Top.Mail.Ru

Персональные данные потребителя: новые правила

В условиях глобализации мировой экономики и проникновения Интернета во все сферы жизни особое значение приобретает защита персональных данных. Доверяя государству и бизнесу свою персональную информацию, человек получает более удобный и качественный сервис, а также комфортную коммуникацию. Однако повсеместное и избыточное собирание персональной информации чревато серьезными рисками (незаконная передача персональных данных субъекта третьему лицу, их обработка в противоречии с заявленными целями или с превышением допустимых пределов, хищение и др.). В связи с этим были приняты изменения, направленные на защиту персональных данных потребителей, в т. ч. от их необоснованного сбора, которые вступят в силу в сентябре 2022 года. Рассказываем о новеллах, ведь многие их них коммерсантам нужно учесть в работе уже сейчас. А потребителям будет интересно узнать, на что они могут рассчитывать по новым правилам в случае нарушения их прав, какие возможности для них несут поправки.

Коммерческая ценность

В условиях цифровизации мировой экономики и расширения международного сотрудничества защита персональных данных приобретает особую значимость, поскольку люди ежедневно и неосознанно открывают к ним доступ широкому кругу лиц (например, заполняя анкеты для получения дисконтных карт, бонусов и скидок). Сбор и обработка большого объема персональной информации, характеризующей целые группы людей и их поведенческие особенности, позволяет предприимчивым коммерсантам монетизировать полученные данные, а также делать свои продукты более востребованными за счет извлекаемых конкурентных преимуществ.

Не секрет, что накапливание и анализ больших объемов данных (big data), включая персональную информацию, дает компаниям возможность продавать их на рынке, выстраивать и применять скоринговые модели, анализировать поведение клиентов, их запросы и предпочтения и благодаря этому делать адресные предложения, наращивая выручку. Информация давно превратилась в полноценный товар, пользующийся высоким спросом на рынке со стороны покупателей, работающих в разных сегментах.

Базовые требования к обработке персданных

Порядок получения статуса оператора по обработке персональных данных и его обязанности предусмотрены ст. 1, п. 2 ст. 3, ст. 5–6, 18–22.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152‑ФЗ «О персональных данных» 1. Указанный статус должен быть присвоен любым федеральным, региональным и муниципальным органам власти, юридическим и физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей, если они выполняют обработку персональных данных с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, либо без такого использования, если по своему характеру это соответствует автоматической обработке.

Оператор обязан направить уведомление в Роскомнадзор о своем намерении осуществлять обработку персданных. Направлять уведомления не требуется, если обработка персданных осуществляется:

  • в соответствии с трудовым законодательством РФ либо на основании договора с субъектом, при этом они не передаются третьим лицам;
  • в иных случаях, предусмотренных п. 2 ст. 22 Закона № 152‑ФЗ.

При прекращении обработки оператор также сообщает Роскомнадзору, направляя уведомление.

Оператор должен утвердить документы, связанные с обработкой перс­данных, назначить ответственное лицо, которое подчиняется непосредственно исполнительному органу оператора, что позволяет обеспечить независимость такого сотрудника от руководителей иных структурных подразделений компании-оператора.

Оператор должен самостоятельно определить состав и содержание организационных, технических и правовых мер для обеспечения защиты персональных данных, осуществлять внутренний контроль и/или аудит, знакомить работников с принятыми правилами работы, оценивать возможный вред, который он может причинить субъектам персональных данных. На своем сайте оператор должен разместить политику обработки персональных данных с указанием в ней всех необходимых параметров, которые представляют интерес для неопределенного круга лиц, использующих его товары или услуги. В таком документе оператор должен описать все способы обработки персональных данных, включая перечень используемых им для этой цели интернет-ресурсов (например, «Яндекс.Метрика», «Google.Аналитика» и др.), а также указать адрес для обратной связи.

Для...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Ответственность за нарушение лицензионных требований и условий: практика проверок и судов

Не случайно суды ежегодно рассматривают сотни дел о привлечении к административной ответственности по ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ. В статье анализируем судебную практику, и, прежде всего, ситуации, когда в применении наказания отказывали. Отвечаем на вопросы: какие условия должны соблюдаться для привлечения к ответственности? можно ли наказать компанию, если лицензия есть, а деятельность в соответствии с ней фактически не ведется или приостановлена? когда наступает ответственность именно за грубые нарушения лицензионных требований? в каких случаях позиции проверяющих и судов чаще всего разнятся?

Получение согласия на обработку персданных работника-курьера

Выясняем, как обрабатывать персональные данные курьеров, чтобы не нарушить нормы действующего законодательства. Узнаете, какие данные и когда становятся персональными, а когда не позволяют идентифицировать человека; как оформить передачу персданных курьера третьим лицам (физическим и юридическим), когда согласие на передачу личной информации не требуется; какая ответственность грозит за нарушение закона; как минимизировать риски при передаче персданных сотрудника. Вы сможете воспользоваться готовым образцом согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом для распространения, который приведен в статье.

Работа с персональными данными. Отвечаем на вопросы

22.05.2024 журнал «Юридический справочник руководителя» и сайт delo-press.ru провели онлайн-семинар «Работа с персональными данными без ошибок». Во время семинара спикер – эксперт по трудовым отношениям Юлия Жижерина – отвечала на вопросы слушателей семинара. Мы собрали наиболее интересные в статью, дополнив ссылками на нормативную базу и расширенную аргументацию. Публикуем разбор следующих ситуаций: что делать, если сотрудник продолжает работать, но отзывает свое согласие на обработку персданных; сколько целей обработки персданных можно указать в одном согласии; требуется ли согласие работника на обработку персональных данных, если камеры установлены только в коридорах; какое согласие на обработку персданных нужно запросить с работника для запроса о нем данных в учебном заведении; каких сотрудников надо указывать в приказе, утверждающем перечень лиц, имеющих доступ к персданным; можно ли прописать в ЛНА места хранения и обработки персданных; нужно ли согласие работника для добавления его в общий чат мессенджера и пр.

Как правильно уничтожать персональные данные

С прошлого года стало недостаточно просто уничтожить документы с персональными данными. Надо следовать специальной процедуре, составив акт об их уничтожении. Рассказываем, каков порядок уничтожения личных сведений, когда и в какие сроки это необходимо сделать, какой штраф полагается за нарушение требований закона. Приводим образцы документов (приказ о создании постоянно действующей комиссии по уничтожению документов с персональными данными, акт об уничтожении персданных, уведомление работника об уничтожении неправомерно использованных персональных данных) и формулировки для ЛНА о порядке уничтожения персданных, договора с контрагентом об обязательстве уничтожить передаваемые по договору персональные данные.

Какие аргументы помогут в суде для снятия требования неустойки в полном объеме

Со взысканием неустойки может столкнуться каждая организация, причем как в качестве кредитора-взыскателя, так и должника. Последнее особенно неприятно, когда требования о неустойке необоснованны и несоразмерны допущенному нарушению. Однако закон и судебная практика содержат механизмы защиты против злоупотреблений подобными требованиями, и об этом стоит знать не только должникам, но и кредиторам. Поговорим о двух основных аргументах, которые можно привести против требований кредитора по неустойке, – ​когда для ее выплаты нет оснований и когда ее размер несоразмерен допущенному нарушению, вследствие чего кредитор может получить необоснованную выгоду. В этом номере приведем аргументы, которые убеждали суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки.

Что смягчит административную ответственность

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания согласно ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются не только характер совершенного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, но и наличие обстоятельств, отягчающих и (или) смягчающих ответственность. И последние особенно интересны, поскольку их можно самостоятельно «генерировать» даже на стадии рассмотрения дела, в отличие, скажем, от популярных оснований освобождения от административной ответственности – малозначительности правонарушения (ст. 2.9) и крайней необходимости (ст. 2.7) – которые «цементируются» в момент совершения правонарушения. Расскажем, что такое смягчающие обстоятельства, когда нарушитель может к ним апеллировать, на что упирать в ходе судебного заседания. Поясним, какие действия суды признают содействием в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Какие аргументы помогут в суде для уменьшения неустойки

В первой части статьи мы рассмотрели аргументы, которые позволят убедить суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки. Однако не всегда это возможно, и тогда остается лишь шанс на уменьшение ее размера. Проанализируем судебную практику, отметив, какие условия должны быть соблюдены, чтобы должник мог требовать снижения размера неустойки. Расскажем, что необходимо включить в ходатайство об уменьшении неустойки, что в принципе может сыграть на руку должнику, обращающемуся к суду с просьбой снизить неустойку. А также поделимся информацией, какие обстоятельства суд не убедят. В статье приведена судебная практика как в пользу должников, так и кредиторов, поэтому полезна всем участникам гражданских правоотношений.

Когда к ответственности привлекут и организацию, и должностное лицо

Одной из самых неприятных ситуаций для любого предпринимателя является внимание к его персоне со стороны проверяющих, которые обязательно находят в его деятельности нарушения и карают по всей строгости закона. На практике некоторые пытаются уходить от административной ответственности, свалив все на своих должностных лиц. Однако получается это не всегда, более того, зачастую проверяющие наказывают и тех и других. Почему так происходит, можно ли этого избежать, расскажем в статье.