Составляем должностную инструкцию специалиста по кадрам

Автор предлагает простой и понятный алгоритм составления должностной инструкции на основе профессионального стандарта. Рассказывает, на чем основывать требования к образованию (и каким образом их можно поменять); от чего зависят необходимые знания и навыки специалиста; какие обязанности и права стоит прописать в документе и что предусмотреть в разделе об ответственности. Даны фрагменты должностной инструкции специалиста по кадрам, которые вы можете применить в своей работе или, используя предложенный алгоритм, разработать свою инструкцию по любой должности или профессии.
Окончание статьи. Начало в № 06 / 2018
Окончание статьи. Начало в № 06 / 2018

В прошлом номере мы говорили о подготовке должностных инструкций, применяемых на практике алгоритмах разработки и утверждения этого документа. В качестве основы для инструкций предложили взять тексты соответствующих профессиональных стандартов. Сегодня покажем пошагово, как из текста профстандарта составить заготовку для должностной инструкции конкретного специалиста.

Будем составлять должностную инструкцию специалиста по кадрам.

Для начала определимся с содержанием инструкции:

1. Общие положения – описание положения должности в организационной структуре компании, порядка приема на работу по данной должности, подчиненности. Требования к образованию, профессиональной подготовке, квалификации, стажу работы. Требования к знаниям и умениям.

2. Права и обязанности – непосредственно перечень трудовых прав и обязанностей работника по занимаемой должности.

3. Ответственность – конкретизация ответственности занимающего данную должность работника за те или иные нарушения в работе, возложение персональной ответственности за отдельные участки работ.

Основой для составления нашего документа послужит профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом», утвержденный приказом Минтруда России от 06.10.2015 № 691н (далее – Профстандарт).

1. Общие положения

В Профстандарте представлены варианты описания трудовых функций различных специалистов – от делопроизводителя до руководителя всей системы управления персоналом. Для простоты и наглядности примера мы возьмем наиболее распространенный вариант – специалиста по кадрам, который будет:

  • осуществлять непосредственное ведение кадрового делопроизводства;
  • составлять проекты кадровых приказов, договоров и соглашений, других необходимых документов;
  • вести табельный учет.

Дополнительно вменим ему в обязанность поиск и подбор персонала.

В разделе II Профстандарта представлено сводное описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности). Приведем фрагмент раздела II Профстандарта со строками кодов А–B (поскольку следующие строки отражают уровни квалификации, которые мы не рассматриваем для составляемой в данный момент должностной инструкции).

Фрагмент документа

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как начать вести воинский учет

Несмотря на обязанность вести воинский учет, далеко не все организации это делают. Однако штрафы за нарушения в данной сфере довольно высоки. Правда, пока работодателей массово не штрафуют, но такое положение в любой момент может измениться. Рассказываем, как поставить организацию на учет в военкомат, какой именно и какие документы нужно подать (приводим образцы оформления).

Полная материальная ответственность работника: анализ изменений

С 01.09.2025 вступили в силу новые перечни должностей и работ, при выполнении которых работодатель может заключать договоры о полной материальной ответственности с сотрудниками, а также типовые формы договоров о полной материальной ответственности. Разбираем в деталях, что в них изменилось по сравнению с действовавшими ранее и что необходимо учитывать работодателю, в штате которого есть сотрудники с полной матответственностью. Приводим образцы формулировок для договоров о полной индивидуальной и коллективной материальной ответственности, которыми можно дополнить утвержденные формы для применения в своей организации.

Что необходимо учесть при увольнении материально ответственного лица

Какие ошибки допускают работодатели при возложении на работника полной материальной ответственности? Почему работодателю важно обеспечить условия для сохранности вверенных сотрудникам ценностей? Какова процедура передачи работникам имущества? Когда необходимо проводить инвентаризацию и по каким правилам? Почему опасно увольнять материально ответственное лицо одним днем? Что необходимо учесть при расторжении с ним трудовых отношений? Как поступить, если материально ответственное лицо, подав заявление об увольнении, уходит на больничный и на работе до дня увольнения не появляется? Можно ли в этом случае инвентаризацию не проводить? Почему для таких ситуаций в судебной практике нет однозначных ответов? В какой момент начинается течение срока для обращения в суд с иском к работнику о возмещении причиненного ущерба? Ответы – в нашей статье.

Как без рисков разделить отпуск на части

Какие риски существуют при разделении ежегодного оплачиваемого отпуска на части? Какой продолжительности будет отпуск, если работнику и работодателю не удалось достигнуть договоренности о разделении его на части? Насколько мелкими могут быть части отпуска, чтобы не было претензий от проверяющих? Может ли работодатель отказать работнику в разделении отпуска на части без включения в него выходных дней? Какие документы необходимо оформить, когда одна из сторон инициирует разбиение отпуска на части, а вторая – соглашается с этим. Приводим 6 образцов: предложение работодателя и заявление работника о планировании отпуска в графике на следующий год частями; предложение работодателя разбить на части отпуск текущего года из-за возникшей производственной необходимости; заявление сотрудника о разбиении и переносе части или всех частей отпуска на другие периоды в рамках текущего года или на следующий год; согласие работника; отрицательную и положительную резолюции руководителя.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?