Top.Mail.Ru

Налоговая комиссия по НДС: как защитить свои права?

Практически каждый налогоплательщик, являющийся плательщиком НДС, получал повестку о вызове в налоговый орган для информирования о наличии у него так называемых «разрывов» по НДС и предложения добровольно уплатить сумму налога за своих контрагентов в бюджет. Несмотря на стандартность аргументов налоговых инспекций, каждый случай (и, соответственно, конечное решение о подаче уточненных деклараций) носит индивидуальный характер. В статье анализируем основные типовые ситуации и даем рекомендации, как налогоплательщик может защитить свои права. Разбираем рекомендации и разъяснения Следственного комитета, ФНС и Минфина России, а также судебную практику.

Что ждать?

В составе комиссии со стороны инспекции может быть как рядовой инспектор, так и начальник контрольного отдела, занимающегося «разрывами по НДС». Либо возможен более серьезный уровень – это комиссия с участием начальника (заместителя начальника) налогового органа. Очевидно, что при участии руководства инспекции риск проведения реальных контрольных мероприятий и назначения выездной налоговой проверки значительно повышается.

Несмотря на то что официально комиссии по легализации отменены 1, на практике налоговые органы продолжают направлять письма с вызовом на «беседу» в налоговую инспекцию. По сути, налоговыми органами предпринимается попытка подменить классические контрольные мероприятия в форме налоговых проверок понуждением к добровольному уточнению обязательств и доплате НДС в бюджет.

Основным источником информации о наличии неуплаты НДС в каком-либо звене является система АСК НДС, которая в автоматическом режиме осуществляет поиск несоответствий в поданных налогоплательщиками декларациях по НДС на основе сведений из книг покупок и продаж, журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур. После этого программа формирует требование с необходимостью получения пояснений от налогоплательщика. Данные о неуплате НДС могут поступить также от таможенных или правоохранительных органов в порядке межведомственного взаимодействия.

Для определения оптимального алгоритма поведения компании необходимо проанализировать ряд факторов.

  1. Изучить запросы из налоговой инспекции: системность их поступления, количество полученных запросов, их содержание. Это позволит предположить, какой именно налоговый период интересует налоговиков.
  2. Провести анализ имеющихся доказательств проявления должной осмотрительности с точки зрения критериев ст. 54.1 НК РФ.
  3. Связаться с контрагентами для уточнения сведений, получали ли они какие-то запросы и представляли ли данные по встречным проверкам. Перечень интересующих ИФНС контрагентов, как правило, можно установить из запросов, полученных за четыре-шесть месяцев до момента вызова в инспекцию.
  4. Проанализировать...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что ждет бизнес в 2025 году?

Последние годы общественной и деловой жизни богаты на потрясения, и бизнес уже практически ничем не удивишь. Вместе с тем законодатель продолжает корректировать нормы. Журнал «Юридический справочник руководителя» попросил экспертов выделить наиболее значимые изменения, которые недавно произошли или будут в ближайшее время. Обсудили налоговую реформу, ключевую ставку ЦБР, повышение штрафов за нарушения ПДД, увеличение госпошлин при обращении в суды и порога для обращений с заявлениями о банкротстве, а также изменения в сфере правового регулирования труда.

НДС и налоговая реформа – 2025 (часть 2)

В прошлом номере мы начали рассматривать в деталях налог на добавленную стоимость и его элементы. В этот раз рассказываем про реализацию товаров, работ, услуг и имущественных прав с учетом нововведений, вступивших в силу с 01.01.2025. В частности, подробно разбираем на конкретных примерах: объект налогообложения при реализации (когда он формируется, а когда нет), налоговую базу, порядок исчисления, налоговые ставки, включая специальные ставки НДС при УСН, момент определения налоговой базы, когда и кому понадобится раздельный учет, порядок и сроки уплаты НДС при реализации ценностей, в том числе при уплате НДС по ошибочному счету-фактуре, а также НДС при УСН при реализации по «переходящим» договорам. Приводим позиции Минфина и ФНС России, а также судов по спорным вопросам.

Когда проценты, выплачиваемые заимодавцу из Белоруссии, считаются дивидендами?

Мы получили из ИФНС требование, в котором инспекция посчитала, что проценты, которые мы выплачивали заимодавцу (являющемуся резидентом Республики Беларусь и учредителем), по факту считаются дивидендами. На «принимаемые» расходы мы эти проценты не относили, т. к. чистые активы имели отрицательное значение. Теперь, поскольку ставка по дивидендам выше, чем ставка по процентам, нам из-за такой переквалификации придется доплатить налог. Или позиция ИФНС в данном случае неправомерна?

Суд о самозанятых работниках

Многие работодатели по достоинству оценили статус самозанятого, который позволяет не вводить в штат новые единицы, а отдать выполнение определенной работы, оказание услуги на сторону по гражданско-правовому договору. Однако в погоне за минимизацией расходов можно угодить в ловушку и понести более серьезные убытки (судебные расходы, доначисление налогов и взносов, штраф и пени). Рассказываем, какие риски возникают у работодателей при привлечении самозанятых, а также анализируем, какие признаки насторожат налоговиков, ГИТ и суд.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Что ждет бизнес в 2025 году?

Последние годы общественной и деловой жизни богаты на потрясения, и бизнес уже практически ничем не удивишь. Вместе с тем законодатель продолжает корректировать нормы. Журнал «Юридический справочник руководителя» попросил экспертов выделить наиболее значимые изменения, которые недавно произошли или будут в ближайшее время. Обсудили налоговую реформу, ключевую ставку ЦБР, повышение штрафов за нарушения ПДД, увеличение госпошлин при обращении в суды и порога для обращений с заявлениями о банкротстве, а также изменения в сфере правового регулирования труда.

Когда проценты, выплачиваемые заимодавцу из Белоруссии, считаются дивидендами?

Мы получили из ИФНС требование, в котором инспекция посчитала, что проценты, которые мы выплачивали заимодавцу (являющемуся резидентом Республики Беларусь и учредителем), по факту считаются дивидендами. На «принимаемые» расходы мы эти проценты не относили, т. к. чистые активы имели отрицательное значение. Теперь, поскольку ставка по дивидендам выше, чем ставка по процентам, нам из-за такой переквалификации придется доплатить налог. Или позиция ИФНС в данном случае неправомерна?

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.