Top.Mail.Ru
Своевременная доставка товаров – ​залог успешного бизнеса, но нередко транспортные компании допускают просрочки, и возникает спор о взыскании неустойки. Особенно неприятны неожиданные срывы, когда перевозчик ссылается на непредвиденные обстоятельства (форс-мажор). Хотя встречается и «перевод стрелок» на получателя груза. В одних случаях это обосновано, а в других – ​не что иное, как попытка переложить бремя ответственности на невиновного. Анализируем споры с перевозчиками: при каких условиях суды взыскивают неустойку, компенсацию ущерба с перевозчика; когда равнодушны к ссылкам на форс-мажор; на что обращают внимание, если поставщик обвиняет получателя. Делаем выводы, которые могут помочь и в текущей ситуации. А также даем образец формулировки для договора с оговоркой о международных санкциях как форс-мажоре.

Неустойка для гладкой дороги

Возмещение убытков – ​один из способов защиты (восстановления) нарушенного права, а неустойка – ​способ обеспечения исполнения обязательств (ст. 15, 330 ГК РФ). Не исключение и перевозка грузов. Анализ судебной практики показывает, что часто споры с перевозчиками затрагивают именно вопросы взыскания неустойки за просрочку доставки и компенсации причиненного ущерба. И суды удовлетворяют требования, когда есть доказательства:

1) нарушения обязательств перевозчиком,

2) причинно-следственной связи между просрочкой и/или причиненным убытком и действиями перевозчика,

3) наличием его вины в просрочке и/или причиненном ущербе.

Судебная практика

Суды установили, что перевозчик нарушил обязательства по своевременной доставке вагонов (факт документально подтвержден), пришли к выводу о наличии у истца права на взыскание пени за просрочку доставки грузов. Довод о задержке вагонов по вине самого истца отклонили за недоказанностью. Доставка вагонов в адрес истца имела интенсивный характер. В связи с этим любое отклонение от нормативного времени доставки вагонов могло непосредственно отражаться на их наличии на станции назначения. Так, если часть вагонов задерживалась в пути следования и в последующем одновременно поступала на станцию назначения с иными вагонами, доставляемыми без нарушения графика, то это могло являться непосредственной причиной скопления вагонов на путях общего пользования, т. к. истец мог не успевать проводить разгрузочные работы в отношении всех поступивших вагонов. Возложение ответственности на истца возможно, только когда задержка вагонов была обусловлена его действиями. Предоставленные же документы, подписанные грузополучателем, лишь констатировали факт нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи, без определения виновности какой бы то ни было стороны. Не доказана была и невозможность подачи вагонов на пути грузополучателя. В связи с чем обоснованы требования о взыскании с перевозчика неустойки, но при этом суд применил положения ст. 333 ГК РФ, снизив ее размер с 623 980,74 до 565 000 руб. Во внимание суд принял в том числе и небольшой срок просрочки (1–10 дней) (постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.02.2022 № Ф05-34097/2021 по делу № А40-25262/2021).

При этом учитывается и поведение самого грузоотправителя / получателя, не препятствовал ли он просрочке доставки и/или возникновению убытков. На что, как видим, и пытался сослаться перевозчик в примере выше. Если будет установлена вина отправителя / получателя, то суд может отклонить требования о неустойке или снизить ее размер.

Судебная практика

Клиент потребовал от перевозчика возместить неустойку за просрочку доставки груза и причиненные убытки в сумме оплаты штрафстоянки и иных расходов. Суды, удовлетворяя требования частично, отклонили требования о взыскании убытков. Груз был принят к перевозке водителем, но грузополучателю в установленные заявкой сроки не доставлен, т. к. автомобиль был задержан сотрудниками ДПС и помещен на штрафстоянку. Причиной задержания транспортного средства явилось «отсутствие документов на груз класса опасности “1.3 G”», наименование груза, указанное в заявке, не соответствует указанному в товарно-сопроводительных документах. О чем перевозчик сообщил клиенту письмом. Таким образом, со стороны клиента-истца не была исполнена обязанность по представлению водителю товаросопроводительных документов, необходимых для перевозки груза по указанной заявке. О расхождении в классах опасности по заявке и маркировке на таре перевозчику не сообщено. В связи с чем отсутствовала причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникновением у общества-клиента убытков (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.11.2021 № Ф09-7934/21 по делу № А50-3198/2021).

К тому же любые расходы должны подтверждаться документально, особенно в части понесенных убытков.

Судебная практика

Суд отказал во взыскании с перевозчика понесенных убытков, поскольку истец (заказчик) не доказал причинно-следственную связь между просрочкой доставки и понесенными убытками. Заказчик ссылался на то, что в результате понес дополнительные расходы в сумме 32 600 руб. на организацию дополнительного транспорта со склада для экстренной поставки 10 тонн груза, дополнительную комплектацию отгрузки 19 тонн груза и внеплановую организацию по приемке 10 тонн товара на складе под ответственное хранение. В подтверждение убытков истец сослался на поручение экспедитору, счет на оплату и платежное поручение, но дата поручения была 15.05.2019, а договор транспортных услуг датирован 16.05.2019. В счете на оплату не было указания на названное поручение, потому суд не смог установить принадлежность счета к соответствующему поручению экспедитора.

В связи с этим выставление штрафа перевозчику было необоснованно. Исходя из документов, он не имел отношения к спорной перевозке. Ссылка на то, что якобы перевозчик не оспаривал размер убытков, была также несостоятельна – ​ответчик принимал участие в судебных заседаниях, возражал против удовлетворения иска и т. п. (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.03.2021 № Ф10-5991/2020 по делу № А83-16409/2019).

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Если третье лицо хочет погасить один из долгов должника

Третье лицо направило в адрес кредитора письмо, в котором указало, что погасит конкретный долг должника. После чего оно погасило просроченный денежный долг должника, вытекающий из обязательства по оплате поставленного товара. Кредитор был уведомлен о том, в счет оплаты какого долга третьим лицом производится перечисление денежных средств. Кредитор требует представить соглашение между должником и третьим лицом. Должно ли быть заключено соглашение о такой оплате? Вправе ли кредитор требовать такое соглашение или достаточно уведомления?

Как стать ИТ-компанией и на какие льготы можно рассчитывать

Хотите создать свою ИТ-компанию (в т. ч. ИТ-стартап) и по полной воспользоваться новыми льготами? Или выделить из своего бизнеса ИТ-направление? А может, просто переквалифицироваться в ИТ-организацию? Но боитесь множества нюансов, которыми пестрят современное законодательство и подзаконные акты? Или пока не решили, стоит ли игра свеч? Вам важно узнать (на будущее или для воплощения планов прямо сейчас) особенности аккредитации ИТ-компаний (кстати, с 01.10.2022 действует новый порядок и по нему уже открыт прием заявлений) и преимущества столь популярного направления деятельности? Раздумываете, так ли просто будет воспользоваться льготами на практике или нужна будет кипа дополнительных бумаг? И можно ли «слететь» с этих льгот в процессе деятельности? Давно собирались разобраться с правовым регулированием новой для себя сферы, чтобы оказывать клиентам востребованные юридические услуги, но не было времени во все самостоятельно вникнуть? Или размышляете над трудоустройством в ИТ-компанию? Если эти вопросы вас зацепили, значит, наша статья придется как нельзя кстати. Возможно, это ваш шанс освоить новое для себя направление и стать в нем успешным. Автор объясняет простым языком, как получить статус ИТ-компании, что для этого конкретно надо сделать, на какие льготы и иные преимущества можно рассчитывать самой организации и ее работникам.

Премия контрагенту: как прописать в договоре

Рассказываем, как лучше зафиксировать условия, показатели, порядок и периодичность премирования контрагента в договоре; можно ли вопросы премирования урегулировать в одностороннем порядке. Узнаете, как снизить риск неполучения ожидаемого экономического эффекта от применения такого стимулирования. Разбираем судебную практику на примерах споров по договорам поставки. Затрагиваем и вопросы, связанные с выплатой бонусов по договорам подряда и возмездного оказания услуг. Узнаете о рисках и подводных камнях. А из анализа приведенных нами судебных актов сможете позаимствовать удачные формулировки для своих договоров.

Можно ли прописать в договоре основания для одностороннего отказа, не предусмотренные ГК РФ?

Могут ли стороны в договоре поставки предусмотреть основания для одностороннего отказа от договора, не предусмотренные ГК РФ?

Как изменить договор, если изменились обстоятельства

При заключении договора предвидеть изменение обстоятельств в будущем не всегда возможно: пандемия, санкции, экономический кризис, резкое изменение курса валюты, банкротство контрагента или неисполнение им обязательств по договору может здорово подорвать исполнение договора, обнулить к нему интерес на прежних условиях. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, в т. ч. в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Как это сделать и потребуется ли обращаться в суд – ​читайте в этой статье. Узнаете и о том, в каких случаях о последствиях мер, применяемых властями в связи с распространением коронавирусной инфекции, можно говорить как о форс-мажоре.

Что суд не признает форс-мажором

Действующее российское законодательство не содержит конкретных критериев, по которым на практике всегда можно было бы четко определить, какие обстоятельства относятся к форс-мажору (непреодолимой силе), а какие нет. Поэтому на практике довольно часто одна из сторон судебного процесса ссылается на какие-то обстоятельства как на форс-мажор, а суд их форс-мажором не признает. Опираясь на анализ судебной практики, подскажем, на какие обстоятельства как на форс-мажорные в суде лучше не ссылаться, поскольку к победе в споре это не приведет.

Какие аргументы помогут в суде для снятия требования неустойки в полном объеме

Со взысканием неустойки может столкнуться каждая организация, причем как в качестве кредитора-взыскателя, так и должника. Последнее особенно неприятно, когда требования о неустойке необоснованны и несоразмерны допущенному нарушению. Однако закон и судебная практика содержат механизмы защиты против злоупотреблений подобными требованиями, и об этом стоит знать не только должникам, но и кредиторам. Поговорим о двух основных аргументах, которые можно привести против требований кредитора по неустойке, – ​когда для ее выплаты нет оснований и когда ее размер несоразмерен допущенному нарушению, вследствие чего кредитор может получить необоснованную выгоду. В этом номере приведем аргументы, которые убеждали суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки.

Какие аргументы помогут в суде для уменьшения неустойки

В первой части статьи мы рассмотрели аргументы, которые позволят убедить суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки. Однако не всегда это возможно, и тогда остается лишь шанс на уменьшение ее размера. Проанализируем судебную практику, отметив, какие условия должны быть соблюдены, чтобы должник мог требовать снижения размера неустойки. Расскажем, что необходимо включить в ходатайство об уменьшении неустойки, что в принципе может сыграть на руку должнику, обращающемуся к суду с просьбой снизить неустойку. А также поделимся информацией, какие обстоятельства суд не убедят. В статье приведена судебная практика как в пользу должников, так и кредиторов, поэтому полезна всем участникам гражданских правоотношений.