Top.Mail.Ru
Не секрет, что процедура сокращения часто используется работодателями не столько ради увольнения работников, сколько с целью заставить их «подвинуться», согласившись на ухудшение условий труда. Однако и в такой ситуации работодателям бывает непросто провести процедуру сокращения работников, ничего при этом не нарушив. Предлагаем понятный и универсальный алгоритм сокращения с образцами документов. Закон позволяет упростить процедуру сокращения, поэтому мы также разбираем, когда этим можно воспользоваться и к каким последствиям для работодателя приведет такой подход, кто может выступить инициатором досрочного сокращения и может ли вторая сторона отказать, какие особые документы нужно будет оформить. Показываем, как при необходимости отменить ранее принятое решение о сокращении. Вы узнаете и о том, какая ответственность грозит работодателю за незаконное увольнение по сокращению численности или штата работников.

В первую очередь

Как только работодатель принял нелегкое решение об оптимизации расходов на персонал путем сокращения численности или штата работников 1, ему важно приступить к проведению кадровых мероприятий максимально ответственно. При этом нужно понимать, что начинать процедуру сокращения следует, когда решение о сокращении принято окончательно, поскольку сотрудники, узнав о предстоящем сокращении, немедленно начнут поиск нового места работы, чтобы после завершения процедуры сокращения им было куда перейти трудиться.

Если же решение работодателя окажется не окончательным, но озвученным, часть сотрудников, еще даже не получив уведомления о сокращении, могут найти новую работу и их уход из компании будет бесповоротным.

Поэтому, затевая сокращение, работодатель должен сразу иметь представление о том, каким будет результат «перекройки» штата.

Например, на практике бывает, что работодатель, пересматривая штатную структуру и численность персонала, на самом деле не ставит перед собой цель уволить работников, а планирует оптимизировать их функционал, режим работы и заработную плату или какие-то иные условия трудовых договоров, связанные для него со значительными расходами, используя процедуру сокращения, предусмотренную законом.

Это и понятно, ведь не всегда возможно заключить с работником дополнение к трудовому договору об изменении должности, графика работы и заработной платы. Нет ничего удивительного в том, что зачастую сотрудники добровольно не соглашаются работать в ухудшенных условиях. А вот в результате проведения работодателем процедуры сокращения сотрудники, скорее всего, будут вынуждены работать в ухудшенных условиях, согласившись на предлагаемые им работодателем позиции. Оговоримся, что в подобной ситуации речь идет, конечно, о недобросовестных работодателях. В этом случае закон не содержит инструментов для защиты сотрудников: ведь если работники не согласятся на новые условия работы, предлагаемые им в рамках процедуры сокращения, они будут уволены, к чему не все оказываются готовы (трудности с поиском новой работы из-за наличия малолетних детей, кредиты и пр.).

Но даже если работодатель ведет себя добросовестно и реально проводит сокращение сотрудников, ситуация для последних от этого не является менее болезненной. Защищая свои интересы, работники часто пытаются оспорить законность сокращения, и многим это удается, но лишь только по причине нарушения работодателем установленной законом процедуры.

Поэтому кадровикам, которые стоят на страже интересов работодателя, следует более внимательно относиться к процедурным моментам во избежание отмены принятых кадровых решений по формальному признаку.

Далее последовательно рассмотрим основные документы, которые необходимо оформить любому работодателю для признания сокращения легитимным.

Приказ о сокращении

Документально процедура сокращения начинается с издания приказа о внесении изменений в штатное расписание организации и проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников (это могут быть два отдельных приказа или один, как показано в Примере 1).

Пример 1. Приказ о внесении изменений в штатное расписание и проведении мероприятий по сокращению численности и штата работников

Не позднее чем за 2 месяца до предстоящего сокращения работодателю следует уведомить:

  • каждого работника о предстоящем сокращении путем вручения под личную подпись письменного документа, в котором одновременно целесообразно предложить работнику имеющиеся в организации вакансии, соответствующие его квалификации, а также вакантные нижестоящие должности и/или нижеоплачиваемую работу (ч. 1 и 2 ст. 180 ТК РФ) 2;
  • службу занятости населения, разместив на портале «Работа России» сообщение о сокращении 3;
  • выборный орган первичной профсоюзной организации (при его наличии в организации, что само по себе уже редкость) 4. Тут есть уточнение: работодатель обязан в письменной форме сообщить указанному органу о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ при принятии решения об этом и не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Если же решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников – не позднее чем за 3 месяца. При этом критерии массового увольнения определяются в отраслевых и/или территориальных соглашениях.

Приведем образец уведомления работника о предстоящем сокращении(Пример 2).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Подтверждение состояния опьянения у работника

Что считается появлением на работе в состоянии опьянения? Когда есть основания полагать, что сотрудник находится в состоянии опьянения, которое влечет за собой применение работодателем мер дисциплинарной ответственности? Можно ли привлечь к ответственности сотрудника, которого застали в нетрезвом виде в командировке (либо на пути к месту командирования или обратно)? А если он пришел пьяным на работу, но во время своего отгула или даже отпуска? Когда состояние опьянения не повод для увольнения? Как составить акт о нахождении на работе в состоянии опьянения и что делать, если работник отказывается его подписывать? Как поступить, если работник отказывается пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения или предоставить акт работодателю? В статье найдете ответы на все эти вопросы, подборку судебной практики по спорным моментам, а также образцы документов: акта о нахождении сотрудника на работе в состоянии алкогольного опьянения, направления его на медосвидетельствование, запроса о предоставлении акта освидетельствования, приказа об отстранении от работы в связи с появлением в состоянии алкогольного опьянения и актов об отказе сотрудника с ним ознакомиться, об отказе предоставить письменное объяснение, приказа о допуске к работе.

Как составить уведомление об увольнении в связи с неудовлетворительными результатами испытания?

Как правильно составить уведомление работнику об увольнении в связи с неудовлетворительными результатами испытания? Насколько это правомерно? Какие для этого требуются документы?

Можно ли по заявлению работницы издать приказ об увольнении текущей датой, но с указанием даты увольнения более 25 лет назад?

Бывшая работница оформляет пенсию, потребовалось подтверждение стажа в учреждении. Работодатель обнаружил, что приказ об увольнении не издан. Работница просто не вышла из декретного отпуска более 25 лет назад, заявление не подавала, приказ об увольнении забыли издать. Можно ли сейчас по заявлению работницы издать приказ о ее увольнении текущей датой, но с указанием прошлой даты невыхода на работу?

Можно ли наказать за курение на работе

Анализируем судебную практику, касающуюся того, какие ошибки допускают работодатели и реально ли наказать курильщиков, в частности, за что конкретно может ответить сотрудник. Объясняем, как доказать факт курения сотрудника в неположенном месте и пр. Узнаете, с какими сложностями на практике сталкиваются работодатели, не определившие в трудовом договоре рабочее место сотрудника, не установившие в локальных нормативных актах места для курения, количество и продолжительность перекуров в течение рабочего дня (смены). Даем рекомендации, какие меры предпринять, чтобы свести к минимуму риски оспаривания работниками-курильщиками примененных в отношении них мер воздействия.

Все об уведомлениях работников

По ТК РФ работодателю в конкретных случаях необходимо уведомлять работников в определенный срок. Свели в таблицу перечень случаев, о которых ТК РФ требует работодателя предупреждать работника в письменном виде под подпись (с указанием сроков, нарушение которых может дорого обойтись организации). Объяснили, как оформлять уведомления на бумаге (11 примеров): дали состав обязательных реквизитов, образцы готовых документов, варианты оформления отметки о получении документа работником и отметки с его ответом на предложение работодателя. Показали журнал регистрации уведомлений. Разобрались со сложным вопросом документирования факта и даты выполнения работодателем своей обязанности, если работник отказывается расписываться в получении уведомления на экземпляре работодателя.

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Сложные вопросы составления и внесения изменений в штатное расписание

Трудовое законодательство не устанавливает особых требований к штатному расписанию. В связи с этим при его составлении у работодателей возникает множество вопросов. В этой статье мы собрали ответы на самые злободневные и часто встречающиеся вопросы наших читателей.

Выдача СТД-Р при увольнении и во время работы

С 2020 года перечень документов, выдаваемых работнику при увольнении, пополнился сведениями о трудовой деятельности по форме СТД-Р. Ответим на наиболее частые вопросы, которые волнуют кадровиков: кому выдавать такие сведения, в какие сроки и в какой форме, необходимо ли заявление от работника, как фиксировать выдачу документа: надо ли вести журнал об этом и брать с работника подпись, какая ответственность предусмотрена за невыдачу СТД-Р? В вашем распоряжении также будут образцы необходимых документов.