Top.Mail.Ru

Записи в бумажную и электронную трудовые книжки: от переименования должности до награждения

В рамках цикла статей, посвященных вопросам внесения записей в бумажную и электронную трудовые книжки, мы уже разобрали ситуации приема на работу, переводов на работу к тому же работодателю и другому, переименования организации, ее реорганизации, смены собственника имущества, изменения подведомственности/подчиненности, изменения типа учреждения. Сейчас же рассмотрим: переименование должности (профессии), структурного подразделения (как внутреннего, так и внешнего); присвоение работнику нового разряда, установление иной профессии, специальности, квалификации; награждение (поощрение); работу по совместительству; ситуацию, когда сотрудник подает заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности. Также расскажем, как вносить в бумажную книжку информацию о времени военной и иной установленной службы работника, записи о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров. Узнаете, надо ли сейчас вносить отдельные записи о стаже. Приведем образцы заполнения бумажной трудовой книжки, а также покажем, как в аналогичных случаях следует поступать с данными в отчете по форме СЗВ‑ТД.
Окончание статьи. Начало в № 11 / 2020, № 01 / 2021, № 02 / 2021
Окончание статьи. Начало в № 11 / 2020, № 01 / 2021, № 02 / 2021

Записи о переименовании должности (профессии) и структурного подразделения

Следует отличать изменение трудовой функции работника по существу и формальное переименование занимаемой им должности (профессии). Наименование должности (профессии) указывается в трудовом договоре в обязательном порядке (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Переименование должности (профессии) имеет место, когда трудовые обязанности работника не меняются, и он продолжает трудиться, как и раньше. Чаще всего это бывает связано с совершенствованием организационной структуры предприятия.

Сам по себе порядок внесения записи о таком переименовании ни в Правилах 1, ни в Инструкции 2 не прописан. Однако в п. 3.1 Инструкции есть одно уточнение: изменения и дополнения, внесенные в установленном порядке в квалификационные справочники, штатное расписание, сначала доводятся до сведения работников. Затем на основании приказа (распоряжения) или иного решения работодателя в их трудовые книжки вносятся соответствующие изменения и дополнения.

Работодателю в любом случае необходимо вносить сведения о переименовании должности (профессии) в трудовую книжку работника. Основанием для внесения будет являться приказ (распоряжение) о соответствующем переименовании. При заполнении трудовой книжки можно использовать порядок, аналогичный установленному Инструкцией для переименования организации-работодателя, о котором мы говорили в прошлом номере журнала.

Пример 1

Снегирева С.С. принята на работу в АО «Регистратор» на должность директора по правовым вопросам. В последующем организационная структура общества была пересмотрена и занимаемая ей должность была переименована в заместителя генерального директора по правовым вопросам. В бумажную трудовую книжку кадровик внес следующую запись (обратите внимание: графы 1 и 2 трудовой книжки для подобных записей не заполняются):

Что касается переименования структурного подразделения организации (как внутреннего – ​цеха, участка, отдела, департамента, службы, управления и пр., так и обособленного – ​филиала, представительства или иного), то запись об этом вносится в трудовую книжку на основании приказа о переименовании, если подразделение изначально было указано в трудовом договоре. Напомним, что согласно ТК РФ внутреннее структурное подразделение в трудовом договоре может и не прописываться, а вот обособленное подразделение должно быть поименовано обязательно.

Пример 2

Аносина Н.В. была принята на работу в ООО «Управляющая компания «Спарта» старшим диспетчером диспетчерской службы. Данное внутреннее структурное подразделение было указано в ее трудовом договоре как дополнительное условие в соответствии с ч. 4 ст. 57 ТК РФ. В последующем приказом по организации диспетчерская служба была переименована в аварийно-диспетчерскую службу. Сведения о переименовании подразделения были внесены в бумажную трудовую книжку следующим образом:

Пример 3

Севастьянов О.В. трудился во ФГУП «ОКБ «Заря» ведущим аудитором. В его трудовом договоре не было отражено наименование внутреннего структурного подразделения, где он работал (отдел бухгалтерского учета и аудита), но было указано, что он принят на работу в филиал «Санкт-Петербургское опытно-конструкторское бюро». Однако в последующем филиал и отдел были переименованы в «филиал в г. Санкт-Петербург» и «отдел бухучета, отчетности и аудита». В результате в бумажной трудовой книжке работника были отражены сведения только о переименовании филиала:

Напомним, что с 2020 года работодателям помимо заполнения бумажных трудовых книжек необходимо вести еще и так называемые электронные трудовые книжки, которые формируются ПФР с помощью данных отчетов по форме СЗВ-ТД...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Работник отказался от ведения бумажной трудовой книжки. Можно ли сделать ее заверенную копию?

Работник отказался от ведения бумажной трудовой книжки. Мы ему выдали ее на руки. Можем ли мы после этого сделать заверенную копию трудовой по его просьбе? А если он попросит ее заверить до того момента, как мы внесли запись в трудовую книжку и выдали ему ее на руки?

Нюансы трудовых отношений с совместителями

Трудоустройство по совместительству на сегодняшний день получает все большее распространение. Это и понятно: в условиях общего снижения доходов люди стараются больше работать как у своего основного, так и у других работодателей. Поэтому кадровики все чаще сталкиваются с необходимостью учета особенностей работы по совместительству. В статье рассказываем: какие запреты и ограничения установлены в этой связи в трудовом законодательстве; что делать, если сотрудник при приеме на работу скрыл свой статус; какие документы он должен предоставить при трудоустройстве; нужно ли подтверждать, что у него есть основная работа; каким образом заполнять на совместителя СЗВ-ТД и табель учета рабочего времени; нужно ли вносить записи в бумажную трудовую книжку; как предоставляется отпуск, рассчитывается зарплата, оформляется командировка и какие другие особенности работы совместителей нужно знать. Приводим образцы формулировок для документов, которыми можно воспользоваться на практике.

Заполняем СЗВ-ТД: последние рекомендации ПФР

Рассказываем про изменения, которые произошли в правилах заполнения и сдачи отчета по форме СЗВ-ТД в ПФР. Читайте о новых сроках его представления, порядка указания кода выполняемой функции, а также тонкостей заполнения в случае, если временный перевод стал постоянным, когда совместитель переведен на работу по основному месту и если требуется скорректировать сведения о трудовой деятельности. Все рекомендации даны на основе актуальной позиции Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов. Приведем и разъяснения Роструда и его официальных консультантов, а также Минтруда России, чтобы вы могли сравнить порядок заполнения бумажных трудовых книжек и отчетов по форме СЗВ-ТД при спорных ситуациях.

Нужен ли журнал учета выдачи трудовых книжек при оформлении трудовой книжки в электронном виде?

При ведении трудовой книжки сведения вносились в журнал учета выдачи трудовых книжек. При оформлении трудовой книжки в электронном виде ведение такого журнала не требуется?

Как без проблем сдать отчет по форме СЗВ-ТД

С 2020 г. некоторые работодатели должны ежемесячно сдавать новый отчет – ​СЗВ-ТД. Форма и порядок ее заполнения утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 25.12.2019 № 730п. Форма СЗВ-ТД является обязательной и дополнила персонифицированные отчеты по работникам после введения электронных трудовых книжек. Кто должен заполнить и сдать данную форму? Как заполнять в первый раз по новому работнику и в последующем регулярно? Куда сдавать? Какие есть нюансы при заполнении на сотрудников, которые работают по совместительству и дистанционно? Все эти и другие вопросы в статье, которая поможет работодателю правильно и вовремя сдать отчет по новой форме.

Электронные трудовые книжки: вносим изменения в ЛНА

С введением электронных трудовых книжек круг должностных обязанностей кадровиков, по сути, расширился, ведь далеко не каждый работник откажется от бумажной формы трудовой книжки. Ответим на два наиболее часто встречающихся вопроса: требуется ли вносить изменения в должностные инструкции в части новых обязанностей кадровых работников, а также в Положения о кадровой службе и/или иные ЛНА? Приведем образцы документов, которые понадобится составить на практике, если придется вносить изменения и/или дополнения в трудовые договоры, ЛНА, включая должностные инструкции. Узнаете, когда можно обойтись без подобных корректировок.

Дубликат трудовой книжки: сложные вопросы оформления

Существуют три ситуации, когда у работодателя возникает необходимость оформлять дубликат трудовой книжки, – если она утеряна, пострадала или в нее была внесена запись, которая в дальнейшем признана недействительной, и работник просит выдать дубликат. Выясним, на основании каких документов могут вноситься записи в дубликат, а также как запросить соответствующие сведения у прежних работодателей.

Выдаем работнику сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р

При увольнении или в любой момент по требованию работника, который выбрал электронный способ ведения трудовой книжки, работодатель обязан выдать сведения о его трудовой деятельности. Форма СТД-Р и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда РФ от 20.01.2020 № 23н. Она обязательна и, по своей сути, является частично заменой бумажной трудовой книжки. Причем по содержанию и правилам заполнения она очень схожа с СЗВ-ТД. Расскажем, как оформить этот документ, если работник подал заявление на увольнение. Какие данные туда включать? С начала работы у данного работодателя или только за 2020 год? Надо ли выдавать сведения по форме СТД-Р сотруднику, если он не написал заявления о выборе электронной трудовой книжки? Какая ответственность грозит работодателю за невыдачу?