Top.Mail.Ru

Простой по причинам, не зависящим от работо­дателя и работника

Многие компании весной 2022 года столкнулись с неприятной ситуацией, когда из-за международных санкций и невозможности закупки из-за рубежа сырья, комплектующих и пр. для производства они оказались вынуждены приостановить деятельность или сократить объемы производства, реализации и пр. А когда из-за санкций для российских авиакомпаний закрывается небо, это значит, что авиакомпании, аэропорты, все обслуживающие и т. п. компании, ведущие свою деятельность в аэропортах, вынуждены приостановить работу полностью или в соответствующей части. В этом случае работодателям приходится пользоваться нормой об объявлении простоя. Давайте разбираться, на какой срок его можно ввести, в отношении каких работников, как оплатить, какими документами оформить. В статье приведены образцы служебной записки и акта о простое, которые могут быть положены в основание для издания приказа об объявлении простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работников, а также пример оформления самого приказа.

Причины и оплата простоя

Простой – ​это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 72.2 ТК РФ). Приостановка деятельности может произойти:

  • по вине работника;
  • по вине работодателя;
  • по причинам, не зависящим от работодателя и работника.

Причина тут крайне важна, поскольку от нее зависит порядок оплаты времени простоя. Если он случился по вине работника, то оплачивать его не нужно. Если по вине работодателя, то заплатить придется 2/3 среднего заработка. Если же причины не зависели ни от работника, ни от работодателя, то платить надо не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Хотя в локальном нормативном акте может быть предусмотрен и больший размер оплаты этого периода (ст. 157 ТК РФ, письмо Минтруда России от 29.06.2020 № 14-1/ООГ-9778).

Оплата периода временной приостановки деятельности производится в дни выплаты заработной платы, установленные в организации (письмо Минтруда России от 24.05.2018 № 14-1/ООГ-4375).

Приведем пример расчета оплаты простоя по причинам, не зависящим от работника и работодателя.

Пример 1. Оплата простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника

Работнику был объявлен простой на 2,5 месяца с 01.03.2022 по 15.05.2022 по причинам, не зависящим от сторон трудового договора. Март и апрель работник полностью находился в простое, а в мае только 6 рабочих дней из 18. Должностной оклад сотрудника составляет 45 000 руб., ежемесячная премия – ​от 15 000 до 25 000 руб. в зависимости от выполнения показателей и условий премирования согласно действующему в организации положению о премировании. Оплата времени простоя составит:

  • в марте и апреле по 30 000 руб. (45 000 руб. × 2/3)
  • в мае – ​10 000 руб. (45 000 руб. × 2/3 / 18 дн. × 6 дн.).

Обратите внимание: в расчет при оплате простоя взят только должностной оклад, премия не учитывается.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Отпуск во время простоя

Введенные в отношении России экономические санкции приводят к простою многих производственных и торговых объектов. А ведь у части работников на это время могут быть уже запланированы ежегодные отпуска. В такой период может возникнуть необходимость и оформления отпусков без содержания отдельным сотрудникам. Разбираемся, может ли работник отказаться от ранее запланированного отпуска, если окажется, что он приходится на время простоя, а работодатель – предложить сотруднику уйти в отпуск на этот период. Как будут считаться отпускные в зависимости от конкретной ситуации. Можно ли отправить сотрудников в отпуска за свой счет при простое. Каков порядок переноса отпуска при простое.

Добровольная приостановка деятельности организации: что делать с работниками

Приостановление деятельности организации в наше время происходит довольно часто. Оно может быть вызвано желанием самого руководителя переждать не лучшее время, чтобы потом возобновить деятельность компании, а может стать мерой административной ответственности, к которой прибегают государственные органы, чтобы наказать правонарушителя. Расскажем, что следует понимать под приостановкой деятельности предприятия, какие действия предпринять, если работодатель сам решил приостановить работу своей компании. Дадим пошаговый алгоритм взаимодействия работодателя с работниками при добровольной приостановке деятельности. А в следующем номере рассмотрим вопрос о том, как вести себя работодателю, если эта мера вызвана инициативой госоргана.

Как быть с работниками в условиях COVID-19

В период пандемии новой коронавирусной инфекции бизнес столкнулся не только со значительными финансовыми трудностями, но и с нестандартными задачами. Подробно рассматриваем ситуации: оформления отпусков без сохранения содержания и оплачиваемых, объявления простоя и перевода на дистанционную работу (говорим и о том, в чем отличие от надомной работы), а также продолжения работы в прежнем режиме, когда это возможно. Приводим образцы документов, которые понадобится составить в этих ситуациях, чтобы не нарваться на штрафы. А также даем подборки разъяснений Минтруда России и Роструда по спорным вопросам.

Простой по вине работника

Работодатели зачастую не видят разницы между простоем по вине работника и отстранением от работы, путают причины того и другого. Это приводит к печальным последствиям – отмене приказа и взысканию среднего заработка за период незаконного простоя сотрудника. Давайте разберемся, в чем разница и как грамотно документально оформить введение простоя и его отмену, чтобы работник не смог его оспорить.

Добровольная приостановка деятельности организации: что делать с работниками

Приостановление деятельности организации в наше время происходит довольно часто. Оно может быть вызвано желанием самого руководителя переждать не лучшее время, чтобы потом возобновить деятельность компании, а может стать мерой административной ответственности, к которой прибегают государственные органы, чтобы наказать правонарушителя. Расскажем, что следует понимать под приостановкой деятельности предприятия, какие действия предпринять, если работодатель сам решил приостановить работу своей компании. Дадим пошаговый алгоритм взаимодействия работодателя с работниками при добровольной приостановке деятельности. А в следующем номере рассмотрим вопрос о том, как вести себя работодателю, если эта мера вызвана инициативой госоргана.

Отпуск во время простоя

Введенные в отношении России экономические санкции приводят к простою многих производственных и торговых объектов. А ведь у части работников на это время могут быть уже запланированы ежегодные отпуска. В такой период может возникнуть необходимость и оформления отпусков без содержания отдельным сотрудникам. Разбираемся, может ли работник отказаться от ранее запланированного отпуска, если окажется, что он приходится на время простоя, а работодатель – предложить сотруднику уйти в отпуск на этот период. Как будут считаться отпускные в зависимости от конкретной ситуации. Можно ли отправить сотрудников в отпуска за свой счет при простое. Каков порядок переноса отпуска при простое.

Простой по вине работника

Работодатели зачастую не видят разницы между простоем по вине работника и отстранением от работы, путают причины того и другого. Это приводит к печальным последствиям – отмене приказа и взысканию среднего заработка за период незаконного простоя сотрудника. Давайте разберемся, в чем разница и как грамотно документально оформить введение простоя и его отмену, чтобы работник не смог его оспорить.

Как быть с работниками в условиях COVID-19

В период пандемии новой коронавирусной инфекции бизнес столкнулся не только со значительными финансовыми трудностями, но и с нестандартными задачами. Подробно рассматриваем ситуации: оформления отпусков без сохранения содержания и оплачиваемых, объявления простоя и перевода на дистанционную работу (говорим и о том, в чем отличие от надомной работы), а также продолжения работы в прежнем режиме, когда это возможно. Приводим образцы документов, которые понадобится составить в этих ситуациях, чтобы не нарваться на штрафы. А также даем подборки разъяснений Минтруда России и Роструда по спорным вопросам.