Top.Mail.Ru

Налоговая реконструкция: разъяснения ФНС России

ФНС России направила территориальным органам письмо с рекомендациями по применению статьи о необоснованной налоговой выгоде. Фискалы признали возможность налоговой реконструкции, которую до этого всячески отрицали. Автор проанализировал письмо, сделав выводы по положениям, на которые теперь налоговики будут обращать особое внимание. В частности, о реальности сделки, исполнении ее надлежащим лицом, умышленном совершении действий и документальном подтверждении.

ФНС России разработала рекомендации о практике применения ст. 54.1 НК РФ (письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ 1 ). С появлением указанной нормы в НК РФ в 2017 г. 2 налоговики подчеркивали, что никаких существенных изменений с точки зрения правоприменительных подходов в части необоснованной налоговой выгоды по работе с контрагентами не произошло, поменялись лишь формулировки НК РФ. Однако предприниматели весьма быстро почувствовали на себе произошедшие нововведения. До этого практически все судебные акты ссылались на постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 3 , где был закреплен подход о необходимости оценки совокупности 3 ключевых факторов:

  • документальное подтверждение первичными документами,
  • должная осмотрительность при выборе партнера по сделке,
  • реальность самой сделки.

В противовес этому положения ст. 54.1 НК РФ указывают на необходимость не просто исследования реальности сделки, а анализа фактического исполнения ее заявленной стороной по договору.

Налоговые органы, устанавливая сомнительного, с их точки зрения, контрагента, даже при наличии реального поставщика 4  отказывали в расходах по налогу на прибыль и вычетах по НДС в полном объеме. И суды по большей части поддерживали налоговые инспекции.

Ситуация стала меняться в 2020 г., когда появился целый ряд судебных актов, пересмотревших правомерность указанного подхода. Для примера можно привести одно из самых первых и наиболее известных дел, решенных в пользу налогоплательщика (дело ООО «Кузбассконсервмолоко»).

Фрагмент документа

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2020 № Ф04-611/2020 по делу № А27-17275/2019

…отказ в учете экономически обоснованных расходов по формальному признаку влечет искажение реального размера налоговых обязательств в соответствии с действительным экономическим смыслом осуществленных налогоплательщиком хозяйственных операций.

…выявление искажений в сведениях о фактах хозяйственной деятельности предполагает доначисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, таким образом, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом. В рассматриваемом случае – ​как если бы договоры были напрямую заключены с сельхозпроизводителями.

…из толкования ст. 54.1 НК РФ следует, что при формальном документо­обороте с заявленным контрагентом, но при фактическом исполнении обязательства третьим лицом при несоблюдении условий п. 2 указанной статьи, установлен запрет на получение необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком именно по недостоверным (формальным) документам, что не освобождает налоговые органы от обязанности проверить, осуществлялись ли в действительности какие-либо хозяйственные операции под прикрытием формального документооборота, выявить их действительный экономический смысл и определить действительный размер соответствующих налоговых обязательств.

Более того, имеются и судебные акты, где налогоплательщики смогли отстоять свое право не только на правомерность принятия расходов по налогу на прибыль, но и вычеты по НДС (например, дело АО «СПТБ «Звездочка», решением Арбитражного суда Мурманской области от 13.10.2020 решение ИФНС признано незаконным).

Фрагмент документа

Определение ВС РФ от 14.05.2020 № 307-ЭС19-27597 по делу № А42-7695/2017  5

Лишение права на вычет НДС налогоплательщика-покупателя, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, а при отсутствии такой цели – ​не знал и не должен был знать о допущенных этими лицами нарушениях, действуя в рамках поведения, ожидаемого от разумного участника хозяйственного оборота, по существу означало бы применение меры имущественной ответственности за неуплату налогов, допущенную иными лицами, в том числе, при искажении ими фактов своей хозяйственной деятельности, к налогоплательщику-покупателю, не имевшему возможности предотвратить эти нарушения и (или) избежать наступления их последствий.

Дифференциация вызванных указанными нарушениями последствий для налогоплательщиков-покупателей с учетом того, знали и должны ли последние были знать о допущенных контрагентом и третьими лицами нарушениях при исполнении обязанности по уплате НДС, необходима, поскольку позволяет обеспечить нейтральность налогообложения по отношению ко всем плательщикам НДС, которые действовали осмотрительно в хозяйственном обороте, и имеет превентивный характер для обеспечения стабильности налоговой системы, стимулируя участников оборота к вступлению в договорные отношения преимущественно с контрагентами, ведущими реальную хозяйственную деятельность и уплачивающими налоги.

Приведенные примеры явились важным сдвигом в практике рассмотрения налоговых споров, однако всем было очевидно, что они являются лишь индивидуальными делами и каждый суд будет выносить самостоятельное решение по конкретному делу.

Ситуацию могло исправить только появление постановления (обзора практики) на уровне Верховного Суда РФ либо официальные разъяснения ФНС России территориальным налоговым органам по практике контрольных мероприятий. Очевидно, что комментируемое письмо ФНС России является...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

НДС и налоговая реформа – 2025

НДС относится к федеральным налогам, но разобраться в его элементах непросто – это один из самых запутанных платежей. А с 2025 года его «надстроили» еще и особенностями для упрощенной системы налогообложения. Теперь налогоплательщиков станет больше, а ясности – меньше. Мы разобрались в ситуации и объясняем для тех, для кого такое налогообложение в новинку, простыми словами, понятно и на числовых примерах, как быть с НДС. Начнем в этом номере журнала с несложных объектов налогообложения, а в следующем рассмотрим подробно реализацию товаров, работ, услуг и имущественных прав.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Правомерно ли доначисление ИФНС налога, когда из экспедирования выделяется стоимость фрахта?

Выплачиваем доход турецкому экспедитору (он не является перевозчиком, перевозчик – резидент Швейцарии). Этот экспедитор организует международную перевозку груза (по маршруту Аргентина – РФ). Налог с доходов не удерживаем в качестве налогового агента. При налоговой проверке возникли проблемы. Правомерно ли вообще доначисление инспекцией налога (они из экспедирования выделяют стоимость фрахта и требуют доплатить налог)? Если налог необходимо будет начислить: по ставке 5% как по соглашению с Турцией? Или могут требовать начислить 10%, т. к. фактический перевозчик – Швейцария, а с ними соглашения приостановлены? В том случае если будет начислен налог, сможем ли судиться и каковы шансы выиграть суд?

Что смягчит административную ответственность

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания согласно ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются не только характер совершенного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, но и наличие обстоятельств, отягчающих и (или) смягчающих ответственность. И последние особенно интересны, поскольку их можно самостоятельно «генерировать» даже на стадии рассмотрения дела, в отличие, скажем, от популярных оснований освобождения от административной ответственности – малозначительности правонарушения (ст. 2.9) и крайней необходимости (ст. 2.7) – которые «цементируются» в момент совершения правонарушения. Расскажем, что такое смягчающие обстоятельства, когда нарушитель может к ним апеллировать, на что упирать в ходе судебного заседания. Поясним, какие действия суды признают содействием в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

НДС и налоговая реформа – 2025

НДС относится к федеральным налогам, но разобраться в его элементах непросто – это один из самых запутанных платежей. А с 2025 года его «надстроили» еще и особенностями для упрощенной системы налогообложения. Теперь налогоплательщиков станет больше, а ясности – меньше. Мы разобрались в ситуации и объясняем для тех, для кого такое налогообложение в новинку, простыми словами, понятно и на числовых примерах, как быть с НДС. Начнем в этом номере журнала с несложных объектов налогообложения, а в следующем рассмотрим подробно реализацию товаров, работ, услуг и имущественных прав.