Top.Mail.Ru

Чего ожидать от нового закона об электронных повестках

В середине весны вступил в силу большой пакет законодательных поправок, связанных с воинским учетом. Основные изменения коснулись закона о воинской обязанности и воинской службе. Эти нововведения, прозванные журналистами «законом об электронных повестках», сразу же внесли большую сумятицу в умы соотечественников. Причем мнения об актуальности и необходимости таких изменений высказываются самые разные. Мы тщательно изучили новшества, а также проекты Минобороны и Минцифры России о воинском учете и двух подготавливаемых реестрах, увязали их с имеющимися наработками в данной сфере и теперь рассказываем вам, в чем смысл законодательных изменений, какие дополнительные обязанности они влекут для работодателей, а также как влияют на объявленный Президентом РФ призыв на военные сборы.

Какие законы изменили

Изменения, вступившие в силу 14.04.20231, затронули сразу несколько нормативных правовых актов. В целом подверглись заметному изменению 7 федеральных законов:

  • о воинской обязанности2;
  • безопасности дорожного движения3;
  • порядке въезда и выезда из РФ4;
  • регистрации юридических лиц и ИП5;
  • потребительском кредите6;
  • государственной регистрации недвижимости7;
  • государственной регистрации транспорта8.

Текущие изменения можно условно разделить на 3 больших блока:

  • первый – ​предназначенный для государственных органов. Регулирует порядок создания специализированного реестра воинского учета. По-своему логичный и понятный шаг. Не секрет, что военкоматы в нашей стране долгое время находились на периферии армейского бюджета. Снабжаясь по остаточному принципу и электронной техникой, и специалистами, необходимыми для ее эксплуатации. Создание общероссийской системы воинского учета на этом фоне выглядит как принципиальный шаг вперед. Помимо этого, к переводу системы воинского учета в электронную форму создается дополнительный реестр направленных (врученных) повесток;
  • второй блок – ​предназначенный для призывников. Именно он вызвал наибольшие волнения в обществе. Поправки, по сути, меняют базовые принципы доставки повесток, переводя акцент с нарочного с большой сумкой на современные виды связи. А также вводя совершенно новый для современной российской практики «институт обеспечения отдачи государственного долга»;
  • третий блок – ​самый интересный для нас. Это новые обязанности, накладываемые законодателем на работодателя. Они возникают как в рамках работы с доставкой повесток, так и в рамках передачи информации во вновь формируемый электронный реестр.

Рассмотрим каждый из названных блоков подробнее.

Два реестра

По результатам законодательной инициативы будет создано 2 взаимо­связанных между собой электронных реестра:

  • реестр воинского учета будет включать в себя всю необходимую информацию о военнообязанных (персональные данные, сведения об учебе, наличии детей и т.п.);
  • реестр повесток, по сути, должен представлять собой персональную, адресованную конкретному человеку «доску объявлений», на которой военнообязанный будет узнавать, выдана ему повестка для явки в военкомат или нет.

Пункт 1.2 ст. 8 Закона о воинской обязанности теперь определяет, что «постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в Реестр воинского учета». В совокупности с возможностью постановки на воинский учет и изменения сведений в нем без явки гражданина, помноженной на требования к органам власти, муниципальным органам и организациям-работодателям (а также ИП) предоставлять в военкоматы необходимые сведения, это означает полную автоматизацию процесса.

По сути, создается еще одно условно независимое звено электронного учета населения, близкое по своему смыслу к тем, что есть сейчас в распоряжении практически всех государственных органов, начиная с органов внутренних дел и налоговой инспекции и заканчивая Фондом пенсионного и социального страхования России.

Так же, как и для данных подсистем, обратная связь с гражданами (как объектами воинского учета) реализуется через портал госуслуг. С точки зрения функционала было бы логично предусмотреть9, что для взаимодействия с военнообязанными в реестре воинского учета будет реализована схема с использованием личного кабинета, аналогичная той, что представлена на сайте Федеральной налоговой службы России (nalog.ru). Напомним, что сейчас для налогоплательщиков реализована не только функция получения уведомлений от налоговой инспекции, но и возможность войти в личный кабинет в системе налогового учета через личный кабинет (по идентификаторам) с портала госуслуг.

К сожалению, текущими поправками подобный механизм прямо не предусмотрен. Есть лишь указание, что уведомления из реестра воинского учета направляются в личный кабинет на госуслугах. Это следует из положений Закона о воинской обязанности, указывающих, что гражданам должна быть обеспечена возможность представления необходимых для осуществления воинского учета документов не только при личной явке гражданина в военный комиссариат, но и с использованием личного кабинета гражданина на портале государственных и муниципальных услуг (функций) (п. 1.2 ст. 8 Закона о воинской обязанности).

В отличие от реестра воинского учета, реестр повесток не содержит никакой информации, связанной с военными обязанностями гражданина. В нем, по сути, не будет ничего, кроме персональных данных и информации о выданных повестках. Зато в этом случае закон прямо предусматривает наличие в реестре повесток личного кабинета, попасть в который можно будет через портал госуслуг. Информацию о повестках гражданину предоставят и в МФЦ. Интересным представляется тот факт, что по умолчанию лицо, ответственное за ведение реестра повесток, не назначено. Законом использована стандартная формулировка10 о последующем назначении оператора Правительством РФ. При этом оператором реестра воинского учета сразу указано Минобороны России (п. 3 ст. 8.3 и п. 5 ст. 8.2 Закона о воинской обязанности).

Кстати, пока соответствующие реестры только формируются, и потому, как указано в Законе № 127‑ФЗ, до начала их эксплуатации все мероприятия воинского учета (в том числе постановка на воинский учет без личной явки, направление повесток в электронной форме, применение временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата) проводятся без них.

Мнение эксперта

Минцифры России разработало проект постановления Правительства РФ, который утвердит:

  • Положение о государственной информационной системе «Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете»;
  • Правила ведения общедоступного реестра направленных (врученных) гражданам, состоящим на воинском учете, повесток.

С его текстом можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов11. Формирование реестра воинского учета предполагается в 3 этапа:

  • на I этапе (со дня вступления проекта в силу12 и по 31.12.2023) Минцифры России создаст реестр и проверит, насколько он методически, организационно и технологически готов к ведению и эксплуатации;
  • на II этапе (с 01.01.2024 по 31.12.2024) Минцифры России введет реестр в эксплуатацию;
  • на III этапе (с 01.01.2025) Минобороны России начнет использовать реестр.

Кстати, по словам главы Минцифры России Максута Шадаева, тянуть с реестром не будут и он заработает уже к осеннему призыву13. Полагаем, что указанные в проекте сроки – это когда реестр заработает в полную силу.

В реестре воинского учета будут содержаться довольно объемные сведения о гражданах, в том числе об их трудовой деятельности, здоровье, судимостях и пр. В частности, туда будут включены:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии);

2) дата рождения;

3) пол;

4) сведения о документе, удостоверяющем личность (вид, серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения);

5) место рождения;

6) электронная почта;

7) телефон;

8) СНИЛС (при наличии);

9) ИНН;

10) место жительства и/или место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и/или месту пребывания;

11) семейное положение, наличие детей;

12) наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;

13) код и наименование военного комиссариата, в котором гражданин состоит на учете;

14) сведения о постановке на воинский учет или снятии с воинского учета;

15) сведения о факте выдачи документа воинского учета;

16) сведения о трудовой деятельности, включая сведения о работодателе;

17) сведения о прохождении обучения, включая сведения об образовательной организации;

18) сведения о состоянии здоровья в следующем объеме:

  • о наличии заболеваний;
  • состоянии на учёте по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотребления наркотическими средствами и другими токсическими веществами;
  • состоянии на учете как инфицированный ВИЧ;
  • состоянии на диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний, с указанием диагноза и даты постановки на учет (наблюдение);
  • наличии инвалидности;

19) идентификатор записи о гражданине в государственном информационном ресурсе;

20) признак наличия у гражданина оснований для предоставления отсрочки или освобождения от призыва на военную службу;

21) наличие административной ответственности в связи с нарушением Закона о воинской обязанности;

22) наличие уголовной ответственности в связи с нарушением Закона о воинской обязанности;

23) наличие уголовной ответственности;

24) иные сведения, определенные Правительством РФ в соответствии с указом Президента РФ.

Помимо общих персональных данных, в реестре воинского учета в автоматизированном режиме будут учитываться следующие сведения:

  • о направлении военными комиссариатами повесток в отношении гражданина;
  • получении гражданами повесток;
  • явке (неявке) граждан по повесткам военных комиссариатов, в том числе подтверждении уважительных причин неявки;
  • применении в отношении граждан временных мер, направленных на обеспечение их явки по повесткам военных комиссариатов, предусмотренных Законом о воинской обязанности;
  • применении мер административной, уголовной ответственности в отношении граждан в связи с нарушением обязанностей, предусмотренных Законом о воинской обязанности;
  • обжаловании гражданами отдельных решений, принимаемых в соответствии с Законом о воинской обязанности, и результатах рассмотрения таких жалоб.

Сведений государственной или иной охраняемой законом тайны в реестре воинского учета не будет.

Его формирование будет обеспечиваться военкомами в автоматическом режиме. Актуализация содержащихся в нем сведений будет осуществляться круглосуточно в режиме реального времени. Гражданин (или его уполномоченный представитель) сможет изменить сведения в реестре воинского учета, подав соответствующее заявление через портал госуслуг.

Реестр воинского учета позволит в автоматическом режиме формировать решения о применении в отношении граждан временных ограничительных мер, чтобы обеспечить их явку по повестке военкомата. Соответствующее решение (а также решение о его отмене) будет направляться в личный кабинет гражданина на портале госуслуг.

Теперь добавим пару слов о реестре направленных (врученных) повесток. Оператором планируется назначить Минобороны РФ. Реестр повесток будет формироваться в автоматическом режиме на основании сведений из реестра воинского учета. Доступ к реестру получат военкоматы и граждане, состоящие на воинском учете.

В состав сведений реестра повесток планируется включить:

1) копии направленных повесток;

2) сведения о военном комиссариате, направившем повестку;

3) дату направления повестки и дату, когда повестка считается врученной;

4) дату явки в военкомат, указанную в повестке;

5) сведения о гражданине, подлежащем призыву на военную службу, которому направлена (вручена) повестка:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • дата рождения;
  • сведения о документе, удостоверяющем личность, включая вид, серию, номер, дату выдачи, наименование или код органа, выдавшего документ;

6) сведения о месте жительства и/или месте пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и/или месту пребывания;

7) способ направления повестки;

8) дату размещения в реестре повесток;

9) факт получения повестки;

10) лицо, получившее повестку;

11) способ получения повестки;

12) факт явки (неявки) в военкомат;

13) подтверждение уважительной причины неявки в военкомат.

Гражданин (его представитель) сможет получить доступ к реестру повесток (своей записи) 3 способами:

  • в личном кабинет гражданина в реестре повесток;
  • в личном кабинете на портале госуслуг (региональном портале);
  • в МФЦ.

Уточнено, что повестка считается врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе, указанном выше.

Военнообязанные и повестки

Пожалуй, эта часть поправок вызвала наибольшее ожесточение и споры. Действительно, когда закон заработает в полную силу, нас ждут 3 глобальных изменения.

Первое – ​полная автоматизация воинского учета с избавлением от необходимости личной явки граждан в военкоматы. Да, для отслуживших и находящихся в запасе эта процедура и так была редким событием. Тем более что с советских времен массово игнорировалась обязанность представлять в военкоматы сведения, необходимые для воинского учета, что в немалой степени и привело к ряду эксцессов при частичной мобилизации 2022 года. Однако для призывников «выходы на прием» в военкомат были более частыми и неизменно приводили к волнениям, в основном для родителей. Теперь, в рамках обычного функционирования системы воинского учета от этого можно будет избавиться. Это, безусловно, приятная новость.

Второе – ​возможность направления повестки в электронной форме. Теперь к обычным бумажным повесткам, направляемым заказным почтовым отправлением или вручаемым военкоматом нарочным, добавилась доставка более прогрессивными способами. В п. 2 ст. 31 Закона о воинской обязанности предусматривается, что повестка в электронной форме направляется гражданину, подлежащему призыву, и считается врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе. Если такого кабинета нет, то повестка считается врученной по истечении 7 дней с даты ее размещения в реестре повесток.

Третье – ​введение «обеспечительных мер» в отношении уклонистов, не явившихся по повестке. Довольно революционная мера, заключающаяся в том, что отказавшийся от выполнения своего гражданского долга военнообязанный может быть временно ограничен в реализации ряда конституционных свобод. «Обеспечительные меры», установленные ст. 7.1 Закона о воинской обязанности, достаточно серьезные:

1) запрет на выезд из России с момента вручения повестки14;

2) если в течение 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, гражданин не явится в военкомат, то к нему могут быть применены следующие дополнительные ограничения:

  • запрет на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
  • запрет на постановку на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»;
  • мораторий на постановку недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и/или государственную регистрацию прав;
  • ограничение на пользование правом на управление транспортными средствами;
  • запрет на государственную регистрацию транспортных средств;
  • отказ в заключении кредитного договора или договора займа;
  • иные запреты, которые могут быть установлены органами государственной власти субъектов РФ.

Все запреты носят автоматический характер, формируются программой и не требуют каких-либо дополнительных распоряжений. Решение об отмене временных мер так же формируется программой в течение суток с момента внесения в базу данных о явке гражданина по повестке или подтверждения уважительных причин неявки. Уважительность причин неявки можно подтвердить предоставлением документов через личный кабинет на госуслугах. Данные запреты могут быть оспорены:

  • как в досудебном,
  • так и в судебном порядке

аналогично обычному оспариванию административных решений государственных органов.

Работодатель и воинский учет

Базовые обязанности организаций, в том числе и работодателей, содержатся в ст. 4 Закона о воинской обязанности. Сравним редакции этой статьи до текущей реформы и после нее (Таблица).

Таблица. Сравнение редакций ст. 4 Закона о воинской обязанности «Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности»

Было (в ред. до 14.04.2023) Стало (в ред. от 14.04.2023) Примечание
Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны Как видим, обязанность не изменилась. Добавилась лишь еще одна форма уведомления работодателя о повестках для их сотрудников
оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток) от военных комиссариатов
обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов Текст правовой нормы остался прежним. Обязанность, соответственно, также не претерпела изменений
направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете направлять необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или при наличии технической возможности с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ​Портал государственных и муниципальных услуг (функций)), в порядке, установленном Правительством РФ Изменился срок уведомления: теперь вместо 14 дней только 5.
Детализирован порядок направления информации в военкоматы. Появилась возможность направлять информацию через страницу организации на специализированных порталах
направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете; направлять в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, в течение 3 рабочих дней, в том числе с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Изменился срок уведомления, теперь вместо 14 дней только 3.
Детализирован порядок направления информации в военкоматы
вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет Текст правовой нормы остался прежним. Обязанность, соответственно, также не претерпела изменений
(обязанность отсутствует) фиксировать отказ гражданина от вручения повестки по месту работы (учебы) гражданина руководителями или другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций – путем проставления на повестке указанными работниками, руководителями или должностными лицами отметки, содержащей дату отказа, должность, подпись, инициалы и фамилию лица, вручавшего гражданину повестку, а также подписи, инициалы и фамилии присутствовавших при этом лиц При вручении повестки по месту работы у работодателя появилась обязанность проставлять дату отказа от ее получения работником. При этом из текста нормы можно сделать вывод, что при вручении повестки должны присутствовать свидетели в количестве более одного (используется множественное число – ​«лиц»). То есть подразумевается вручение повестки в порядке, аналогичном порядку вручения документов кадрового характера, предусматривающих возможность составления «акта отказа от подписи»15

Рассматриваемая статья также пополнилась дополнительным указанием: военные комиссариаты вправе направлять вызовы (повестки) в организации в отношении граждан – работников таких организаций в письменной и/или электронной форме. На наш взгляд, стоит подробнее остановиться на том, что в данной ситуации подразумевается под электронной формой. С правовой точки зрения любая корреспонденция может считаться надлежащим образом направленной только в том случае, если адрес, по которому она отправлена, однозначно ассоциирован с конкретной организацией. Возможностью создать такую неразрывную связь обладает Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), в котором, среди прочего, должен содержаться и адрес электронной почты работодателя – ​юридического лица16. Однако данное требование сравнительно новое17, и у многих компаний электронные адреса в ЕГРЮЛ до сих пор не включены. Представляется, что в этом случае дополнительным каналом связи для электронных сообщений военкоматов станут порталы государственных и муниципальных услуг (mos.ru, gu.spb.ru, gu.nnov.ru и т.п.), естественно после того как Правительство РФ регламентирует такое взаимодействие.

Отдельно отметим, что закон никоим образом не связывает обязанности организации с прочтением электронной корреспонденции от военкомата. Указывается только о направлении повестки / вызова. Учитывая неиллюзорные административные штрафы за нарушение порядка ведения воинского учета, требования к ведению документооборота электронных обращений в организации значительно увеличиваются. Не будем приводить примеры из серии: руководитель организации может быть признан соучастником по ст. 328 Уголовного кодекса РФ, как лицо, помогающее уклоняться от прохождения воинской службы, когда вместо вручения повестки оформляет сотруднику длительный отпуск. Экзотичность подобной ситуации, несмотря на ее теоретическую возможность, в текущих условиях понимают все18. Однако и административная ответственность для должностных лиц имеет место. Лицо, ответственное за ведение воинского учета в организации, и ее руководитель могут быть привлечены к ответственности, если:

  • не вручили повестку или не обеспечили работнику возможность свое­временной явки (штраф составит от 1000 до 3000 руб. по ст. 21.2 КоАП РФ);
  • не подали сведения о приеме и увольнении военнообязанных (штраф от 1000 до 5000 руб. по ст. 21.4 КоАП РФ);
  • не подали списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (штраф от 1000 до 3000 руб. по ст. 21.1 КоАП РФ)19.

Мнение эксперта

Минобороны России разработало изменения20 в Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663). В поправках указано, что военкоматы будут формировать электронные личные дела призывников с использованием государственных информационных ресурсов и систем. Все будет осуществляться в автоматизированном виде. Вручаться повестки будут:

  • лично под подпись работниками военкоматов;
  • лично по месту работы (учебы) руководителями, другими сотрудниками организации;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу места жительства или пребывания;
  • в электронном виде в личный кабинет на портале госуслуг.

В Положение также добавили нормы о досудебном обжаловании решения призывной комиссии. Подать жалобу в призывную комиссию можно в электронном виде через портал госуслуг или через МФЦ на бумажном носителе.

Когда документ будет принят, мы подробно расскажем обо всех изменениях и новых обязанностях работодателей.

Военные сборы и электронные повестки

В мае Президентом РФ был подписан указ о призыве на военные сборы21. Уже стало традиционным, что несекретная часть документа не содержит полезной информации. В этой открытой для широкой публики части нет ничего, кроме констатации, что в 2023 году военные сборы состоятся, и обязания всех министерств и иных ведомств обеспечить их проведение.

Итак, находящихся в запасе граждан будут направлять на сборы в Вооруженные силы РФ, войска Национальной гвардии, органы государственной охраны и органы Федеральной службы безопасности РФ. В соответствии с Законом о воинской обязанности военные сборы могут длиться до 2 месяцев и бывают 2 типов:

  • учебные сборы;
  • сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов (далее – ​проверочные сборы).

Порядок призыва на военные сборы определяется отдельным постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности». Каких-либо изменений в данный документ после принятия Закона № 127‑ФЗ не вносили.

В утвержденном указанным постановлением Положении о проведении военных сборов нет упоминаний об электронных повестках. Согласно его п. 12: «Оповещение граждан о призыве на учебные сборы осуществляется заблаговременно. Гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки по форме согласно приложению № 1». Форма повестки, изложенная в приложении № 1, не предусматривает возможности ее вручения в электронном виде, поскольку подразумевает наличие отрывного корешка, и имеет реквизиты в виде подписи, ф.и.о. получившего повестку!

Впрочем, представители законодательной власти не исключают, что повестки на военные сборы в тестовом режиме будут рассылаться и в электронной форме. Об этом заявлял, в частности, председатель думского комитета по обороне Андрей Картаполов22. Отметим, что на текущий момент легитимность подобных сообщений вызывает определенные вопросы. Закон о воинской обязанности не оперирует единым термином «призыв», а четко различает понятия «призыв на военную службу» и «призыв на военные сборы» (см. ст. 1). Даже на уровне Правительства РФ порядок призыва в каждом из случаев регулируется разными актами23.

В части регулирования порядка вручения электронных повесток п. 2 ст. 31 Закона о воинской обязанности достаточно определенно указывает, что речь идет именно «о призыве на военную службу». Соответственно, на наш взгляд, направление любых вызовов на военные сборы до внесения изменений, как минимум в соответствующее постановление Правительства РФ, может носить только информационный, но ни к чему юридически не обязывающий характер. Впрочем, брать на себя смелость предлагать игнорировать подобные уведомления мы не будем. Как показывает практика, в спорных вопросах законодательства большую роль может сыграть конъюнктура и текущая политическая обстановка. Возможность применения правовой нормы по аналогии никто не может отменить, а какие обстоятельства и что именно считать аналогией, может решить только суд. Проверять пределы данной возможности мы настоятельно не рекомендуем. Отказ от исполнения воинских обязанностей, кроме моральной стороны вопроса, может привести к вполне реальной ответственности.

В заключение хотелось бы отметить несколько заслуживающих, на наш взгляд, внимания моментов. Прежде всего, ситуация с воинским учетом в нашей стране радикально меняется. В этой связи работодатель может ожидать

  • как появления дополнительных обязанностей;
  • так и более жесткого требования соблюдения ранее установленных законом, но повсеместно игнорируемых. Мы уже отмечали выше, что обязанность предоставлять сведения в военкоматы по работающим в организации военнообязанным многими работодателями долгое время не выполнялась. Учитывая переход взаимодействия в электронный формат, с регулярным предоставлением военкоматам данных налоговыми органами и СФР России, можно ожидать и увеличения количества штрафов для работодателей. Ведь в текущем, в значительной мере оцифрованном, мире достаточно просто отследить, где военнообязанный получает заработную плату, и при необходимости задать вопрос его работодателю. На этом фоне можно ожидать в ближайшее время:
    • появления новых подзаконных актов Правительства РФ, формализующих электронную форму подобной отчетности;
    • как минимум серьезной переработки Положения о воинском учете (утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719) с целью приведения его в соответствие с изменившимся федеральным законодательством.

К этому необходимо быть готовыми и уже начать исправлять недоработки, которые были допущены в компании ранее.

Сноски 23

  1. Федеральный закон от 14.04.2023 № 127‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ​Закон № 127‑ФЗ). Вернуться назад
  2. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53‑ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ​Закон о воинской обязанности). Вернуться назад
  3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196‑ФЗ «О безопасности дорожного движения». Вернуться назад
  4. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114‑ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Вернуться назад
  5. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ​Закон № 129‑ФЗ). Вернуться назад
  6. Федеральный закон от 21.12.2013 № 353‑ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Вернуться назад
  7. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Вернуться назад
  8. Федеральный закон от 03.08.2018 № 283‑ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вернуться назад
  9. Это лишь предположение о наиболее удобном формате взаимодействия. Однако надо помнить, что пожелания пользователей и практика, особенно когда она касается государственных контрактов на разработку программного обеспечения, далеко не всегда совпадают. Многолетние проблемы, имевшие место при создании единого реестра недвижимого имущества, могут служить тому подтверждением. Вернуться назад
  10. См. например, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209‑ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2022 № 572‑ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и др. Вернуться назад
  11. https://regulation.gov.ru/projects#npa=138095 Вернуться назад
  12. Предполагается, что он вступит в силу с 01.07.2023. Вернуться назад
  13. https://ria.ru/20230517/reestr-1872352566.html Вернуться назад
  14. На наш взгляд, в п. 3 ст. 7.1 Закона о воинской обязанности содержится явный артефакт: «в случае неявки по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке», указывающий:
    — как на то, что, вероятно, по первоначальному замыслу запрет должен был вводиться позднее дня вручения повестки в срок, аналогичный применению иных мер воздействия;
    — так и на то, что поправки готовились в сильной спешке.
    Кстати, по состоянию на дату передачи статьи в печать (24.05.2023) Госдума России приняла в трех чтениях законопроект № 1231732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”», согласно которому, среди прочего, установлено, что в случае, если гражданину РФ ограничен выезд из России, то его загранпаспорт в течение 5 рабочих дней со дня доведения до него решения об ограничении права на выезд подлежит передаче на хранение до истечения срока этого временного ограничения либо истечения срока действия загранпаспорта в выдавшее документ ведомство. В противном случае непередача без уважительной причины загранпаспорта на такое хранение будет являться основанием для признания загранпаспорта недействительным. Вернуться назад
  15. Отметим, что на наш взгляд, здесь наблюдается еще один артефакт, указывающий на скорость подготовки законопроекта. Обязанность работодателя оказалась в статье об обязанностях военно­обязанных (ст. 31 Закона о воинской обязанности). Вернуться назад
  16. Подпункт «в.1» п. 1 ст. 5 Закона № 129‑ФЗ. Вернуться назад
  17. Начал действовать с 30.09.2014. Вернуться назад
  18. Впрочем, это не означает, что при изменении политической обстановки ситуация из разряда «экзотическая» не перейдет в разряд «обыденная». Поэтому нужно тщательно следить за тенденциями в судебной практике и руководящими разъяснениями Пленума ВС РФ. Вернуться назад
  19. Работодатели представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября – ​списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (по подп. «в» п. 32 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719). Вернуться назад
  20. https://regulation.gov.ru/projects#npa=137931 Вернуться назад
  21. Указ Президента РФ от 10.05.2023 № 333 «О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2023 году». Вернуться назад
  22. https://rg.ru/2023/05/10/kartapolov-rasskazal-kak-budut-prihodit-povestki-na-voennye-sbory.html Вернуться назад
  23. См. также постановление Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации». Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Чем запомнился 2023 год и что ждать работодателям от 2024 года?

Прошлый год, как и предыдущие два, оказался непростым для работодателей. Изменений в трудовом законодательстве немало и многие непосредственно влияют на работу кадровиков. Приходится разбираться в воинском учете, а также законодательстве о защите персональных данных. Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил экспертов выделить наиболее резонансные изменения 2023 года и рассказать, чего они ждут от 2024 года. Будете в курсе прогнозов: по какому пути, скорее всего, пойдет трудовое законодательство и каких тенденций в судебной практике работодателям и кадровым службам стоит опасаться уже сейчас.

Елена Кожемякина: «Три самые опасные темы для работодателя: персональные данные, воинский учет и охрана труда»

В прошлом году на кадровые департаменты легло немало сложной работы (в частности, многочисленные изменения в охране труда). К тому же на горизонте маячат довольно высокие штрафы, например, в области персональных данных и ведения воинского учета (обе сферы, скажем так, не чисто кадровые). О самых рисковых областях работы, которым следует уделить особое внимание работодателям в 2024 году, журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» поговорил с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.

Семь изменений 2023 года, которые требуют корректировки ЛНА

Наступил новый год. Не стоит сомневаться, что он принесет нам целый ряд изменений трудового законодательства. Но все ли изменения за 2023 год уже учтены в работе? Напоминаем о ключевых из них и говорим о том, какие основные правки надо внести в локальные нормативные акты в связи с этим. В частности, затрагиваем вопросы, касающиеся работников с детьми-инвалидами, несовершеннолетних, вахтовиков, водителей, а также порядка выплаты премий, воинского учета и персданных.

Как организовать воинский учет?

Как организовать ведение воинского учета в организации, где воинский учет не велся?

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Работник отказался подписывать документ. Как составить акт?

В конфликтных ситуациях суды всегда исследуют документы на наличие в них подписи (в т. ч. об ознакомлении) сотрудника, с которым идет спор. Логика понятна: если на документе отсутствует его подпись, значит, он, вероятнее всего, не был ознакомлен с этим документом. Но злоупотребляют в трудовых конфликтах не только работодатели, но и работники, которые часто отказываются от удостоверения своей подписью факта ознакомления с документами. Чтобы защититься в подобных ситуациях, работодателю необходимо составить акт об отказе работника поставить подпись об ознакомлении. Что нужно предусмотреть в акте, какие данные следует в него включить? Можно ли вместо составления акта ограничиться отметкой на приказе об отказе от подписи? Должен ли отказавшийся от подписи сотрудник присутствовать при составлении акта? Сколько лиц должно быть в комиссии, составляющей акт, и может ли он быть составлен без комиссии? В статье проводим образцы актов под различные ситуации и отвечаем на вопросы читателей, поступившие в издательство.

Кого включать в график отпусков?

Давайте разбираться, нужно ли в график отпусков включать мобилизованных, работниц в отпуске по беременности и родам, а также сотрудников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Ведь с мобилизованными трудовой договор приостановлен, а молодые мамы или лица, ухаживающие за ребенком, уже находятся в отпуске. Приводим образцы оформления графика отпусков для этих ситуаций. Поводом для написания статьи стал вопрос читателя нашего журнала.

7 ответов на кадровые вопросы по мобилизованным

Что делать, если работник исчез без предъявления повестки или не успел оформить заявление о приостановлении действия трудового договора, как того требует ТК РФ? А если он пропал и скрывается, не будучи официально мобилизованным? Как работодателю принять нового работника на место мобилизованного? Как уволить срочника после возвращения мобилизованного? Что делать с замещающим работником, если мобилизованный не вышел на работу после окончания мобилизации и его уволили за это? По каким основаниям разрешено увольнять мобилизованных? Как прекратить трудовой договор в случае смерти или признания безвестно отсутствующим ранее мобилизованного сотрудника? В статье даем ответы на эти вопросы и разбираем связанные с ними ситуации. Приводим образцы отдельных формулировок и оформления документов: условия трудового договора о сроке его действия при заключении с работником, замещающим мобилизованного, и приказа о приеме на работу; допсоглашения к трудовому договору с замещающим мобилизованного о том, что он трансформируется в действующий неопределенный срок в связи с увольнением замещаемого сотрудника; приказа об увольнении в связи с невыходом на работу в течение 3 месяцев после окончания военной службы по контракту, записей в бумажную трудовую книжку и подраздел ЕФС-1 для этой ситуации; приказа о прекращении трудового договора в связи со смертью работника и расписки в получении трудовой книжки погибшего работника его супругой.