Как заполнить табель учета рабочего времени за период «нерабочих дней»

Не секрет, что за время пандемии новой коронавирусной инфекции кадровики столкнулись с многочисленными трудностями в работе. И, пожалуй, наиболее распространенная из них – ​как заполнить табель учета рабочего времени. При внесении данных в период карантина многие уже наделали ошибок, но еще не поздно все исправить. Расскажем, как правильно должен быть заполнен этот, казалось бы, простой документ в различных ситуациях (с образцами необходимых документов, в т. ч. приказа о внесении дополнений в форму табеля). Проверьте себя, чтобы исключить любые ошибки и претензии со стороны работников и проверяющих. А заодно поделитесь информацией с коллегами, они будут вам благодарны.

Сразу скажем, что неточности в таком хорошо знакомом всем кадровикам документе, как табель учета рабочего времени, чреваты серьезными последствиями. Во-первых, работник может получить не всю сумму заработной платы. Из-за этого почти наверняка возникнет конфликт, а компания будет вынуждена доплатить сотруднику деньги, да еще и с процентами (ст. 236 ТК РФ). Во-вторых, за отсутствие табеля или ошибки в нем компанию могут привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (см., например, решение Московского городского суда от 12.11.2019 по делу № 7-14646/2019). За первое нарушение предусмотрены следующие наказания:

  • для должностных лиц – предупреждение или штраф от 1000 до 5000 рублей;
  • для организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

В случае повторного нарушения санкции строже:

  • для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
  • для организаций – штраф от 50 000 до 70 000 рублей.

А вот правильно заполненный табель может, как говорится, сослужить добрую службу. Например, стать одним из доказательств отсутствия сотрудника на работе без уважительных причин (см., например, апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 05.10.2017 по делу № 33-31295/2017).

Как отразить длинные «нерабочие дни»

Весной 2020 г. в стране были объявлены беспрецедентно длинные «нерабочие дни». Многие сотрудники находились в режиме самоизоляции, работодатель был вынужден платить им зарплату, а кадровикам нужно было ломать голову, какие коды вносить в табель учета рабочего времени. Сложности добавляло то, что кода, обозначающего карантин или пандемию, в привычных многим условных обозначениях к унифицированным формам табеля № Т-12 и Т-13 (утв. постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) попросту нет. Там есть лишь коды для:

  • еженедельных выходных и нерабочих праздничных дней («В» или 26, если компании используют цифровые обозначения);
  • дополнительных оплачиваемых выходных («ОВ» или 27).

Очевидно, к нашей ситуации ни одно из этих обозначений не подходит. Объявленные Указами Президента РФ «нерабочие дни» в России не имеют ничего общего с еженедельным отдыхом и праздничными днями. О дополнительных выходных речь тоже не идет. Их предоставляют, например, при...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Об оформлении удаленной работы главного бухгалтера, находящегося в Турции

В июле 2019 года главбух в связи с рождением ребенка ушла в декрет. По устной договоренности с генеральным директором она работает дома. По документам никаких изменений в ее работе нет, получает полную зарплату, табель закрываем «8». На основании указов мэра Москвы ее перевели двумя приказами на дистанционную работу до окончания ограничений. Приказы подписаны генеральным директором, отправлены главбуху по электронной почте. Но отметки об их получении и ознакомлении с ними нет. Работница приказом была отправлена в отпуск с 1 по 15 октября. Отпускные выплачены. Она улетела в Турцию и по устной договоренности с генеральным директором после завершения отпуска осталась работать удаленно в Турции. На сегодняшний момент (ноябрь 2020 г.) между генеральным директором и главным бухгалтером возникли разногласия, и встал вопрос, как юридически правильно («задним числом») оформить ее удаленную работу, чтобы, учитывая ситуацию с COVID, генеральный директор не мог нести ответственность и риски (как работодатель) за сотрудника, который находится на удаленной работе в Турции?

Что выбрать: «удаленка», «дистанционка», надомная работа или фриланс?

Пандемия коронавируса стимулирует бизнес осваивать непривычные формы организации труда. Еще недавно работодатели ставили под сомнение эффективность труда сотрудника при дистанционной работе. В настоящий момент многие организации изменили свой подход. ТК РФ регулирует дистанционную, надомную и отдельно – работу на дому (при отпуске по уходу за ребенком и пр.). Депутаты рассматривают законопроект о регламентировании временной и комбинированной дистанционной (удаленной) работы. При переводе сотрудников на «удаленку» некоторые работодатели допускают ошибки, неправильно используя термины, отражающие особенности условий труда. Расскажем, чем они отличаются, а также с какими преимуществами и минусами придется столкнуться.

Как привлечь «дистанционщика» к дисциплинарной ответственности

Все больше компаний переводит сотрудников на дистанционную работу. Такой подход обусловлен новыми техническими возможностями и профилактикой распространения коронавирусной инфекции. Но не все работодатели осознают, что регулирование труда дистанционного работника отличается от установленных общих правил. Чаще всего проблемы возникают при привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности. Расскажем про особенности привлечения к дисциплинарной ответственности «дистанционщиков», что необходимо доказывать, какие документы и как составлять, чтобы не нажить проблем. Упомянем про особенности увольнения по собственному желанию и по сокращению, ведь работодатели часто прибегают к таким основаниям прекращения трудового договора с неэффективными сотрудниками. Приведем образцы необходимых формулировок в локальных нормативных актах и трудовых договорах.

Трудовые сложности пандемии: как не надо экономить на работниках

Пандемия и карантинные ограничения заставили работодателей искать способы экономии. Так сложилось, что российские предприниматели рассматривают снижение зарплат как один из наиболее эффективных способов минимизации затрат. При снижении ФОТ встречается два подхода. Первый, наиболее радикальный, – ​расторжение трудовых договоров. Второй – ​сохранение персонала с уменьшением реальных зарплат. На практике оба этих подхода часто применяются одновременно. При этом под оптимизацию численности попадает низкоквалифицированный персонал, в отношении же более ценных сотрудников используются различные способы снижения заработной платы. Рассмотрим варианты, к которым массово прибегают работодатели с целью экономии фонда оплаты труда, оценим риски трудовых споров и привлечения к административной ответственности с учетом уже имеющейся судебной практики. Дадим рекомендации.

Медосмотры сотрудников в условиях пандемии

Безопасные условия труда для сотрудников сегодня заботят кадровиков особенно сильно. И понятно почему. Чаще всего под этим сейчас понимают именно требования в связи с коронавирусом: маски, дезинфекция, перегородки, разметка и т. д. Но никто не отменял и базовые правила. В частности, обязательные медицинские осмотры для сотрудников. Расскажем, что изменилось и добавилось в правилах проведения таких осмотров.

Обязанности работодателя в связи с COVID-19

Пандемия коронавирусной инфекции добавила работодателям новые обязанности. Их спектр достаточно широк – ​от норм безопасности в офисе до измерения температуры сотрудников. Расскажем, какие из них являются рекомендательными, а за какие можно поплатиться рублем. Выясним, какие кадровые документы нужно составить (с образцами), чтобы проверяющие не оштрафовали, о чем необходимо информировать работников и в какой форме, когда отстранять от работы и можно ли не организовывать тестирование на коронавирус, если сотрудники письменно отказались от его проведения.

Трудовые сложности пандемии: как не надо экономить на работниках

Пандемия и карантинные ограничения заставили работодателей искать способы экономии. Так сложилось, что российские предприниматели рассматривают снижение зарплат как один из наиболее эффективных способов минимизации затрат. При снижении ФОТ встречается два подхода. Первый, наиболее радикальный, – ​расторжение трудовых договоров. Второй – ​сохранение персонала с уменьшением реальных зарплат. На практике оба этих подхода часто применяются одновременно. При этом под оптимизацию численности попадает низкоквалифицированный персонал, в отношении же более ценных сотрудников используются различные способы снижения заработной платы. Рассмотрим варианты, к которым массово прибегают работодатели с целью экономии фонда оплаты труда, оценим риски трудовых споров и привлечения к административной ответственности с учетом уже имеющейся судебной практики. Дадим рекомендации.

Что выбрать: «удаленка», «дистанционка», надомная работа или фриланс?

Пандемия коронавируса стимулирует бизнес осваивать непривычные формы организации труда. Еще недавно работодатели ставили под сомнение эффективность труда сотрудника при дистанционной работе. В настоящий момент многие организации изменили свой подход. ТК РФ регулирует дистанционную, надомную и отдельно – работу на дому (при отпуске по уходу за ребенком и пр.). Депутаты рассматривают законопроект о регламентировании временной и комбинированной дистанционной (удаленной) работы. При переводе сотрудников на «удаленку» некоторые работодатели допускают ошибки, неправильно используя термины, отражающие особенности условий труда. Расскажем, чем они отличаются, а также с какими преимуществами и минусами придется столкнуться.