Режим коммерческой тайны в организации

Рассказываем, чем отличается информация, составляющая коммерческую тайну, от иных видов сведений. Какие данные могут быть конфиденциальными? Как установить режим коммерческой тайны? Каков порядок ее защиты в отношениях с работниками, партнерами, участниками, акционерами и третьими лицами? Какова ответственность за нарушение ее режима? Разбираем судебную практику по спорным вопросам. Приводим образцы формулировок для документов в целях установления режима коммерческой тайны.

В современном мире информация является рыночным активом, имеющим самостоятельную ценность, поскольку она не только открывает доступ ее владельцу к различным благам и ресурсам, но и сама выступает базой для создания новых вещей, продуктов и сервисов. Владение коммерческой информацией в цифровой экономике является важной составляющей практически любой бизнес-модели, поэтому вопросы ее комплексной правовой защиты представляют собой большой практический интерес.

Важность коммерческой информации

В предпринимательской сфере защита сведений, составляющих коммерческую тайну, является не просто залогом успешного развития бизнеса, но иногда и просто условием его работы. Например, если речь идет о высоко­конкурентном рынке, где основу бизнеса составляют информационные активы, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам, у которых к ней нет свободного доступа на законном основании.

Именно поэтому принципиально важно:

  • хранить в тайне все разработки, стратегии, модели и методы ведения предпринимательской деятельности;
  • вводить в отношении таких конфиденциальных сведений режим коммерческой тайны;
  • регистрировать в Роспатенте права на объекты интеллектуальной собственности и
  • не забывать заключать соглашения о конфиденциальности не только со своими партнерами, но и с сотрудниками, которые могут рано или поздно покинуть компанию и из работников в одночасье стать конкурентами.

Особое место среди всей конфиденциальной информации занимают сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, для которых предусмотрен свой специфический правовой режим. Действующее законодательство РФ предусматривает различные категории информации ограниченного доступа. Например, государственная тайна, тайна следствия, адвокатская, аудиторская, банковская, врачебная, налоговая, нотариальная тайны, персональные данные, конфиденциальность арбитража, отдельных сведений, используемых при проведении закупочных процедур при размещении государственного и муниципального заказа.

Среди конфиденциальных сведений личного характера можно выделить тайну усыновления, тайну исповеди, тайну голосования, псевдоним, за которым скрывается настоящее имя автора, информацию, входящую в состав кредитной истории, относящуюся к процедуре медиации, сведения об отдельных категориях граждан и другую информацию ограниченного доступа, для хранения и использования которой законодательством РФ предусмотрены особые правила.

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну

В предпринимательской сфере важное значение имеет, прежде всего, коммерческая тайна, позволяющая обладателю конфиденциальных сведений извлекать конкурентные преимущества за счет удержания положения на рынке, увеличения на нем доли и наращивания выручки. Информация, составляющая коммерческую тайну, – ​это сведения любого характера, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у тех нет свободного доступа на законном основании.

В состав такой конфиденциальной информации входят, в частности, производственные, технические, экономические, организационные и другие сведения, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, а также иные коммерческие сведения ограниченного доступа (п. 5 Указа Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»). В отношении такой информации обладатель должен ввести режим коммерческой тайны. Делается это для того, чтобы обеспечить ее правовую защиту в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.2004 № 98‑ФЗ «О коммерческой тайне» 1. И именно с этой даты возникают права обладателя в отношении конфиденциальной информации.

О запретах

Режим коммерческой тайны не распространяется на сведения:

  • из учредительных и регистрационных документов компании;
  • о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;
  • размере задолженности по заработной плате работников и соцвыплатам;
  • фактах нарушения законодательства и привлечения к ответственности за их совершение;
  • состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  • перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  • состоянии окружающей среды (экологическая информация) и
  • другие сведения, предусмотренные ст. 5 Закона № 98‑ФЗ.

Причем речь идет о материалах, относящихся не только к свершившимся фактам, но и к информации, которая может быть связана с состоянием окружающей среды в результате воздействия тех или иных факторов. Например, она может быть в документах по экологической экспертизе проектной документации, используемой для строительства объектов недвижимости, как в деле ниже.

Судебная практика

Суд удовлетворил иск общественной благотворительной организации, возложив на коммерческую компанию обязанность предоставить материалы проектной документации по строительству завода на территории города в срок, обеспечивающий возможность проведения общественной экологической экспертизы, а именно – ​незамедлительно. Ссылку ответчика на то, что предоставление всех разделов испрашиваемой проектной документации нарушает коммерческую тайну, суд признал необоснованной. Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом 2  (постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.01.2020 № Ф05-21660/2019).

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Что учесть при запуске программы лояльности и начислении бонусных баллов

Что такое программа лояльности? Есть ли у нее какие-то ограничения? Какие условия можно в ней установить и как при этом не потерпеть убытки от клиентов? Что сделать, чтобы не допустить ситуации, когда суд взыскивает с предпринимателя убытки в размере неначисленных бонусных баллов? Подпадает ли неначисление баллов по программе лояльности под защиту прав потребителей? Можно ли полностью отказаться от начисления баллов, а также аннулировать имеющиеся? С какими требованиями может обратиться клиент в суд, если его не устроит что-то в бонусной программе? И как ему противостоять?

Риски использования факсимиле

В предыдущих номерах журнала мы рассказали, когда можно использовать факсимиле и как в документах прописать его применение. Теперь поговорим о документах, на которых факсимиле ставить нельзя, а также рисках его использования, например, в случае делегирования полномочий. Анализ судебной практики поможет сделать важные для работы выводы.

Третейская оговорка в договоре

Нередко стороны согласовывают при заключении договора (или в дальнейшем) третейскую оговорку. Но, как показывает практика, такая оговорка не всегда срабатывает, поскольку ошибочность формулировок или нарушение порядка ее согласования «обнуляет» ее в глазах суда, который может отказать в выдаче исполнительного листа на решение третейского суда. Наша подборка судебной практики поможет выявить наиболее распространенные ошибки. Зная их, сможете быть более эффективными в работе и защитить интересы своей стороны в договоре, вооружившись нужными аргументами.

Считаются ли заявки на поставку, отправленные по e-mail, оформленными надлежащим образом?

Считаются ли заявки, направляемые по электронной почте (на указанные в договоре адреса) во исполнение рамочного договора поставки, надлежащим образом оформленными, если они не содержат подписей покупателя и поставщика?

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.

Когда можно использовать факсимиле

Поговорим о практике работы с факсимиле, а также допустимой сфере применения этого способа подписания документов. Как договариваться об уместности факсимиле на документах? Что делать, если соглашение об этом с контрагентом не подписано, а факсимиле уже вовсю используется? Как и когда составлять такие соглашения? Как данную договоренность можно отразить в заключаемом договоре? И наоборот – ​как в нем сформулировать запрет на использование сторонами факсимиле? Что делать, если вы получили документ-оферту или акцепт, подписанный факсимиле? Каковы особенности в сфере госзакупок? Даем образцы формулировок для договоров в различных ситуациях и пример соглашения об использовании факсимиле, которым можно воспользоваться на практике.

Третейская оговорка в договоре

Нередко стороны согласовывают при заключении договора (или в дальнейшем) третейскую оговорку. Но, как показывает практика, такая оговорка не всегда срабатывает, поскольку ошибочность формулировок или нарушение порядка ее согласования «обнуляет» ее в глазах суда, который может отказать в выдаче исполнительного листа на решение третейского суда. Наша подборка судебной практики поможет выявить наиболее распространенные ошибки. Зная их, сможете быть более эффективными в работе и защитить интересы своей стороны в договоре, вооружившись нужными аргументами.

Что учесть при запуске программы лояльности и начислении бонусных баллов

Что такое программа лояльности? Есть ли у нее какие-то ограничения? Какие условия можно в ней установить и как при этом не потерпеть убытки от клиентов? Что сделать, чтобы не допустить ситуации, когда суд взыскивает с предпринимателя убытки в размере неначисленных бонусных баллов? Подпадает ли неначисление баллов по программе лояльности под защиту прав потребителей? Можно ли полностью отказаться от начисления баллов, а также аннулировать имеющиеся? С какими требованиями может обратиться клиент в суд, если его не устроит что-то в бонусной программе? И как ему противостоять?