В предыдущих публикациях мы говорили о том, почему не правильно оформлять доверенности на право представления интересов работодателя в трудовых отношениях с работниками, на конкретных примерах изучили нюансы выдачи самими работниками доверенностей на право получения заработной платы и иных причитающихся им выплат. Однако если вам придется участвовать в рассмотрении трудового спора в суде или представлять интересы своей организации в трудовой инспекции, миграционной службе, нужно оформить особые доверенности. О том, как правильно составить подобные документы, а также об общем порядке организации документооборота доверенностей в организации вы узнаете из статьи.
Доверенности на представление интересов работодателя в отношениях, связанных с трудовыми
От вовлечения в споры с проверяющими из трудовой инспекции, миграционной службы или тяжб с работниками в суде, к сожалению, не застрахована ни одна организация, использующая наемный труд. Любому, кто хоть раз составлял проект доверенности на право представления интересов организации в государственном органе контроля и надзора за соблюдением законодательства или для участия в судебном разбирательстве, знакома проблема, заключающаяся в том, как правильно прописать в этом документе полномочия доверенного лица, чтобы при предъявлении доверенности в конкретной ситуации упомянутые органы не могли поставить под сомнение наличие у представителя надлежащих полномочий. Не зная, какие требования предъявляются при выдаче доверенностей в конкретных ситуациях, что именно требуют указать в доверенности те или иные ведомства, для представительства интересов во взаимоотношениях с которыми требуется доверенность, на практике можно оформить такой документ, которым представитель так и не сможет воспользоваться по причине некорректности формулировок текста либо отсутствия закрепления конкретных прав, наличие которых признано обязательным в отдельных отношениях.
Поэтому на практике при оформлении и выдаче доверенностей важно принимать во внимание нюансы, связанные с теми отношениями, для представительства в рамках которых они оформляются.
Представляем интересы в трудовой инспекции и миграционной службе
Не секрет, что в ходе проведения проверок инспекцией по труду и миграционной службой, независимо от того, являются они плановыми или внеплановыми, проверяющим необходимо ознакомиться с документами, регулирующими трудовые отношения в организации. Предоставление документов по устным запросам чревато впоследствии спорами с теми же инспекторами относительно того, какие, собственно, документы уже предоставлялись для проверки, а какие изначально не были затребованы. Кроме того, представители трудовой инспекции и миграционной службы зачастую устно интересуются документацией, не имеющей отношения к предмету проверки. Поэтому опытные кадровики всегда предусмотрительно просят направить официальный письменный запрос на требуемые проверяющими документы.
Однако и инспекторы бывают достаточно подкованы в таких вопросах, в связи с чем вручают запросы под личную подпись либо руководителю организации, полномочия которого напрямую следуют из учредительных документов, либо тому работнику компании, у которого есть доверенность на право представлять интересы работодателя. Равным образом при получении на руки от трудовой инспекции или миграционной службы предписания, акта, протокола или иного документа, а также в случае подписания и представления письменных объяснений по интересующим инспекторов вопросам государственные органы тоже правомерно потребуют доверенность от лица, не являющегося руководителем организации.
Во многих компаниях принято выдавать кадровым работникам общую доверенность на право представления интересов работодателя во всех органах государственной и муниципальной власти и управления, а также во внебюджетных фондах. Но практике известны случаи, когда сотрудники инспекции по труду, миграционной службы настоятельно требуют, чтобы в доверенности были прописаны отдельные формулировки, касающиеся существа тех действий, которые производятся представителем работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) не содержит положений, обязывающих вас использовать какие-либо определенные формы доверенностей, не предъявляет требований и к их содержанию. В этом случае придется обратиться к общим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Напомним определение доверенности, содержащееся в п. 1 ст. 185 ГК РФ. Это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
Доверенности, составляемые в простой письменной форме, обычно оформляются на бланке организации. Однако это не обязательное требование. Тем не менее отметим, что использование бланка юридического лица для доверенности является предпочтительным, поскольку это подчеркивает деловой стиль документа и позволяет указать полные сведения о юридическом лице на самом бланке.
Рассмотрим элементы структуры и содержания доверенности, выдаваемой организацией для представления ее интересов в органах контроля и надзора за соблюдением трудового и миграционного законодательства:
- наименование вида документа – «Доверенность»;
- регистрационный номер документа – в том случае, если в организации принята и используется система нумерации выдаваемых доверенностей. Присвоение доверенности номера имеет значение для организации и ведения учета выданных доверенностей, поэтому рекомендуем регистрировать доверенности. Как правило, регистрационный номер доверенности состоит из порядкового номера, а также...