорость распространения информации в Интернете настолько велика, что заблокировать через суд все сайты будет сложно. Но есть и хорошая новость. Для решения этой проблемы можно применить две относительно новые юридические опции – ​право на забвение и право требовать прекращения распространения персональных данных. Рассмотрим их подробно.

Право на забвение

С 1 января 2016 года в России действует так называемое право на забвение (поправки приняты Федеральным законом от 13.07.2015 № 264‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»). Норма закона обязывает операторов поисковых систем по заявлению гражданина и без решения суда удалять из результатов поиска ссылки на незаконную, недостоверную или неактуальную информацию о заявителе (ч. 1 ст. 10.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 1). При этом сама информация не удаляется, ее просто убирают из поиска.

Что должно быть в требовании о прекращении выдачи ссылок к поисковому оператору

Требование о прекращении выдачи ссылок может быть заявлено к оператору поисковой системы (подробнее об этом субъекте скажем ниже), если информация по ссылке:

  • является недостоверной;
  • распространяется с нарушением закона;
  • является неактуальной, утратившей значение для гражданина в силу его последующих действий или событий.

Исключение составляют сведения:

  • о событиях, содержащих признаки преступлений, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли;
  • совершенном преступлении, по которому не снята или не погашена судимость.

В требовании о прекращении выдачи сведений должны быть указаны:

1) Ф.И.О., паспортные данные, контактная информация заявителя (номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);

2) информация, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;

3) адрес сайта, на котором размещена информация, подлежащая прекращению;

4) основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;

5) согласие заявителя на обработку его персональных данных (ч. 2 ст. 10.3 Закона об информации).

Не стоит думать, что подав требование о прекращении выдачи ссылок, оператор поисковой системы его автоматически исполнит. Например, по статистике «Яндекса» за первые 3 месяца действия права на забвение, из всех обработанных обращений удовлетворены лишь 27%, по оставшимся 73% оператор ответил отказом, в том числе по 9% – ​частичным отказом (удовлетворили требования в отношении части ссылок из обращения) 2.

Дело в том, что обращение должно быть обоснованным. Поэтому к формулированию требования и оснований для его предъявления надо отнестись с такой же внимательностью, как, например, к исковому заявлению в суд. Следует подробно аргументировать свою просьбу, объяснить возникшую ситуацию, собрать и приложить доказательства. Также необходимо самостоятельно собрать все ссылки на ресурсы, которые вы просите скрыть – ​если пропустите ссылку,...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Слово – честное купеческое

Автор делится историческими фактами, которые иллюстрирую принципы, на которых раньше заключались сделки в купеческой среде в России. Тут есть над чем задуматься и современникам-коммерсантам, особенно в части формирования имиджа и деловой репутации.

Что необходимо учесть во взаимоотношениях с партнерами из Индии

Все больше компаний начинают сотрудничать с бизнесом из Индии. А это значит, надо разбираться в культурных особенностях и менталитете партнеров из этой страны. Рассказываем об отношении ко времени и пунктуальности индийцев, принятых у них обращениях, жестах и отношении к прикосновениям, выборе подарков, подходах к стилю одежды и пр.

Имидж и репутация: как сформировать и управлять

Поговорим об имидже и репутации человека и компании, об их значении в бизнесе и обычной жизни. К чему может на практике привести разрыв между пропагандируемыми ценностями и пропагандируемым имиджем и поведением сотрудников на местах. С чего начинать, если вы решили заняться имиджем (хоть своим, хоть компании). Как осуществлять управление имиджем компании и своим собственным (и как в результате от этого может измениться не только отношение к вам со стороны, но и ваше внутреннее самоощущение). Почему важно привести в соответствие внутренний и внешний имидж. Что представляет собой неосязаемый имидж и на что он влияет. Когда можно говорить про множественные репутации. Узнаете, какие шаги стоит предпринять для формирования своих собственных имиджа и репутации; почему именно сейчас значение невербального языка одежды существенно возросло; может ли репутация находиться на таком высоком уровне, что уже можно не заботиться об имидже; как сознательно созданный и сформированный имидж позволит быстрее достигать стоящих перед вами целей; что важнее – ​личный бренд или репутация; к какому идеалу стоит стремиться.

Привлекаем работников к ответственности за посты в социальных сетях

За активностью в социальных сетях могут следить не только компетентные органы, но и работодатели. Ведь действия работников в том числе в Интернете могут прямо повлиять на репутацию организации, взаимоотношения с государством и контрагентами. Разбираем, какие работники (и другие лица) обязаны по закону отчитываться о своей интернет-активности, где рекомендуется прописывать правила поведения в Интернете, а также как суды разрешают конфликты работодателей и работников по поводу действий последних во Всемирной паутине.

Как ознакомиться с материалами дела в арбитражном суде онлайн

Ограничительные меры в период пандемии подтолкнули суды к созданию сервисов по удаленному взаимодействию. Одним из нововведений стало появление возможности ознакомления с материалами дела онлайн. Читайте о том, как получить доступ к аудиопротоколам и другим материалам с пошаговой инструкцией и образцом ходатайства об ознакомлении с материалами дела в электронном виде.

Имущественные последствия супружеской неверности: заключаем брачный договор

Закон предоставляет супругам возможность изменить действующий по умолчанию режим совместной собственности путем заключения брачного договора в соответствии со ст. 42 СК РФ. По условиям контракта они вправе установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из них, а также предусмотреть такой режим в отношении будущего имущества. В т. ч. предусмотреть определенные имущественные последствия на случай недобросовестного поведения одного из супругов или каждого из них (измены, пьянство, хулиганские действия и пр.). А еще можно заключить с одним и тем же лицом не один брачный договор, а два. Но тогда могут возникнуть сложности. Рассказываем, как их преодолеть.

Рассмотрение арбитражных дел из дома

Пандемия новой коронавирусной инфекции оказала влияние не только на экономику и способы взаимодействия людей, но и на порядок рассмотрения споров в арбитражных судах. Благодаря карантину суды стали быстрее внедрять новые технологии, в том числе – ​возможность рассмотрения дел онлайн. К системе проведения онлайн-заседаний на дату написания этой статьи подключились 96 судов, в том числе самый загруженный – ​Арбитражный суд г. Москвы. О том, как проходит рассмотрение дел онлайн, с какими трудностями могут столкнуться участники спора, а также в чем отличие нового порядка от уже ставшей многим привычной ранее видео-конференц-связи – ​расскажем в нашей статье.

Подаем документы в арбитражный суд в электронном виде

В системе арбитражных судов реализована возможность подачи документов в суд в электронном виде. За последний год система «Мой арбитр» стала расширять свой функционал: теперь на ее основе можно не только знакомиться с материалами дела, получать копии аудиозаписей судебных заседаний, но и участвовать в судебных заседаниях онлайн. Разберемся с подачей документов в электронном виде. Расскажем, как работает система «Мой арбитр», какие требования установлены к представляемым документам. Дадим подробные инструкции по подаче первичных документов (иска, апелляционной и кассационной жалоб), а также вторичных документов (заявлений, ходатайств, в т. ч. в части приобщения дополнительных материалов в арбитражное дело).