Как правильно назвать приказ об утверждении и введении в действие ЛНА?
Был разработан локальный нормативный акт организации. Как корректно назвать приказ: «О введении в действие» или «Об утверждении и введении в действие»?
Обязательно ли штатное расписание? И какая ответственность грозит работодателю за его отсутствие?
Статьи 15 и 57 ТК РФ определяют трудовую функцию как «работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации». Следовательно, если работник принят на должность (профессию), работодатель обязан иметь штатное расписание.
Напомним, как определить, принимается работник на должность или профессию:
Отсутствие штатного расписание проверяющие органы расценивают как общее нарушение трудового законодательства, ответственность за которое наступает по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ 1:
Поскольку ТК РФ регулирует отношения между работником и работодателем, то «штатку» обязаны оформлять не только организации, но и ИП-работодатели.
Имейте в виду: отсутствие штатного расписания не делает трудовые договоры, заключенные с работниками, недействительными. Работник считается принятым на указанную в договоре должность (профессию) даже при отсутствии «штатки».
Без штатного расписания могут обходиться на законном основании только:
Штатное расписание оформляет структуру организации, то есть закрепляет:
Работодатель свободно принимает решение о структуре штатного расписания 4.
По штатному расписанию планируют и анализируют затраты на оплату труда работников. Этот документ вообще изначально был инструментом планирования, перечень штатных позиций и количество единиц по ним рассчитывали экономисты, используя различные нормативы.
Суды, рассматривая законность увольнения, практически всегда запрашивают «штатку», чтобы определить наличие вакансий, которые работодатель мог бы предложить увольняемому работнику. Да и вообще невозможно доказать правомерность действий работодателя при сокращении штата или численности работников, если штатное расписание никак не оформлено.
При проведении спецоценки условий труда (СОУТ) по штатному расписанию определяют количество рабочих мест, подлежащих СОУТ.
Штатное расписание работодатель обязан предъявить и при вызове на «зарплатную» комиссию (при администрациях районов и городов), и в налоговую службу, если работники вашей компании получают зарплату меньше МРОТ.
Кто должен составлять штатное расписание и в каком порядке оно оформляется?
Законодательство не определяет круг лиц, которые должны разрабатывать этот документ. В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) обязанность по составлению штатного расписания была вменена экономисту по труду 5. Сейчас такая должность есть далеко не во всех компаниях. Поэтому руководитель организации вправе самостоятельно составить «штатку» или возложить обязанность по ее подготовке на другого работника: заместителя директора, главного бухгалтера, руководителя кадровой службы и т. п. Указанную обязанность лучше всего закрепить либо в должностной инструкции, либо в трудовом договоре.
Последовательность действий при разработке штатного расписания нигде не прописана. Вы можете разработать свой или использовать наш алгоритм.
1. Для начала следует издать приказ о разработке штатного расписания. ТК РФ не обязывает оформлять такой приказ, однако он позволяет решить организационные вопросы:
2. Составить проект. Штатное расписание составляют либо по унифицированной форме № Т-3 6, либо по самостоятельно разработанной форме, которую нужно утвердить приказом руководителя или предусмотреть в учетной политике 7. Подобнее об этом скажем далее.
3. Согласовать проект. Необходимость согласования определяет работодатель. Однако учредительными документами может быть установлена обязанность согласовывать штатное расписание с участниками общества (тогда в левом верхнем углу проекта оформляется гриф согласования).
Процесс согласования с должностными лицами организации целесообразно регламентировать, например, в Инструкции по делопроизводству. В организациях, применяющих ЭДО, согласование может проводиться в электронной форме.
Визы согласования должностных лиц обычно проставляют:
Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для
этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:
А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!
Был разработан локальный нормативный акт организации. Как корректно назвать приказ: «О введении в действие» или «Об утверждении и введении в действие»?
В ТК РФ отсутствуют понятия «ставка», «штатная единица» и «должностная единица». Порою при обсуждении кадровых вопросов из-за этого возникают разногласия и банальное непонимание собеседника. Например, штатное расписание предусматривает 2 штатные единицы слесаря на 0,5 ставки по каждой из них. Получается, что если работает 4 человека по 0,25 каждый, то штатные единицы «закрыты» и вакантных мест нет. Как это расписать правильным кадровым языком? И как понятие «должностная единица» соотносится с понятиями «должность», «профессия», специальность»? В статье дадим ответы на подобные часто встречающиеся вопросы и научим использовать в документах правильные формулировки, которые помогут избежать конфликтов с работниками, претензий со стороны проверяющих, а в некоторых ситуациях уберегут и от судебных тяжб.
Разъясняем отдельные особенности составления и оформления приказов. В частности, какую терминологию лучше использовать: «признать утратившим силу», «считать утратившим силу» или «отменить» приказ? Когда писать «утвердить», а когда «утвердить и ввести в действие»? Когда приложения к приказу нумеруются, достаточно ли написать только «прилагается»? Можно ли для удобства оформить ниже текста приказа список приложений, как в сопроводительном письме? Каков порядок внешнего согласования документа и утверждения его приказом?
Показываем, каким образом можно изменить состав комиссии, утвержденной приказом: какое наименование дать приказу, в каком порядке вносить изменения, исключая старых участников и добавляя новых, когда лучше сделать точечные изменения, а когда утвердить полностью новый состав. Приводим образцы приказов (с пояснениями, когда и что лучше выбрать), вносящих изменения в локальные нормативные акты, с изложением раздела / пункта в новой редакции, отменой некоторых пунктов ЛНА, введением в действие новой версии.
На практике встречаются ситуации, когда работодатель устанавливает разные оклады по одинаковой должности (профессии): вводит «вилку» окладов в штатное расписание и (или) просто в индивидуальном порядке прописывает в трудовых договорах оклад каждому работнику. Законно ли это? Как суды в последнее время смотрят на практику установления различных окладов по одной и той же должности (профессии)? Ответим на эти и связанные с ними вопросы в статье.
Кадровые документы теперь можно создавать, подписывать, использовать и хранить в электронном виде. Бумажные экземпляры при этом не нужны. В список исключений попали только несколько документов. Кадровый эксперимент, длившийся в России больше года, завершился 15 ноября. Уже на следующий день Госдума РФ приняла закон с поправками в ТК РФ. Меньше чем за неделю он получил одобрение Совета Федерации РФ и подпись Президента РФ. Основная масса поправок вступила в силу в день опубликования – 22.11.2021. Теперь участники эксперимента и любые другие организации могут полноценно вести кадровый электронный документооборот (КЭДО). Как начать обмениваться с работниками кадровыми документами в электронном виде и соблюдать требования закона, разбирает Юлия Попова, руководитель направления кадрового ЭДО в .
Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.
В ТК РФ отсутствуют понятия «ставка», «штатная единица» и «должностная единица». Порою при обсуждении кадровых вопросов из-за этого возникают разногласия и банальное непонимание собеседника. Например, штатное расписание предусматривает 2 штатные единицы слесаря на 0,5 ставки по каждой из них. Получается, что если работает 4 человека по 0,25 каждый, то штатные единицы «закрыты» и вакантных мест нет. Как это расписать правильным кадровым языком? И как понятие «должностная единица» соотносится с понятиями «должность», «профессия», специальность»? В статье дадим ответы на подобные часто встречающиеся вопросы и научим использовать в документах правильные формулировки, которые помогут избежать конфликтов с работниками, претензий со стороны проверяющих, а в некоторых ситуациях уберегут и от судебных тяжб.