Top.Mail.Ru
Объясняем, какими документами можно внести изменения в ранее изданные локальные нормативные акты организации (тут возможны варианты). Показываем формулировки приказа для корректировки, добавления, изъятия отдельных слов, чисел, предложений либо целых пунктов, разделов, приложений. Как признать старый локальный нормативный акт полностью утратившим силу при утверждении его нового варианта, как их потом различать (идентифицировать).

Нормативный документ – ​официальный документ, в котором устанавливаются нормы, действующие в определенной сфере деятельности1 . Нормативные документы (акты), издаваемые в организациях, называют локальными (внутренними) нормативными актами (далее – ​ЛНА). В этих документах фиксируются нормы, правила, требования, действующие в пределах одной организации (корпорации).

К ЛНА относятся издаваемые в организациях: правила, положения, инструкции, политики, регламенты, порядки, классификаторы, стандарты, перечни. В зависимости от объекта нормативного регулирования ЛНА могут быть управленческими или техническими (производственными).

Единых правил подготовки и оформления ЛНА нет. Поэтому оперируем ГОСТом Р 7.0.97-2016, который определяет состав реквизитов для всех организационно-распорядительных документов и правила их оформления. Однако этот стандарт не устанавливает отдельных требований к подготовке ЛНА и организации работы с этими документами. Данные вопросы регулируются исключительно на уровне самой организации. На практике выработались правила работы с ЛНА, единые если не для всех, то для многих организаций.

Особенностью ЛНА является то, что это они имеют признак нормативности, а именно:

  • распространяются на заранее неопределенный круг лиц – ​не на конкретных сотрудников с Ф.И.О., а, например, на всех работников организации, отдельные их категории или на лиц, занимающих определенные должности (сегодня это могут быть одни люди, а после их увольнения – ​другие);
  • документы неопределенного срока применения, т. к. обычно они действуют до их отмены или издания нового документа взамен действующего. В течение всего срока действия ЛНА в него могут вноситься изменения. Основанием для внесения изменений в ранее принятые ЛНА может быть изменение законодательства, условий функционирования самой организации, необходимость систематизации принятых нормативных актов, внедрение новых технологий и др.

Порядок внесения изменений в ЛНА

Правила внесения изменений в ЛНА организаций во многом заимствованы из федерального законодательства и из практики работы с нормативными правовыми актами в органах власти.

Внесение изменений, например, в законодательные акты оформляется самостоятельным законом, в котором изменения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются разными статьями. Иначе говоря, если принимается законодательный акт, требующий в связи с вводимыми нормами внесения изменений в ранее принятые акты, положения о вносимых изменениях не включаются во вновь принимаемый акт, а оформляются отдельным документом (Федеральным законом «О внесении изменений в…»)2 . Этого правила мы предлагаем придерживаться и при актуализации нормативной базы организации.

Изменения в ЛНА должны вноситься вместе с принятием нового ЛНА, иначе может оказаться, что одновременно будут действовать противоречащие друг другу нормы.

Еще один вопрос, требующий пояснения: каким документом следует вносить изменения в ЛНА. Он не случаен. ЛНА относятся к утверждаемым документам, но утверждаться ЛНА могут двумя способами:

  • изданием распорядительного документа (приказа, распоряжения) об утверждении ЛНА либо
  • непосредственно подписью руководителя или иного уполномоченного должностного лица в грифе утверждения на ЛНА.

Как правило, в обоих случаях изменения в ЛНА вносятся распорядительным документом, издаваемым тем должностным лицом, которым принималось решение о первоначальном утверждении ЛНА.

В федеральном нормотворчестве этот вопрос решается следующим образом:

  • если изменения вносятся в федеральный закон, то это осуществляется федеральным законом;
  • если изменения вносятся в постановление Правительства РФ, то постановлением Правительства «О внесении изменений в…», и т. д.

Можно сказать, что внесение изменений осуществляется актом того же вида, изданным тем же органом власти (должностным лицом) и обладающим той же юридической силой, что и изменяемый документ.

Того же правила следует придерживаться и при внесении изменений в ЛНА, по крайней мере в части соблюдения уровня принятия акта, например:

  • если Положение о премировании генерального директора утверждено советом директоров и решение об этом зафиксировано в его протоколе, то внести изменения в такое Положение можно только решением совета директоров «О внесении изменений в…», которое также должно быть оформлено протоколом заседания совета директоров3 ;
  • если ЛНА утвержден распорядительным документом, например приказом организации, изменения в ЛНА также вносятся приказом.

Пример 1. «Шапка» приказа, вносящего изменения в ЛНА

Пример 2. Ссылка на ЛНА, в который изменения были внесены приказом

…в соответствии с п. 17 Положения о системе оплаты труда работников ООО «Гранит», утвержденного приказом общества от 15.02.2018 № 18 (в ред. приказа от 01.02.2021 № 17)…

В практике работы некоторых организаций, среди которых есть крупные акционерные компании, принят иной порядок внесения изменений в ЛНА: независимо от того, кем и как был утвержден ЛНА, изменения в него вносятся документом, имеющим название «изменения», при этом изменения в ЛНА принимаются (утверждаются) тем органом (должностным лицом), который утверждал основной документ, например:

  • если ЛНА утверждался решением совета директоров или иным коллегиальным органом, принимаемое решение фиксируется в протоколе, а затем на основании решения оформляется документ – ​«изменения»;
  • если основной ЛНА утверждался приказом организации, изданным ее руководителем, при необходимости внести изменения в ЛНА руководитель утверждает «изменения» к данному ЛНА.

В этом случае соблюдается главное – ​уровень принятия решения, что обусловливает равную юридическую силу основного ЛНА и изменений к нему. Такой порядок внесения изменений в ЛНА удобен тем, что упрощает процедуру отслеживания изменений, ведения их учета, своевременной актуализации и систематизации внутренней нормативной базы организации. Изменения к ЛНА имеют дату (дату утверждения) и самостоятельный регистрационный номер.

Сами изменения, как правило, оформляются так же, как и исходный ЛНА, с использованием того же набора реквизитов. Поскольку изменения утверждаются так же, как и основной ЛНА, на первом листе изменений проставляется гриф утверждения с указанием, кем и когда он утвержден.

Пример 3. «Шапка» изменений к ЛНА

Пример 4. Ссылка на ЛНА, который скорректировали документом под названием «изменения»

…в соответствии с Положением о премировании в АО «Издательский дом «Светоч», утвержденным приказом от 12.08.2017 № 128 (с изменениями от 01.02.2021 № 7)…

Какой бы порядок внесения изменений в ЛНА ни применялся в компании, он должен быть установлен нормативным документом. Как правило, это Положение о локальных нормативных актах организации, которое определяет порядок:

  • разработки и принятия ЛНА;
  • внесения изменений в ранее принятые ЛНА.

Следует отметить, что изменения могут вноситься как в ЛНА, так и в распорядительный документ, которым он утвержден.

Приемы внесения изменений в текст ЛНА

Изменения, вносимые в текст ЛНА, могут быть следующими:

  • замена либо исключение слов, цифр, предложений;
  • исключение либо добавление структурных единиц документа;
  • дополнение структурной единицы новыми структурными элементами (пунктами, абзацами, дефисами, приложениями, словами, цифрами);
  • новая редакция структурной единицы.

ЛНА может издаваться в новой редакции с одновременным признанием ранее действовавшего документа утратившим силу. Это делается, если:

  • необходимо внести изменения, требующие переработки документа по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных элементов;
  • необходимо внести в документ изменения, затрагивающие почти все его структурные элементы;
  • сохраняют значение только отдельные структурные элементы ЛНА, причем частично.

Издание новой редакции ЛНА является самостоятельным управленческим действием и не рассматривается как изменение документа.

Вносить изменения всегда следует только в основной ЛНА. Вносить изменения в основной ЛНА путем внесения изменений в ранее изданный изменяющий его документ недопустимо (хотя в отношении законов это практикуется, при работе с ЛНА от этого лучше отказаться, чтобы чрезмерно не запутывать пользователей измененных ЛНА).

Текст документа о внесении изменений начинается с обоснования, в котором указывается документ (документы), послуживший основанием для внесения изменений:

Пример 5

В соответствии с Указом Мэра Москвы от <…> № <…> «О введении режима повышенной готовности» внести в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки АКБ «Морской», утвержденное приказом от 05.03.2020 № 12, следующие изменения: <…>

Вносимые в ЛНА изменения должны излагаться последовательно (постатейно). Каждое изменение нумеруется арабскими цифрами: 1, 2 и т. д. и должно быть оформлено с указанием конкретной структурной единицы нормативного акта, которая изменяется.

Обратите внимание: структурная единица текста нумеруется арабскими цифрами и заканчивается точкой, после нее идет текст – ​точка разделяет номер и текст пункта ЛНА («2.1. Настоящее Положение распространяется на…»), но когда мы ссылаемся на этот пункт, эта «разделяющая» точка изымается («согласно п. 2.1 Положения…»). См. также оранжевую заливку в Примере 6.

Вновь вносимый текст (так же как и фрагмент текста ранее действовавшей редакции) заключается в кавычки, при этом сначала указывается, какая структурная единица изменяется, затем – ​характер изменений. Cлова «раздел», «пункт», «подпункт», «абзац» и др., обозначающие структурные единицы ЛНА, лучше писать полностью.

Рассмотрим более подробно порядок внесения изменений в ЛНА в зависимости от характера корректировок.

Пример 6. Формулировки документа о внесении изменений в ЛНА

Замена и исключение слов, цифр, предложений

Если изменяемые нормы нет необходимости полностью излагать в новой редакции, в их текст вносятся уточнения путем замены, исключения или дополнения отдельными словами, цифрами, фрагментами предложений или целыми предложениями. В этих случаях используются следующие формулировки:

Пример 7. Исключение фразы

3. В пункте 2.3 исключить слова «информации ограниченного доступа».

Пример 8. Замена фразы

6. В пункте 4.2 слова «порядком избрания» заменить словами «порядком назначения, избрания».

Пример 9. Исключение предложения

8. В пункте 5.2 исключить предложение «Информация об объемах и о сроках перечисления средств относится к информации, составляющей коммерческую тайну.».

Если в пункте ЛНА необходимо произвести замену слова или фразы в нескольких случаях и заменяемое слово/фраза употреблены в разных числах и/или падежах, а другие изменения в эту структурную единицу не вносятся, то рекомендуется применять формулировку, показанную в Примере 10 (при этом изменяемый и новый текст в кавычках пишутся в именительном падеже единственного числа).

Если заменяемое слово/фраза везде употреблены в одинаковом числе и падеже, то заменяемое и новое слово/фраза употребляются в нужном для данного контекста числе и падеже – ​см. Пример 11.

При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется слово «цифры», а не «числа» (Пример 12). Если меняются фразы, состоящие из слов и цифр, то употребляется «слова» (см. Пример 13).

Пример 10. Однотипная многократная замена в разных падежах и числе

11. В пункте 10.1 слова «документ на машинном носителе» в соответствующих числе и падеже заменить словами «электронный документ» в соответствующих числе и падеже.

Пример 11. Однотипная многократная замена в одинаковом падеже и числе

12. В пункте 2.3 слово «специальностей» заменить словами «специальностей и профессий».

Пример 12. Замена только чисел

3. В пункте 3.2 цифры «12, 14, 16» заменить цифрами «13, 15, 17».

Пример 13. Замена текста с числами

4. В пункте 3.3 слова «в 50 раз» заменить словами «в 100 раз».

Пример 14. Включение слов и цифр

5. Пункт 2.11 после слова «считать» дополнить словом «соответственно».

6. Второе предложение пункта 3.13 после слова «обеспечивают» дополнить словами «и организуют перевозку до места назначения».

7. Абзац второй пункта 4.1 после слова «порядок» дополнить словом «регистрации».

Включение новых слов, цифр или предложений

При дополнении текста ЛНА новыми словами, цифрами, предложениями указываются слова, после которых это дополнение должно находиться (подходящие формулировки см. в Примере 14).

Исключение структурных единиц документа

Структурными единицами ЛНА являются разделы, подразделы, пункты, подпункты документа, отдельные абзацы. В случае изменения ЛНА из текста могут исключаться структурные единицы акта любого уровня, при этом рекомендуется использовать следующие формулировки:

Пример 15. Исключение структурной единицы текста

1. Пункт 2.1 исключить.

2. Абзац 2 пункта 4.2 исключить.

3. Подпункт «б» абзаца 3 пункта 4.4 исключить.

При признании структурной единицы утратившей силу перенумерация последующих структурных единиц не производится. Например, утративший силу пункт 2.1 будет участвовать в подсчете пунктов и последующие пункты сохранят свои номера 2.2, 2.3 и т. д. Это делается для того, чтобы ЛНА сохранял свою изначальную структуру и им можно было продолжать пользоваться. Ведь внутри текста этого ЛНА и даже в других документах могли быть сделаны ссылки на пункты исправляемого ЛНА, и если поменять их нумерацию, то пришлось бы многое перепроверять для выправления этих ссылок (при выполнении этой работы могут закрасться ошибки, поэтому такой перенумерации избегают).

Добавление новых структурных единиц текста

При дополнении ЛНА новой структурной единицей указывается ее точное месторасположение со ссылкой на соответствующий раздел, подраздел, пункт, подпункт.

Пример 16. Добавление новых структурных единиц текста

8. Пункт 11.1 дополнить пунктом 11.1-1 следующего содержания: «<…>».

9. Раздел 6 дополнить подразделом «6.3. Порядок извещения работодателя» следующего содержания:

«6.3.1. <…>.

6.3.2. <…>».

При использовании многоуровневой нумерации с применением арабских цифр новым пунктам, включаемым не в конец структурной единицы, целесообразно присваивать номер предыдущего пункта с добавлением дополнительного индекса (цифрового или буквенного):

Пример 17. Номер нового подпункта, после которого в ЛНА есть старые подпункты

<…> дополнить пунктом 11.1а следующего содержания: «11.1а. <…>»;

<…> дополнить пунктом 11.1б следующего содержания: «11.1б. <…>».

Пример 18. Номер нового подпункта, после которого в ЛНА есть старые подпункты

<…> дополнить пунктом 11.2-1 следующего содержания: «11.2-1. <…>».

Такой подход позволяет сохранять нумерацию прежних структурных элементов ЛНА и включать новые.

Если дополнения вносятся в конец структурной единицы ЛНА, необходимо продолжать имеющуюся нумерацию.

Пример 19. Номер нового подпункта, если после него старых подпунктов того же уровня нет

Допустим, в ЛНА пункт 5.2 имел 5 подпунктов (т. е. последним был 5.2.5), а следом шел пункт 5.3. Тогда новый подпункт 5.2.6 не собьет нумерацию остальных структурных единиц, поэтому добавляем его с этим номером:

«6. Пункт 5.2 дополнить подпунктом 5.2.6 следующего содержания: «5.2.6. <…>».

В случае дополнения ЛНА новыми структурными элементами, не имеющими цифрового обозначения – ​абзацами, или их исключения, в новой редакции ЛНА абзацы считаются уже с учетом дополненных (исключенных) – ​ см. Пример 20. Если же вставляемые абзацы являются последними, то оговорка об изменении нумерации последующих абзацев не делается (Пример 21).

Если ЛНА необходимо дополнить новыми приложениями, используйте формулировку из Примера 22.

Пример 20. Добавление абзацев (непронумерованных структурных элементов текста)

5. Пункт 6.1 после второго абзаца дополнить абзацем следующего содержания: «В случае <…>».

Абзацы третий и четвертый считать соответственно абзацами четвертым и пятым;

6. Пункт 7.1 после первого абзаца дополнить абзацем следующего содержания: «<…>».

Абзац второй и третий считать соответственно абзацами третьим и четвертым.

Пример 21. Добавление абзацев (непронумерованных структурных элементов текста)

7. Пункт 6.7 дополнить абзацем следующего содержания: «<…>».

Пример 22. Добавление новых приложений в ЛНА

8. Дополнить Инструкцию приложениями № 4 и 5 в редакции согласно приложениям № 1 и 2 к настоящему приказу.

Новая редакция структурной единицы

Структурную единицу ЛНА лучше целиком изложить в новой редакции, если ранее в нее уже вносились фрагментарные правки или если сейчас она перерабатывается существенно, т. е. таких правок было бы очень много, что затрудняло бы понимание нового варианта. Поэтому «не мельтешим», а меняем структурный элемент целиком. Это касается как пунктов / разделов ЛНА (Пример 23), так и его приложений (Пример 24).

Пример 23. Новая редакция пункта или абзаца

7. Изложить пункт 6.5 в следующей редакции:

«6.5. Разрешить при необходимости в установленном порядке включать в состав комиссии новых членов – ​представителей подразделений, отвечающих за информационное обеспечение деятельности.».

8. Изложить абзац второй пункта 7.1 в следующей редакции:

«Учет заявок ведется Департаментом в виде электронного перечня.».

Пример 24. Новый вариант приложения

10. Изложить приложение № 1 в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

Отмена ЛНА (признание утратившим силу)

Когда ЛНА перерабатывается существенно, лучше его целиком изложить в новой редакции. Переработанный документ утверждается с одновременной отменой ранее действовавшего ЛНА (который признается утратившим силу, см. Пример 25). ЛНА может быть отменен и без утверждения взамен него нового документа (например, когда в организации перестал выполняться фронт работ, регулируемый старым ЛНА).

В распорядительном документе (приказе, распоряжении) сначала формулируется пункт об утверждении нового ЛНА, а затем отменяется ранее действовавший. Если после пункта об утверждении нового ЛНА имеются другие пункты о его внедрении, то пункт о признании ЛНА утратившим силу помещается в конце распорядительного документа перед пунктом о контроле. В этом случае старый и новый ЛНА будут совершенно самостоятельными документами, у которых может быть одинаковый заголовок, но разное содержание и утвердившие их приказы (по номеру и дате этих приказов мы и будем идентифицировать эти разные ЛНА).

Пример 25. Отмена старого ЛНА

7. Признать утратившим силу Положение об оплате труда, утвержденное приказом АО «Скиф» от 12.04.2018 № 53.

Если отменяются сразу несколько нормативных актов, они указываются в хронологической последовательности по дате их утверждения.

Пример 26. Отмена нескольких ЛНА

2. Признать утратившими силу Положение о персональных данных, утвержденное приказом Общества от 22.09.2015 № 202, и Инструкцию по работе с документами, содержащими персональные данные, утвержденную приказом Общества от 15.12.2015 № 276.

Хотя утратившим силу может быть признан не только документ в целом, но и его отдельные пункты, в этом случае указываются их номера:

Пример 27. Отмена отдельных пунктов в ЛНА

7. Признать утратившими силу пункты 3, 4 и 9 Положения об организации хранения документов по личному составу, утвержденного приказом АО «Скиф» от 12.04.2018 № 53.

Сноски 3

  1. Управление документами. Термины и определения. Словарь. – ​М., ВНИИДАД, 2013. Вернуться назад
  2. Исключение составляют законопроекты о федеральном бюджете на соответствующий год и законопроекты о средствах государственных внебюджетных фондов, в которых допускается наличие статей о приостановлении действия или о продлении действия законодательных актов или их структурных единиц. Вернуться назад
  3. В данном случае это требование законодательства – например, ст. 68 Федерального закона от 26.12.1995 № 208‑ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливает, что решения совета директоров акционерного общества фиксируются в протоколах. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

На что работодателям обратить внимание в 2025 году?

Что ожидают эксперты от 2025 года? Какие изменения повлияют на работодателей? Каким вопросам стоит уделить пристальное внимание уже сейчас? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» опросил экспертов и собрал самые интересные мнения. Спойлер: цифровизация внедряется во все сферы государственной жизни, а значит, контроль становится более избирательным, четким и тщательным. Наиболее рисковые сферы – воинский учет, персональные данные, миграционное законодательство и взаимоотношения с самозанятыми. Узнаете, сохранилась ли законотворческая деятельность и судебная практика с уклоном в сторону защиты интересов работников, какие проверяющие вероятнее всего придут с визитом в этом году, какие поправки стоит ввести в ЛНА в связи с последними изменениями в ТК РФ, а также почему удержание персонала становится для работодателей стратегической задачей.

Семь изменений 2023 года, которые требуют корректировки ЛНА

Наступил новый год. Не стоит сомневаться, что он принесет нам целый ряд изменений трудового законодательства. Но все ли изменения за 2023 год уже учтены в работе? Напоминаем о ключевых из них и говорим о том, какие основные правки надо внести в локальные нормативные акты в связи с этим. В частности, затрагиваем вопросы, касающиеся работников с детьми-инвалидами, несовершеннолетних, вахтовиков, водителей, а также порядка выплаты премий, воинского учета и персданных.

О предоставлении копий ЛНА работнику

Обязан ли работодатель предоставить копии локальных нормативных актов работнику?

Оформление снижения заработной платы

В прошлом номере мы рассказали о том, как можно уменьшить зарплату сотрудников и что необходимо при этом учитывать. Сейчас говорим об оформлении документов. Даем образцы, которые понадобятся, если решите уменьшить заработную плату по соглашению с работником или в одностороннем порядке – ​из-за изменения условий труда. С обоснованием, почему в отдельных ситуациях рекомендуем поступить определенным образом, а не иначе, в том числе со ссылками на практику судов и разъяснения Роструда. Узнаете, как это может быть связано с внесением изменений в локальные нормативные акты работодателя.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

На что работодателям обратить внимание в 2025 году?

Что ожидают эксперты от 2025 года? Какие изменения повлияют на работодателей? Каким вопросам стоит уделить пристальное внимание уже сейчас? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» опросил экспертов и собрал самые интересные мнения. Спойлер: цифровизация внедряется во все сферы государственной жизни, а значит, контроль становится более избирательным, четким и тщательным. Наиболее рисковые сферы – воинский учет, персональные данные, миграционное законодательство и взаимоотношения с самозанятыми. Узнаете, сохранилась ли законотворческая деятельность и судебная практика с уклоном в сторону защиты интересов работников, какие проверяющие вероятнее всего придут с визитом в этом году, какие поправки стоит ввести в ЛНА в связи с последними изменениями в ТК РФ, а также почему удержание персонала становится для работодателей стратегической задачей.

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

Ведем реестр НПА в области охраны труда

Изменения в ТК РФ, вступившие в силу в 2022 году, обязывают работодателя вести реестр (перечень) нормативных правовых актов (НПА), которые содержат требования охраны труда, а также обеспечить работникам доступ к указанным документам. Многие специалисты по охране труда отреагировали на новую обязанность весьма негативно, ведь это дополнительная нагрузка. Автор комментирует, в чем именно заключаются новые требования. Достаточно ли сделать распечатки НПА и расположить их на видном месте? Или нужно обеспечить сотрудникам доступ к справочно-правовой системе на их компьютерах? Узнаете и о том, какие плюсы для работодателя влечет наличие подобного реестра. Получите рекомендации, как его можно усовершенствовать, а также образцы приказов об утверждении реестров и оформления самих перечней (в зависимости от конкретной ситуации).