Top.Mail.Ru

Составляем инструкцию по кадровому делопроизводству

Несмотря на то что инструкция по кадровому делопроизводству не относится к документам, которые обязательно должны быть в организации, ее существование очень помогает кадровикам и работникам службы делопроизводства. Новые сотрудники намного быстрее втягиваются в регламентированные процессы, «старые» – не тратят время на объяснения. Автоматически снимаются вопросы о том, нужно или не нужно согласовывать или визировать документ у того или иного руководителя. И, наконец, установленные в инструкции сроки для каждой конкретной операции не дают принесенным на согласование или подпись документам целыми днями ждать рассмотрения на столах руководителей.

Какой кадровик не знает правил кадрового делопроизводства? А много ли таких, кто сможет с легкостью изложить их в локальном нормативном акте – инструкции по кадровому делопроизводству? С этим сталкивается, пожалуй, каждый, кому поручено написать инструкцию, положение или любой другой внутренний регламент: человек прекрасно знает правила, а написать их становится настоящей проблемой. Мы рассмотрим инструкцию по кадровому делопроизводству как организационно-правовой документ, определим цель ее ­составления и основные этапы работы над ней.

Инструкция как организационно-правовой документ

Инструкция в организации – это локальный (внутренний) нормативный акт, регламентирующий порядок выполнения какого-либо производственного или бизнес-процесса. В теории делопроизводства инструкции делятся на организационные и технические. Инструкция по кадровому делопроизводству (будем называть ее ИКД) – представитель организационной группы, так же как и инструкции по охране труда, конфиденциальному делопроизводству и др. К техническим можно отнести, ­например, инструкцию по производству переключений в электроустановках.

Существует определение инструкции по общему делопроизводству. В полной мере его можно отнести и к ИКД. Так, инструкция по документационному обеспечению управления (делопроизводству) – это нормативный правовой акт, устанавливающий требования к созданию, ­обработке, хранению и использованию документов в организации 1.

Таким образом, цель инструкции, во-первых, пошагово передать ход выполнения какого-либо процесса, во-вторых, закрепить именно этот ход выполнения процесса как единственно правильный. Цель ИКД – изложить и регламентировать порядок работы с документами кадрового делопроизводства.

Для чего составляется инструкция по кадровому делопроизводству

О том, как оформить отпуск или принять человека на работу, думается, знает каждый кадровик, и нет смысла переписывать в отдельный локальный нормативный акт очевидные вещи. Ценность инструкции по кадровому делопроизводству в том, что в ней отражаются «местные» особенности движения кадровых документов. Приведем пример о том, как может быть описан в ИКД реальный путь всего одного заявления о приеме на работу от сотрудника и до кабинета генерального директора.

Пример 1

На заявлении о приеме на работу специалист отдела кадров ставит отметку о наличии в компании соответствующей вакансии, форме оплаты труда, размере оклада. Заявление о приеме на работу визируется руководителем структурного подразделения, в которое устраивается работник, и директором по направлению деятельности, после чего передается на рассмотрение генеральному директору.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
МАХ скидка - только в августе. Ловите ее!

Рекомендовано для вас

Выдача СТД-Р при увольнении и во время работы

С 2020 года перечень документов, выдаваемых работнику при увольнении, пополнился сведениями о трудовой деятельности по форме СТД-Р. Ответим на наиболее частые вопросы, которые волнуют кадровиков: кому выдавать такие сведения, в какие сроки и в какой форме, необходимо ли заявление от работника, как фиксировать выдачу документа: надо ли вести журнал об этом и брать с работника подпись, какая ответственность предусмотрена за невыдачу СТД-Р? В вашем распоряжении также будут образцы необходимых документов.

Как завести новый журнал и что делать со старым?

За последнее время нормативная база претерпела значительные изменения, затрагивающие ведение обязательных журналов. Например, касательно трудовых книжек, охраны труда, пожарной безопасности и пр. Во многих случаях речь идет об утверждении новых форм или образцов журналов. Автор дает понятную пошаговую инструкцию (с примерами), как завершить старый журнал и начать новый, какие записи необходимо внести, какими датами, чтобы не запутаться, особенно в ситуации, когда в одном году с похожими названиями оказываются два журнала. А также рассказывает о правилах хранения и сдачи журналов в архив.

Оформляем приложения, связанные содержанием с основным документом

Приложения к документам бывают двух видов: связанные с основным документом только правилами пересылки документов, а также связанные с основным документом по содержанию. В статье рассматриваем вторую ситуацию. Показываем, как отобразить наличие приложений в основном документе и отметку в верхнем правом углу на самом приложении: общие правила, а также особенности приказов, протоколов и договоров; когда приложение у основного документа единственное и когда их несколько; как в многостраничных приложениях нумеровать страницы, оформлять титульный лист, как сшивать; чем отличается оформление утверждаемого приложения от приложения справочно-информационного характера; как оформить приложение к утвержденному приказом организационному документу, т.е. приложение к приложению (в статье приведено 25 примеров оформления).

Год издания и срок хранения документов по личному составу

Закон об архивном деле установил сроки хранения документов по личному составу с учетом хронологического признака. Завершенные делопроизводством до 2003 года документы следует хранить 75 лет, а завершенные после 2003 года – ​50 лет. Как не ошибиться с определением срока документа? Есть ли документы, на которые это правило не распространяется? Что означают «запретные даты»? И какие периоды подпадают под них? За какие годы уничтожать документы не следует? Когда кадровый документ будет считаться завершенным делопроизводством? Дадим ответы на эти и другие практические вопросы.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как изменится оформление документов по новому ГОСТ

С 1 июля вступил в силу новый ГОСТ с требованиями к оформлению документов. Выясним, как изменились состав реквизитов на приказах и их оформление. В частности: инициалов имени и отчества при адресации документа должностному лицу; адресов электронной почты или номеров телефона / факса в реквизите «адрес»; этикетных фраз; отметок о приложении; реквизита «подпись» при подписании документа лицом, исполняющим обязанности, а также заверении копии документа.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Особенности работы лиц, имеющих детей до трех лет

Одно из направлений социальной политики нашего государства – разработка мер не только по повышению рождаемости, но и по увеличению занятости лиц, осуществляющих уход за детьми. Приветствуя инициативы предприятий по улучшению условий труда работающих мам, законодатель, не рассчитывая на всеобщую сознательность, устанавливает обязательный для всех работодателей минимум льгот и гарантий, предоставляемых данной категории работников. Из нашей статьи вы узнаете об особенностях режима работы и времени отдыха сотрудниц, имеющих детей до трех лет, о том, к каким работам они не могут привлекаться и как должны быть организованы и оплачены перерывы для кормления ребенка, о том, какие документы следует оформлять в этих и других ситуациях.