Увольнение в период карантина. ТОП-5 спорных ситуаций

За время пандемии новой коронавирусной инфекции и связанных с нею неблагоприятных явлений в финансово-экономической сфере между работниками и работодателями возникло немало споров. Кому-то из сотрудников «срезали» премиальные выплаты, кого-то «добровольно-принудительно» перевели на полставки. А кого-то вообще уволили. Проанализируем судебную практику и разъяснения Роструда по поводу законности расторжения трудовых договоров в этот сложный период по различным основаниям. Специалисты кадровой службы смогут проверить, все ли их действия были законными и оценить риски в случае споров с работниками. А если разбирательство в суде уже идет – ​подкрепить свою позицию дополнительными аргументами, проверенными на практике. Или, наоборот, пойти с конфликтным сотрудником на мировую с минимальными для работодателя потерями.

Ситуация 1. Увольнение из-за форс-мажора

В ТК РФ есть норма, в соответствии с которой при наступлении форс-мажорных обстоятельств трудовой договор подлежит прекращению. Процитируем ее полностью:

Фрагмент документа
Пункт 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ

Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

<...>

7) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

<...>

Многие компании посчитали, что распространение коронавируса – это типичный форс-мажор. Тем более что в процитированной норме встречается слово «эпидемия». А раз так, то они имеют полное право прекратить трудовые договоры с работниками. Вот только судебная практика показала, что такая логика ошибочна. Рассмотрим характерное дело и разберем аргументы обеих сторон спора.

Судебная практика

Известная авиакомпания прекратила трудовой договор с одним из своих работников по п. 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. В обоснование такого решения она привела сразу несколько аргументов.

Во-первых, аэропорты большинства стран оказались закрыты. Из-за этого авиакомпания полностью прекратила международные перевозки. В таких условиях подразделение, в котором работал сотрудник, уже не могло выполнять свои функции. Во-вторых, в Москве указом Мэра от 05.03.2020 № 12-УМ ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с последовавшими изменениями и дополнениями был введен режим повышенной готовности из-за распространения коронавируса. Введение такого режима компания не могла предполагать, даже при всей осмотрительности. Таким образом, по мнению работодателя, чрезвычайные обстоятельства были налицо.

Вот только суд с этими доводами не согласился. Режим чрезвычайной ситуации в Москве никто не вводил, эпидемию официально не объявляли. По сути, имел место временный простой. А он основанием для прекращения трудового договора не является. В итоге сотрудник был восстановлен в должности, с компании взыскали зарплату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда и расходов на представителя (решение Видновского городского суда Московской области от 26.05.2020 по делу № 2-3066/2020).

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Об оформлении удаленной работы главного бухгалтера, находящегося в Турции

В июле 2019 года главбух в связи с рождением ребенка ушла в декрет. По устной договоренности с генеральным директором она работает дома. По документам никаких изменений в ее работе нет, получает полную зарплату, табель закрываем «8». На основании указов мэра Москвы ее перевели двумя приказами на дистанционную работу до окончания ограничений. Приказы подписаны генеральным директором, отправлены главбуху по электронной почте. Но отметки об их получении и ознакомлении с ними нет. Работница приказом была отправлена в отпуск с 1 по 15 октября. Отпускные выплачены. Она улетела в Турцию и по устной договоренности с генеральным директором после завершения отпуска осталась работать удаленно в Турции. На сегодняшний момент (ноябрь 2020 г.) между генеральным директором и главным бухгалтером возникли разногласия, и встал вопрос, как юридически правильно («задним числом») оформить ее удаленную работу, чтобы, учитывая ситуацию с COVID, генеральный директор не мог нести ответственность и риски (как работодатель) за сотрудника, который находится на удаленной работе в Турции?

Что выбрать: «удаленка», «дистанционка», надомная работа или фриланс?

Пандемия коронавируса стимулирует бизнес осваивать непривычные формы организации труда. Еще недавно работодатели ставили под сомнение эффективность труда сотрудника при дистанционной работе. В настоящий момент многие организации изменили свой подход. ТК РФ регулирует дистанционную, надомную и отдельно – работу на дому (при отпуске по уходу за ребенком и пр.). Депутаты рассматривают законопроект о регламентировании временной и комбинированной дистанционной (удаленной) работы. При переводе сотрудников на «удаленку» некоторые работодатели допускают ошибки, неправильно используя термины, отражающие особенности условий труда. Расскажем, чем они отличаются, а также с какими преимуществами и минусами придется столкнуться.

Как привлечь «дистанционщика» к дисциплинарной ответственности

Все больше компаний переводит сотрудников на дистанционную работу. Такой подход обусловлен новыми техническими возможностями и профилактикой распространения коронавирусной инфекции. Но не все работодатели осознают, что регулирование труда дистанционного работника отличается от установленных общих правил. Чаще всего проблемы возникают при привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности. Расскажем про особенности привлечения к дисциплинарной ответственности «дистанционщиков», что необходимо доказывать, какие документы и как составлять, чтобы не нажить проблем. Упомянем про особенности увольнения по собственному желанию и по сокращению, ведь работодатели часто прибегают к таким основаниям прекращения трудового договора с неэффективными сотрудниками. Приведем образцы необходимых формулировок в локальных нормативных актах и трудовых договорах.

Уволенный «по статье» работник восстановлен. Какие записи надо сделать в его трудовой книжке

Сотрудник уволен «по статье» за подделку справок. Сегодня он через суд восстановился. Что писать в трудовой книжке?

Медосмотры сотрудников в условиях пандемии

Безопасные условия труда для сотрудников сегодня заботят кадровиков особенно сильно. И понятно почему. Чаще всего под этим сейчас понимают именно требования в связи с коронавирусом: маски, дезинфекция, перегородки, разметка и т. д. Но никто не отменял и базовые правила. В частности, обязательные медицинские осмотры для сотрудников. Расскажем, что изменилось и добавилось в правилах проведения таких осмотров.

Работник восстановлен: основания и спорные вопросы

Работодатель проиграл судебный процесс, или инспекция труда выдала предписание о восстановлении сотрудника в должности. Организация приняла решение добровольно удовлетворить требования сотрудника и вернуть его на работу. Какое бы ни было основание, суть одна – ​необходимо грамотно оформить все документы о восстановлении на работе. В статье рассматриваем спорные ситуации, которые часто возникают на практике. Например, когда место уволенного сотрудника уже занято, должность исключена из штатного расписания, истек срок трудового договора, работодатель ликвидирован, приостановлена деятельность компании.

Трудовые сложности пандемии: как не надо экономить на работниках

Пандемия и карантинные ограничения заставили работодателей искать способы экономии. Так сложилось, что российские предприниматели рассматривают снижение зарплат как один из наиболее эффективных способов минимизации затрат. При снижении ФОТ встречается два подхода. Первый, наиболее радикальный, – ​расторжение трудовых договоров. Второй – ​сохранение персонала с уменьшением реальных зарплат. На практике оба этих подхода часто применяются одновременно. При этом под оптимизацию численности попадает низкоквалифицированный персонал, в отношении же более ценных сотрудников используются различные способы снижения заработной платы. Рассмотрим варианты, к которым массово прибегают работодатели с целью экономии фонда оплаты труда, оценим риски трудовых споров и привлечения к административной ответственности с учетом уже имеющейся судебной практики. Дадим рекомендации.

Обязанности работодателя в связи с COVID-19

Пандемия коронавирусной инфекции добавила работодателям новые обязанности. Их спектр достаточно широк – ​от норм безопасности в офисе до измерения температуры сотрудников. Расскажем, какие из них являются рекомендательными, а за какие можно поплатиться рублем. Выясним, какие кадровые документы нужно составить (с образцами), чтобы проверяющие не оштрафовали, о чем необходимо информировать работников и в какой форме, когда отстранять от работы и можно ли не организовывать тестирование на коронавирус, если сотрудники письменно отказались от его проведения.