Top.Mail.Ru

Как избежать рисков до заключения трудового договора с кандидатом

Подыскивая необходимых работников, работодателю нужно не только сделать оптимальный выбор на основе изучения и оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, но и не допустить ошибок до заключения трудового договора. Любые нарушения в отношении соискателей могут принести работодателю такие же проблемы, как и нарушения, допущенные в отношении уже трудящихся сотрудников, – и штрафы проверяющих, и судебные разбирательства. Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся из возможных ситуаций.

Обычно спорные ситуации с работниками возникают в связи с увольнениями, оплатой труда, материальной ответственностью, т.е. когда гражданина и компанию уже связывают трудовые отношения. А могут ли быть проблемы, пока это только кандидат, т.е. до того момента, когда стороны поставили свои подписи в трудовом договоре? Изучим, чего стоит опасаться кадровику и как не допустить нарушений.

В процессе подбора персонала работодателю необходимо не только сделать лучший для него выбор на основе изучения и оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, но и не допустить ошибок до заключения трудового договора с работником, из-за которых могут возникнуть судебные споры и проверки ГИТ. Какие это риски? Например, если работодатель не будет соблюдать нормы трудового законодательства при размещении вакансии или не направит работника на обязательный предварительный медосмотр. Подобные нарушения могут принести работодателю такие же проблемы, как и нарушения, допущенные в отношении уже трудящихся сотрудников, – и штрафы проверяющих, и судебные разбирательства. Давайте рассмотрим некоторые из возможных ситуаций.

Если объявление о вакансии составлено неверно

Статья 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и ст. 3 ТК РФ запрещают дискриминацию кандидата по возрасту, полу, месту регистрации, национальности, семейному положению и т.д. Несмотря на законодательный запрет, такие ошибки встречаются.

В случае нарушения данного требования работодателю грозит ответственность по ст. 13.11.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей, на юридических лиц – от 10 000 до 15 000 рублей. По данному вопросу имеется немногочисленная, но вполне определенная судебная практика.

Судебная практика

Должностные лица Минтруда Ставропольского края при изучении информации о свободных рабочих местах (вакантных должностях) в интернете на сайте компании-работодателя обнаружили информацию о вакансиях, в которой содержались ограничения дискриминационного характера. В частности, требовались водители, возраст которых не меньше 30 лет. Компания была оштрафована (постановление Московского городского суда от 25.12.2015 № 4а-4287/2015). См. также постановление Самарского областного суда от 17.02.2015 по делу № 4а-147/2015.

Таким образом, при составлении текста описания вакансии следует указывать требования только к деловым качествам кандидатов.

К сведению

Под деловыми качествами работника, в частности, понимаются (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», далее – Постановление Пленума ВС РФ № 2) способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом:

  • имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации);
  • личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Давайте посмотрим на примере, как можно и как нельзя составлять объявление о вакансии.

Пример 1

НЕПРАВИЛЬНО: «Компании требуется бухгалтер: женщина до 45 лет, регистрация в Москве или Московской области, славянской внешности, гражданство РФ, опыт работы от 3 лет, знание программы "1С: Предприятие 8.3" на уровне пользователя, опыт работы с "Клиент-банком"».

ПРАВИЛЬНО: «Требуется бухгалтер: опыт работы от 3 лет, знание программы "1С: Предприятие 8.3" на уровне пользователя, опыт работы с "Клиент-банком"».

Если медицинский осмотр не проведен

К рискам работодателя до заключения трудового договора можно отнести и риск несоответствия работы состоянию здоровья кандидата.

В ряде случаев на работодателя возложена обязанность по проведению за счет собственных средств обязательных предварительных медицинских осмотров работников (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Именно к обязанности работодателя относится не только определить, подлежит ли работник обязательному предварительному медосмотру, но и организовать, а также оплатить его (см. решение Назаровского городского суда Красноярского края от 20.10.2016 по делу № 2-2301/2016).

Допуск работника к исполнению обязанностей без прохождения обязательного медицинского осмотра влечет ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 15 000 до 25 000 рублей, организация – от 110 000 до 130 000 рублей (см. решение Архангельского областного суда от 28.02.2017 по делу № 7р-83/2017).

Но не всегда из анализа законодательства очевидно, необходимо ли направлять тех или иных работников на медосмотр. Приведем пример.

Пример 2

Проводить ли медосмотры сотрудникам, работающим у компьютера? СанПиН 2.2.2/2.4.1340-031 утверждает, что это делать необходимо, если работник проводит у компьютера более 50% рабочего времени. Ранее Минтруд РФ, Роспотребнадзор и суды были единодушны и согласны с требованиями СанПиНа (см., например, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу № А56-73553/2013, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 № 08АП-3968/2014). В настоящее время министерство и суды по-прежнему придерживаются такого мнения (письмо Минтруда России от 21.03.2014 № 15-2/ООГ-242, определение Верховного Суда РФ от 24.09.2015 по делу № А33-3164/2014). А Роспотребнадзор полагает, что такие медосмотры не стоит проводить, если класс условий труда допустимый или оптимальный (письмо Роспотребнадзора от 19.06.2015 № 01/7015-15-31).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ТОП-10 вопросов работодателя о персональных данных

Автор выделяет 10 ключевых вопросов, которые задают работодатели, обрабатывая персональные данные сотрудников. Составляя собственный локальный нормативный акт – Положение о работе с персональными данными, вы можете воспользоваться рекомендациями о том, на что нужно обратить внимание и что следует в него включить.

Профессиональные стандарты: прием на работу, перевод, аттестация и оплата

Профессиональные стандарты приобретают ключевое значение, т.к. работодатели должны применять их во всех аспектах своей работы с персоналом. Ведь единственное, на чем они не скажутся, – это на режиме труда и отдыха. Все остальные кадровые процедуры уже сейчас работодатель должен осуществлять с учетом профессиональных стандартов. Автор рассказывает о том, что необходимо учесть и как применить стандарты в работе.

Воинский учет: типичные ошибки работодателей

Не секрет, что многочисленное количество нарушений работодателей в области воинского учета связано с незначительностью ответственности. Компании серьезно не воспринимают штраф в 1000 рублей, предпочитая не вести воинский учет вовсе либо вести частично, например, лишь заполнять раздел о воинском учете в личных карточках. Если же в организацию поступил запрос из военкомата о предоставлении документов, воинский учет вести придется, поскольку ответственность в данном случае гораздо более значительна. Рассмотрим ошибки, которые работодатели допускают в этой сфере чаще всего.

Дубликат трудовой книжки: сложные вопросы оформления

Существуют три ситуации, когда у работодателя возникает необходимость оформлять дубликат трудовой книжки, – если она утеряна, пострадала или в нее была внесена запись, которая в дальнейшем признана недействительной, и работник просит выдать дубликат. Выясним, на основании каких документов могут вноситься записи в дубликат, а также как запросить соответствующие сведения у прежних работодателей.

Тонкости ознакомления с кадровыми документами

Работодатель при приеме сотрудника на работу, еще до заключения трудового договора, должен ознакомить его с основными документами, связанными с его работой. Помимо локальных нормативных актов имеется ряд документов, с которыми также следует ознакомить сотрудников, но уже после заключения трудового договора – в процессе работы в организации. Посмотрим, что это за документы, каким способом можно организовать ознакомление и в какие сроки, а также кто будет нести ответственность в случае несоблюдения этой обязанности.

Санитарные нормы и правила: когда нужно соблюдать

Работодатель обязан обеспечить работникам безопасные условия труда на рабочем месте, что включает в себя выполнение требований санитарных норм и правил. Часть из них касается отдельных отраслей, часть – факторов производственной среды, часть – некоторых видов используемого оборудования и отдельных категорий работников. Рассмотрим, какие из них являются обязательными, а какие – рекомендательными. А также, какая ответственность грозит компаниям за их ­несоблюдение.

Дубликат трудовой книжки: сложные вопросы оформления

Существуют три ситуации, когда у работодателя возникает необходимость оформлять дубликат трудовой книжки, – если она утеряна, пострадала или в нее была внесена запись, которая в дальнейшем признана недействительной, и работник просит выдать дубликат. Выясним, на основании каких документов могут вноситься записи в дубликат, а также как запросить соответствующие сведения у прежних работодателей.

Воинский учет: типичные ошибки работодателей

Не секрет, что многочисленное количество нарушений работодателей в области воинского учета связано с незначительностью ответственности. Компании серьезно не воспринимают штраф в 1000 рублей, предпочитая не вести воинский учет вовсе либо вести частично, например, лишь заполнять раздел о воинском учете в личных карточках. Если же в организацию поступил запрос из военкомата о предоставлении документов, воинский учет вести придется, поскольку ответственность в данном случае гораздо более значительна. Рассмотрим ошибки, которые работодатели допускают в этой сфере чаще всего.