Персональные данные потребителя: новые правила

В условиях глобализации мировой экономики и проникновения Интернета во все сферы жизни особое значение приобретает защита персональных данных. Доверяя государству и бизнесу свою персональную информацию, человек получает более удобный и качественный сервис, а также комфортную коммуникацию. Однако повсеместное и избыточное собирание персональной информации чревато серьезными рисками (незаконная передача персональных данных субъекта третьему лицу, их обработка в противоречии с заявленными целями или с превышением допустимых пределов, хищение и др.). В связи с этим были приняты изменения, направленные на защиту персональных данных потребителей, в т. ч. от их необоснованного сбора, которые вступят в силу в сентябре 2022 года. Рассказываем о новеллах, ведь многие их них коммерсантам нужно учесть в работе уже сейчас. А потребителям будет интересно узнать, на что они могут рассчитывать по новым правилам в случае нарушения их прав, какие возможности для них несут поправки.

Коммерческая ценность

В условиях цифровизации мировой экономики и расширения международного сотрудничества защита персональных данных приобретает особую значимость, поскольку люди ежедневно и неосознанно открывают к ним доступ широкому кругу лиц (например, заполняя анкеты для получения дисконтных карт, бонусов и скидок). Сбор и обработка большого объема персональной информации, характеризующей целые группы людей и их поведенческие особенности, позволяет предприимчивым коммерсантам монетизировать полученные данные, а также делать свои продукты более востребованными за счет извлекаемых конкурентных преимуществ.

Не секрет, что накапливание и анализ больших объемов данных (big data), включая персональную информацию, дает компаниям возможность продавать их на рынке, выстраивать и применять скоринговые модели, анализировать поведение клиентов, их запросы и предпочтения и благодаря этому делать адресные предложения, наращивая выручку. Информация давно превратилась в полноценный товар, пользующийся высоким спросом на рынке со стороны покупателей, работающих в разных сегментах.

Базовые требования к обработке персданных

Порядок получения статуса оператора по обработке персональных данных и его обязанности предусмотрены ст. 1, п. 2 ст. 3, ст. 5–6, 18–22.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152‑ФЗ «О персональных данных» 1. Указанный статус должен быть присвоен любым федеральным, региональным и муниципальным органам власти, юридическим и физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей, если они выполняют обработку персональных данных с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, либо без такого использования, если по своему характеру это соответствует автоматической обработке.

Оператор обязан направить уведомление в Роскомнадзор о своем намерении осуществлять обработку персданных. Направлять уведомления не требуется, если обработка персданных осуществляется:

  • в соответствии с трудовым законодательством РФ либо на основании договора с субъектом, при этом они не передаются третьим лицам;
  • в иных случаях, предусмотренных п. 2 ст. 22 Закона № 152‑ФЗ.

При прекращении обработки оператор также сообщает Роскомнадзору, направляя уведомление.

Оператор должен утвердить документы, связанные с обработкой перс­данных, назначить ответственное лицо, которое подчиняется непосредственно исполнительному органу оператора, что позволяет обеспечить независимость такого сотрудника от руководителей иных структурных подразделений компании-оператора.

Оператор должен самостоятельно определить состав и содержание организационных, технических и правовых мер для обеспечения защиты персональных данных, осуществлять внутренний контроль и/или аудит, знакомить работников с принятыми правилами работы, оценивать возможный вред, который он может причинить субъектам персональных данных. На своем сайте оператор должен разместить политику обработки персональных данных с указанием в ней всех необходимых параметров, которые представляют интерес для неопределенного круга лиц, использующих его товары или услуги. В таком документе оператор должен описать все способы обработки персональных данных, включая перечень используемых им для этой цели интернет-ресурсов (например, «Яндекс.Метрика», «Google.Аналитика» и др.), а также указать адрес для обратной связи.

Для обработки...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Чем грозят нарушения в области обработки персональных данных

Больше месяца действуют крупные штрафы за нарушения в сфере персональных данных (в частности, за их утечку). Но до сих пор многие не в курсе нюансов привлечения к ответственности. В удобной табличной форме приводим все виды нарушений и наказаний за них, которые установлены КоАП РФ и УК РФ. Объясняем, в каких случаях штраф могут уменьшить, когда ответственность понесет только должностное лицо, а когда организация.

Ответственность за нарушение лицензионных требований и условий: практика проверок и судов

Не случайно суды ежегодно рассматривают сотни дел о привлечении к административной ответственности по ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ. В статье анализируем судебную практику, и, прежде всего, ситуации, когда в применении наказания отказывали. Отвечаем на вопросы: какие условия должны соблюдаться для привлечения к ответственности? можно ли наказать компанию, если лицензия есть, а деятельность в соответствии с ней фактически не ведется или приостановлена? когда наступает ответственность именно за грубые нарушения лицензионных требований? в каких случаях позиции проверяющих и судов чаще всего разнятся?

Хулиганство: новое хорошо забытое старое. Свежие разъяснения Пленума ВС РФ

Анализируем постановление Пленума ВС РФ, который внес изменения в свои разъяснения пятнадцатилетней давности по уголовным делам о хулиганстве. Поправки потребовались в связи с сегодняшними реалиями – треш-контентом, пранками и иным хулиганством в общественных местах, в том числе на транспорте (самолетах, поездах, метро и пр.). Рассказываем, на что теперь обращает внимание суд при квалификации преступления, как отличает хулиганство от иных преступлений (в том числе совершенных из хулиганских побуждений), что понимает под «применением насилия» и «угрозой применения насилия» при хулиганстве, на каких видах транспорта могут быть совершены хулиганские действия. Даем ориентир, что понимать под «иным транспортом общего пользования», какие обстоятельства отягчают хулиганство, а также что понимается под оружием и предметами, используемыми как оружие (узнаете, когда собака может выступить таким предметом).

Работа с персональными данными. Отвечаем на вопросы

22.05.2024 журнал «Юридический справочник руководителя» и сайт delo-press.ru провели онлайн-семинар «Работа с персональными данными без ошибок». Во время семинара спикер – эксперт по трудовым отношениям Юлия Жижерина – отвечала на вопросы слушателей семинара. Мы собрали наиболее интересные в статью, дополнив ссылками на нормативную базу и расширенную аргументацию. Публикуем разбор следующих ситуаций: что делать, если сотрудник продолжает работать, но отзывает свое согласие на обработку персданных; сколько целей обработки персданных можно указать в одном согласии; требуется ли согласие работника на обработку персональных данных, если камеры установлены только в коридорах; какое согласие на обработку персданных нужно запросить с работника для запроса о нем данных в учебном заведении; каких сотрудников надо указывать в приказе, утверждающем перечень лиц, имеющих доступ к персданным; можно ли прописать в ЛНА места хранения и обработки персданных; нужно ли согласие работника для добавления его в общий чат мессенджера и пр.

Какие аргументы помогут в суде для уменьшения неустойки

В первой части статьи мы рассмотрели аргументы, которые позволят убедить суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки. Однако не всегда это возможно, и тогда остается лишь шанс на уменьшение ее размера. Проанализируем судебную практику, отметив, какие условия должны быть соблюдены, чтобы должник мог требовать снижения размера неустойки. Расскажем, что необходимо включить в ходатайство об уменьшении неустойки, что в принципе может сыграть на руку должнику, обращающемуся к суду с просьбой снизить неустойку. А также поделимся информацией, какие обстоятельства суд не убедят. В статье приведена судебная практика как в пользу должников, так и кредиторов, поэтому полезна всем участникам гражданских правоотношений.

Что смягчит административную ответственность

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания согласно ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются не только характер совершенного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, но и наличие обстоятельств, отягчающих и (или) смягчающих ответственность. И последние особенно интересны, поскольку их можно самостоятельно «генерировать» даже на стадии рассмотрения дела, в отличие, скажем, от популярных оснований освобождения от административной ответственности – малозначительности правонарушения (ст. 2.9) и крайней необходимости (ст. 2.7) – которые «цементируются» в момент совершения правонарушения. Расскажем, что такое смягчающие обстоятельства, когда нарушитель может к ним апеллировать, на что упирать в ходе судебного заседания. Поясним, какие действия суды признают содействием в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Какие аргументы помогут в суде для снятия требования неустойки в полном объеме

Со взысканием неустойки может столкнуться каждая организация, причем как в качестве кредитора-взыскателя, так и должника. Последнее особенно неприятно, когда требования о неустойке необоснованны и несоразмерны допущенному нарушению. Однако закон и судебная практика содержат механизмы защиты против злоупотреблений подобными требованиями, и об этом стоит знать не только должникам, но и кредиторам. Поговорим о двух основных аргументах, которые можно привести против требований кредитора по неустойке, – ​когда для ее выплаты нет оснований и когда ее размер несоразмерен допущенному нарушению, вследствие чего кредитор может получить необоснованную выгоду. В этом номере приведем аргументы, которые убеждали суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки.

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.