Рассматриваем, какие невербальные знаки на собеседовании могут указать на будущие проблемы с кандидатом в качестве работника. Что в поведении кандидата может насторожить, а какие необычные качества, напротив, должны заинтересовать и обратить на себя внимание. Разбираем примеры конкретных ситуаций. Советы помогут специалисту без психологического образования увидеть тревожные звоночки.

Отношения по поводу труда – это не только собственно трудовые отношения, когда трудовой договор подписан и выполнение трудовой функции начато. Наука трудового права и управления персоналом изучает также и отношения, предшествующие трудовым, в том числе связанные с подбором персонала и организацией собеседований.

И нередко бывает, что по бумагам кандидат идеально подходит на должность, но, как только он приступает к работе, начинаются проблемы. Такая ситуация может возникнуть потому, что на собеседовании представитель работодателя (будь то менеджер по персоналу или непосредственный руководитель подразделения, где открыта вакансия) не придал значения определенным невербальным знакам – мимике, жестам, позам, интонациям, внешнему виду кандидата. Если бы они были учтены, проблем можно было бы избежать. Что это за проблемы и какие знаки могут на них указать?

Основная проблема возникает в случае, если поступая в колледж или вуз, кандидат на вакансию выбрал не то дело, которое наилучшим образом подходит ему по типу личности. Здесь дадим краткую справку из психологии.

Исследованием структуры личности занимались многие ученые, как теоретики, так и практики, в том числе из России (СССР). Первую классификацию типов личности по темпераменту разработал еще в античности прославленный Гиппократ, а усовершенствовал ее русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов. Позже выяснилось, что темпераментом (особенностями нервной деятельности) можно управлять посредством интеллекта и способность использовать интеллект для управления эмоциями отражается в типах характера. Над типологией характеров в разные годы работали такие мэтры философии и психологии, как Эрих Фромм и Карл Густав Юнг. Но на сегодняшний день наиболее часто используется классификация типов характера, созданная немецкими психологами Эрнстом Кречмером и Карлом Леонгардом и адаптированная для русскоязычных реалий российскими специалистами Александром Евгеньевичем Личко, Феликсом Борисовичем Березиным, Людмилой Николаевной Собчик, Николаем Николаевичем Нарицыным. Об этой классификации применительно к собеседованиям мы и поговорим.

Итак, современная классификация типов характера предполагает, что базовых типов личности шесть:

  • истероидный (демонстративный);
  • импульсивный (непосредственный);
  • эпилептоидный (ригидный, приземленный);
  • психастенический (осторожный);
  • шизоидный (внестандартный);
  • маниакальный (деятельный, оптимистичный).

В одном человеке с разной степенью выраженности может сочетаться два-три (редко четыре) типа, но один из них будет преобладать. Как тип характера может проявиться через невербальные признаки при поиске работы, в том числе в ходе собеседования?

Для начала приведем примеры ситуаций, когда на собеседование пришел вполне адекватный человек с достаточно ценными деловыми качествами, просто эти качества хороши не на той должности, на которую он претендует.

1. «На лабутенах и в восхитительных штанах». Перед вами сидит человек, которого нельзя назвать каноническим красавцем или красавицей вроде известных голливудских актеров и актрис, но всем своим видом он демонстрирует яркость и раскованность. Его одежда часто выдержана в ярких тонах (красный, желтый, черно-белый). Вы можете удивиться: неужели ему или ей в такой одежде удобно? Ведь внешний вид одежды, кажется, для этого человека важнее удобства. Даже если его приодели доброжелатели, чтобы он «выглядел прилично в серьезном месте», всевозможные аксессуары притягивают глаз своей оригинальностью.

Пример 1

Директор крупной финансовой корпорации носила прозвище Мадам Баттерфляй (в переводе с английского языка баттерфляй – «бабочка»), потому что ее в целом строгую прическу постоянно украшала броская заколка в виде то одной, то другой бабочки.

Иногда, особенно если перед вами дама, количество аксессуаров просто поражает – о таком человеке хочется сказать словами Леонида Филатова: «Весь обвешанный, как елка». Это может быть недорогая бижутерия, но она будет именно кричащей, вызывающей, часто шумной.

Помимо экстравагантной внешности...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Офисное хамство: распознать и нейтрализовать

О том, кто такой хам, в каких формах встречается хамство (уделяем внимание офисному хамству), всегда ли это прямые оскорбления оппонента, каковы причины хамства и почему на практике приходится встречаться не только с регулярным хамством, но и случайным. Даем советы: какой прием может положить конец хамскому поведению коллеги, что не стоит делать для нейтрализации хама, какие меры дисциплинарного характера можно применить.

Правила этики на работе и ответственность за их несоблюдение

Не все работодатели знают, как правильно воздействовать на злостных нарушителей этических норм, оставаясь при этом в правовом поле, чтобы в последующем не нарваться на претензии со стороны проверяющих, не быть втянутыми в судебные тяжбы (а если все-таки придется оказаться в суде, как выйти из процесса победителем). Авторы объясняют на конкретных примерах, какие документы нужно оформить работодателю, чтобы наказать сотрудника за несоблюдение им правил этики, какова позиция по этому вопросу у Роструда и Минтруда России. Приводят образцы формулировок, которые понадобится заранее включить в локальные нормативные акты, чтобы минимизировать риски как привлечения работодателя и его должностных лиц к административной ответственности, так и трудовых споров (показаны примеры их разрешения в пользу работодателей и работников).

Как синдром самозванца мешает карьерному росту

Что такое синдром самозванца? В чем опасность такого синдрома? Почему он мешает строить карьеру? Как работодателю распознать синдром самозванца у сотрудника и помочь от него избавиться без вреда для работы? Какие меры предпринять работодателю, чтобы не допустить появления синдрома самозванца у персонала? Даем работающие советы, как повысить самооценку и поддержать работника в подобной ситуации. Сможете пройти тест на синдром самозванца.

Дисциплинарная ответственность и депремирование: необычные основания

На практике случается, что работников привлекают к дисциплинарной ответственности (в том числе увольняют) или снижают им размер премий по, казалось бы, надуманным поводам: не убрался на рабочем месте, ходил в свитере вместо униформы, отвлекал других от работы и т.п. Что это: самодурство руководства или обоснованные претензии? Как суды смотрят на такое? Анализируем примеры из судебной практики и делаем выводы, за что и при каких не совсем стандартных обстоятельствах сотрудника можно наказать, какие документы для этого необходимы, а когда ответные действия работодателя будут считаться необоснованными.

Офисное хамство: распознать и нейтрализовать

О том, кто такой хам, в каких формах встречается хамство (уделяем внимание офисному хамству), всегда ли это прямые оскорбления оппонента, каковы причины хамства и почему на практике приходится встречаться не только с регулярным хамством, но и случайным. Даем советы: какой прием может положить конец хамскому поведению коллеги, что не стоит делать для нейтрализации хама, какие меры дисциплинарного характера можно применить.

Что такое soft skills, и почему они становятся более важными, чем hard skills

В последнее время довольно часто в деловой практике мы слышим термин soft skills. Ориентацию на то, чтобы у персонала были прокачаны эти самые soft skills, можно смело назвать одним из самых ярко выраженных трендов. Остается только разобраться, что же означает этот термин, с чем связана его востребованность и каким образом прокачивать столь актуальные сейчас «гибкие навыки».

Правила этики на работе и ответственность за их несоблюдение

Не все работодатели знают, как правильно воздействовать на злостных нарушителей этических норм, оставаясь при этом в правовом поле, чтобы в последующем не нарваться на претензии со стороны проверяющих, не быть втянутыми в судебные тяжбы (а если все-таки придется оказаться в суде, как выйти из процесса победителем). Авторы объясняют на конкретных примерах, какие документы нужно оформить работодателю, чтобы наказать сотрудника за несоблюдение им правил этики, какова позиция по этому вопросу у Роструда и Минтруда России. Приводят образцы формулировок, которые понадобится заранее включить в локальные нормативные акты, чтобы минимизировать риски как привлечения работодателя и его должностных лиц к административной ответственности, так и трудовых споров (показаны примеры их разрешения в пользу работодателей и работников).

Как синдром самозванца мешает карьерному росту

Что такое синдром самозванца? В чем опасность такого синдрома? Почему он мешает строить карьеру? Как работодателю распознать синдром самозванца у сотрудника и помочь от него избавиться без вреда для работы? Какие меры предпринять работодателю, чтобы не допустить появления синдрома самозванца у персонала? Даем работающие советы, как повысить самооценку и поддержать работника в подобной ситуации. Сможете пройти тест на синдром самозванца.