Как по-новому проверяют работодателей, обрабатывающих персональные данные

Новости об утечке персональных данных появляются с завидной регулярностью. Причем виноваты в ней не только муниципальные или государственные структуры, но и коммерческие организации. В сети оказываются пароли и явки то клиентов банка, то покупателей интернет-магазина. В связи с этим Правительство РФ периодически корректирует правила проведения проверок операторов персональных данных, ведь технологии на месте не стоят, а это напрямую сказывается на возможности украсть конфиденциальную информацию. Из интересных нововведений – ​разрешается представлять документы на проверку в электронной форме, однако срок представления сокращается в два раза (до 5 дней), оснований для продления проверки стало больше, а также установлен предельный срок для устранения компанией выявленных нарушений. Расскажем, что необходимо знать кадровой службе о проверках Роскомнадзора.

Статистика от Роскомнадзора

Интерес к персональным данным с каждым годом со стороны проверяющих растет. Об этом говорит и недавно опубликованная Роскомнадзором статистика за 2018 год. Например, в прошлом году в ведомство поступило 41 171 обращение от граждан и юридических лиц по вопросам в области персональных данных. Рост по сравнению с 2017 годом составил 12,8% – за аналогичный период в 2017 году рассмотрено 36 498 обращений. Из них подавляющее большинство – 40 525 – от граждан. Причем 35 999 жалоб было на действия операторов, осуществляющих, по их мнению, незаконную обработку персональных данных. Кстати, доводы заявителей подтвердились лишь в 5,6% от общего числа рассмотренных обращений.

О том, как обез­личить персональные данные и зачем это нужно, читайте в следующем номере

На кого чаще всего жалуются граждане? На тех, кто обрабатывает персональные данные значительного числа физических лиц (Таблица 1).

В прошлом году Роскомнадзор провел 832 плановых и 50 внеплановых проверок, а также 146 плановых проверок в отношении государственных и муниципальных органов, организующих и осуществляющих обработку персональных данных.

Помимо этого, Роскомнадзор проверил 278 компаний – субъектов малого предпринимательства. 119 проверок было плановыми (все в сфере защиты прав субъектов персональных данных), 159 – внеплановыми (и всего 10 из них касались персональных данных).

Как отмечает ведомство, несмотря на уменьшение количества плановых мероприятий, выросло их качество. Результативность проверок с 72% в 2017 году выросла до 80% в 2018 году.

Уточнить, есть ли вы в годовом плане контрольных мероприятий ведомства на 2019 год, можно на сайте Роскомнадзора в разделе «Планирование, отчеты о деятельности» 1.

Новые правила

С конца февраля вступили в силу Правила организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 146 (далее – Правила). Документ регламентирует, как Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (и ее территориальные органы) должна проводить плановые, внеплановые, документарные и выездные проверки. Интересно, что документ, по которому Роскомнадзор проводил проверки операторов персданных ранее 2 (утвержденный Минкомсвязи России в 2011 году, когда Правительство РФ еще не было наделено полномочиями по установлению правил проведения проверок), пока еще действует в редакции, которая отчасти противоречит Правилам Правительства РФ. Очевидно, в ближайшее время Минкомсвязи РФ утвердит новый Административный регламент, признав утратившим силу предыдущий (от 2011 года).

Именно Роскомнадзор и его территориальные органы проверяют операторов персональных данных. В отчете ведомства указано, что в Реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, на 2018 год зарегистрировано 401 597 организаций и предпринимателей. Но даже если ваша организация не внесена в реестр, она все равно является оператором персональных данных работников, поэтому на нее распространяются все требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персданных) и новых Правил.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о персданных заключается не только в проверках (Схема 1).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как начать вести воинский учет

Несмотря на обязанность вести воинский учет, далеко не все организации это делают. Однако штрафы за нарушения в данной сфере довольно высоки. Правда, пока работодателей массово не штрафуют, но такое положение в любой момент может измениться. Рассказываем, как поставить организацию на учет в военкомат, какой именно и какие документы нужно подать (приводим образцы оформления).

Полная материальная ответственность работника: анализ изменений

С 01.09.2025 вступили в силу новые перечни должностей и работ, при выполнении которых работодатель может заключать договоры о полной материальной ответственности с сотрудниками, а также типовые формы договоров о полной материальной ответственности. Разбираем в деталях, что в них изменилось по сравнению с действовавшими ранее и что необходимо учитывать работодателю, в штате которого есть сотрудники с полной матответственностью. Приводим образцы формулировок для договоров о полной индивидуальной и коллективной материальной ответственности, которыми можно дополнить утвержденные формы для применения в своей организации.

Что необходимо учесть при увольнении материально ответственного лица

Какие ошибки допускают работодатели при возложении на работника полной материальной ответственности? Почему работодателю важно обеспечить условия для сохранности вверенных сотрудникам ценностей? Какова процедура передачи работникам имущества? Когда необходимо проводить инвентаризацию и по каким правилам? Почему опасно увольнять материально ответственное лицо одним днем? Что необходимо учесть при расторжении с ним трудовых отношений? Как поступить, если материально ответственное лицо, подав заявление об увольнении, уходит на больничный и на работе до дня увольнения не появляется? Можно ли в этом случае инвентаризацию не проводить? Почему для таких ситуаций в судебной практике нет однозначных ответов? В какой момент начинается течение срока для обращения в суд с иском к работнику о возмещении причиненного ущерба? Ответы – в нашей статье.

Как без рисков разделить отпуск на части

Какие риски существуют при разделении ежегодного оплачиваемого отпуска на части? Какой продолжительности будет отпуск, если работнику и работодателю не удалось достигнуть договоренности о разделении его на части? Насколько мелкими могут быть части отпуска, чтобы не было претензий от проверяющих? Может ли работодатель отказать работнику в разделении отпуска на части без включения в него выходных дней? Какие документы необходимо оформить, когда одна из сторон инициирует разбиение отпуска на части, а вторая – соглашается с этим. Приводим 6 образцов: предложение работодателя и заявление работника о планировании отпуска в графике на следующий год частями; предложение работодателя разбить на части отпуск текущего года из-за возникшей производственной необходимости; заявление сотрудника о разбиении и переносе части или всех частей отпуска на другие периоды в рамках текущего года или на следующий год; согласие работника; отрицательную и положительную резолюции руководителя.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?