Электронные трудовые книжки: вносим изменения в ЛНА

С введением электронных трудовых книжек круг должностных обязанностей кадровиков, по сути, расширился, ведь далеко не каждый работник откажется от бумажной формы трудовой книжки. Ответим на два наиболее часто встречающихся вопроса: требуется ли вносить изменения в должностные инструкции в части новых обязанностей кадровых работников, а также в Положения о кадровой службе и/или иные ЛНА? Приведем образцы документов, которые понадобится составить на практике, если придется вносить изменения и/или дополнения в трудовые договоры, ЛНА, включая должностные инструкции. Узнаете, когда можно обойтись без подобных корректировок.

Изменения в должностные инструкции

Вопрос в тему
Куда:  kadry@delo-press.ru
Тема:  Бесплатные консультации для подписчиков

Требуется ли вносить изменения в должностные инструкции в части новых обязанностей кадровых работников в связи с введением нового формата работы со сведениями о трудовой деятельности?

Ответ на этот вопрос зависит от формулировок в уже имеющихся должностных инструкциях. В каких-то случаях – да, в каких-то – нет.

На первый взгляд, с внедрением электронных трудовых книжек у специалистов по кадрам расширился круг должностных обязанностей. Ведь помимо бумажных трудовых придется теперь составлять и вести «электронные отчеты». Это и вызывает недоумение: надо или нет изменять должностные инструкции, может ли кадровик отказаться от работы с электронными трудовыми книжками в условиях не внесения соответствующих изменений в его обязанности?

Начнем с того, что трудовая книжка до сих пор является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, ведение трудовой – требование закона. При этом с внедрением электронных книжек суть процесса не изменилась, более того, предполагается, что со временем произойдет окончательный переход только на электронный вид.

Что говорят об обязанностях кадрового специалиста нормативные акты? Согласно установленным квалификационным требованиям 1, специалист по кадрам помимо прочего контролирует своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников, выдачу справок об их настоящей и прошлой трудовой деятельности, соблюдение правил хранения и заполнения трудовых книжек, подготовку документов для установления льгот и компенсаций, оформления пенсий работникам и другой установленной документации по кадрам, а также внесение соответствующей информации в банк данных о персонале предприятия; составляет установленную отчетность.

Документальное оформление движения персонала (учет трудовой деятельности) предусмотрено и в профстандарте «Специалист по управлению персоналом» (утв. приказом Минтруда России от 06.10.2015 № 691н). К тому же одна из функций кадровика по профстандарту – организация документооборота по представлению документов по персоналу в государственные органы, подготовка уведомлений, отчетной и статистической информации по персоналу 2.

Таким образом, ведение электронных трудовых книжек и сдача соответствующего отчета в уполномоченное подразделение ПФР – традиционная обязанность специалиста по кадрам, одно из проявлений «природы» трудовой функции кадровика.

В то же время по трудовому договору работник обязуется за плату выполнять трудовую функцию, т.е. работу определенного характера (направленности). В этом отличие трудового договора от других видов договоров. Например, по тому же договору строительного подряда строитель обязуется выполнять не общую трудовую функцию строителя, но совершить конкретные действия, составляющие предмет договора, его обязанности и наполнение работы четко прописаны.

Должностная инструкция в ТК РФ напрямую не упоминается и не является обязательным документом, хотя на практике широко используется (письмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-6). Прежде всего, в ней устанавливают квалификационные требования к сотрудникам, а также круг должностных обязанностей как для конкретного работника, так и для группы сотрудников по определенной должности. При этом законодательством не регламентировано, насколько детально (подробно) требуется раскрывать содержание должностных обязанностей, т.е. работодатель вправе ограничиться общими направлениями (штрихами) трудовой функции работника, это не будет нарушением закона. В том числе не указано о степени детализации относящихся к трудовой функции обязанностей и в ч. 2 ст. 57 ТК РФ, непосредственно посвященной вопросам содержания трудового договора.

Одна из частых бед кадрового делопроизводства – избыточность или локальная «зарегулированность». Порой работодатели стремятся прописывать едва ли не каждый шаг сотрудника, что только затрудняет кадровое делопроизводство и повышает риски возникновения трудовых споров, ведь приходится часто уточнять круг должностных обязанностей, и малейшее отклонение от него на практике вызывает недовольство работников, которым может казаться, будто их трудовая функция постоянно «разбухает». В связи с этим допустимо применять общие формулировки в должностных обязанностях при определении трудовых действий, тем более если они дополнительно раскрываются в законе. В ситуации с электронными трудовыми книжками ТК РФ довольно подробно регламентирует обязанности работодателя, потому, возможно, вам и не потребуется вносить изменения и/или дополнения именно в должностные инструкции (если в них вы и ранее ограничивались формулировками, оставляющими достаточное поле для маневра).

Если мы посмотрим (помимо вышеуказанных профстандарта и ЕКС) на типичную должностную инструкцию специалиста по кадрам, то, как правило, там есть указание на обязанности:

1) руководствоваться в своей работе нормами ТК РФ и иных нормативных правовых актов;

2) вести кадровое делопроизводство, в т.ч. готовить документы для оформления приема, перевода, увольнения работников, вести учет кадров, трудовые книжки и т.п.

Пример 1. Фрагмент должностной инструкции кадрового специалиста

Что мы видим? Требование соблюдать закон и вести учет трудовой деятельности работника, его «передвижения» у работодателя.

Обратимся теперь к ч. 1 ст. 66.1 ТК РФ. В ней прямо установлены обязанности работодателя:

  • формировать в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника;
  • передавать сведения в специально установленном порядке в ПФР;
  • вести «двойную запись» в бумажной и электронной трудовых, если работник решил сохранить бумажную, и др.

Напомним, что более подробно процедура внедрения электронных трудовых книжек установлена Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» (далее – Закон № 439-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона № 439-ФЗ, по общему правилу, принятие или изменение ЛНА осуществляется работодателем при необходимости, т.е. не обязательно, а в определенных случаях – с учетом мнения выборного профсоюзного органа, иного представительного органа работников либо по согласованию с указанными органами – при их наличии (подробнее см. ст. 8 ТК РФ).

Итак, для большинства ситуаций достаточно, чтобы специалист по кадрам выполнял работу по ведению электронных трудовых книжек без специальных уточнений в должностной инструкции (подразумевается, что в ней имеются общие формулировки, позволяющие так считать). Ссылки на требования соблюдения закона и ведения учета трудовой деятельности в сочетании с содержанием ТК РФ и иных нормативных...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в апреле + 10% по промокоду на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = 30%

Рекомендовано для вас

Записи в бумажную и электронную трудовые книжки: от переименования должности до награждения

В рамках цикла статей, посвященных вопросам внесения записей в бумажную и электронную трудовые книжки, мы уже разобрали ситуации приема на работу, переводов на работу к тому же работодателю и другому, переименования организации, ее реорганизации, смены собственника имущества, изменения подведомственности/подчиненности, изменения типа учреждения. Сейчас же рассмотрим: переименование должности (профессии), структурного подразделения (как внутреннего, так и внешнего); присвоение работнику нового разряда, установление иной профессии, специальности, квалификации; награждение (поощрение); работу по совместительству; ситуацию, когда сотрудник подает заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности. Также расскажем, как вносить в бумажную книжку информацию о времени военной и иной установленной службы работника, записи о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров. Узнаете, надо ли сейчас вносить отдельные записи о стаже. Приведем образцы заполнения бумажной трудовой книжки, а также покажем, как в аналогичных случаях следует поступать с данными в отчете по форме СЗВ‑ТД.

Как внести изменения в ЛНА

Объясняем, какими документами можно внести изменения в ранее изданные локальные нормативные акты организации (тут возможны варианты). Показываем формулировки приказа для корректировки, добавления, изъятия отдельных слов, чисел, предложений либо целых пунктов, разделов, приложений. Как признать старый локальный нормативный акт полностью утратившим силу при утверждении его нового варианта, как их потом различать (идентифицировать).

Записи в бумажную и электронную трудовые книжки: переименование организации

Продолжаем цикл статей о внесении записей в трудовую книжку. На этот раз расскажем, как заполнять бумажную трудовую книжку в случае переименования организации. На конкретных примерах рассмотрим ситуации обычного изменения наименования компании, ее реорганизации, смены собственника имущества, изменения подведомственности / подчиненности и пр. Разъясним, как подается СЗВ-ТД в этих случаях (с образцом заполненной формы).

Записи в бумажную и электронную трудовые книжки: перевод на другую работу у того же работодателя

За время работы по найму в отношении работника могут производиться разные кадровые мероприятия: переводы на другую работу, переименования должности и структурного подразделения. Он может пройти повышение квалификации, получить вторую профессию и быть награжден за успехи в работе. Да и сам работодатель может претерпеть изменения, начиная от переименования и заканчивая реорганизацией. Как понять, какие записи надо обязательно вносить в бумажные трудовые книжки, а от каких лучше отказаться? Все ли из привычных нам записей имеют аналоги в подаваемых работодателем сведениях о трудовой деятельности в электронном виде? С помощью первой статьи из цикла вы проверите ранее внесенные в трудовые книжки работников записи и убедитесь, все ли правильно делаете в связи с переходом в этом году на электронный формат сведений о трудовой деятельности. Поймете, в чем разница между записями о переводах на другую должность и в иное структурное подразделение (как внутреннее, так и обособленное); когда запись о фактически измененном подразделении можно не вносить; нужно ли дублировать в записи о переводе название структурного подразделения, если оно не меняется, а меняется только должность; как отразить трансформацию временного перевода в постоянный и пр.

Тонкости ознакомления с кадровыми документами

Работодатель при приеме сотрудника на работу, еще до заключения трудового договора, должен ознакомить его с основными документами, связанными с его работой. Помимо локальных нормативных актов имеется ряд документов, с которыми также следует ознакомить сотрудников, но уже после заключения трудового договора – в процессе работы в организации. Посмотрим, что это за документы, каким способом можно организовать ознакомление и в какие сроки, а также кто будет нести ответственность в случае несоблюдения этой обязанности.

Доплата или надбавка: как правильно?

Как показывает практика, работодатели нередко используют в локальных нормативных актах и других документах понятия «доплата» и «надбавка» как синонимы. Давайте разберемся, опираясь на трудовое законодательство, есть ли различия между ними и как это отражается на кадровых документах.

Как без проблем сдать отчет по форме СЗВ-ТД

С 2020 г. некоторые работодатели должны ежемесячно сдавать новый отчет – ​СЗВ-ТД. Форма и порядок ее заполнения утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 25.12.2019 № 730п. Форма СЗВ-ТД является обязательной и дополнила персонифицированные отчеты по работникам после введения электронных трудовых книжек. Кто должен заполнить и сдать данную форму? Как заполнять в первый раз по новому работнику и в последующем регулярно? Куда сдавать? Какие есть нюансы при заполнении на сотрудников, которые работают по совместительству и дистанционно? Все эти и другие вопросы в статье, которая поможет работодателю правильно и вовремя сдать отчет по новой форме.

Работники сохранили бумажные трудовые книжки – нужно ли отправлять отчет СЗВ-ТД

Нужно ли отправлять отчет по форме СЗВ-ТД, если работники сохранили бумажную трудовую книжку? Если да, то в какие сроки и какие данные указывать в СЗВ-ТД?