О том, как организовать с юридической точки зрения дистанционный труд пишут много и часто. А вот тому, как подготовить коллектив, сохранить командный дух, проконтролировать и адаптировать удаленных работников, обычно внимания не уделяется. Но зря, это важные составляющие успешного внедрения дистанционной работы в компании. Поговорим о плюсах и минусах работы на расстоянии, а также почему не стоит бояться «удаленки».
Писатели-фантасты, изображая будущее, часто используют сцены, когда человек, проснувшись утром, не идет в офис или на производство, а садится в специальное кресло, надевает очки виртуальной реальности, перчатки и начинает свой рабочий день. При этом сама фабрика или контора находятся где-нибудь на другом континенте, а связь осуществляется с помощью интернета. Что ж, футуристические картины, похоже, начинают сбываться, поскольку работодатели все чаще задумываются о том, чтобы перевести сотрудников на «удаленку».
Как показала практика, дистанционные работники вполне неплохо трудятся, находясь дома или в другом месте. В настоящий момент среди удаленных сотрудников чаще всего встречаются программисты, дизайнеры, специалисты по веб-технологиям, маркетологи, бухгалтеры и специалисты по продажам.
По данным совместного исследования сервиса «Битрикс 24» и компании J’son & Partners Consulting, дистанционно трудятся работники следующих профессий:
- программисты – 51 %,
- сотрудники службы поддержки клиентов – 38 %,
- дизайнеры – 27 %,
- аналитики – 15 %,
- сотрудники финансового департамента – 15 %,
- другие – 24 %.
Удаленной работе научились и специалисты сферы «Человек-Человек», где очный контакт имеет большое значение, – это рекрутеры и педагоги. Даже психологи и психотерапевты освоили удаленную работу – они консультируют клиентов, используя Skype.
В то же время работодатели не спешат осваивать технологию дистанционной работы. По состоянию на август 2016 года вакансии для удаленных сотрудников составляют на портале hh.ru всего 6 %.
Почему же руководители и собственники бизнеса так инертны в этом вопросе? Может быть, издержки на удаленную работу превышают возможный эффект? Попробуем ответить на эти вопросы.
Плюсы дистанционной работы
Существенный плюс для организации заключается в том, что работодателю не надо платить за рабочее место сотрудника. Аренда помещения для компании – дело хлопотное. И дело тут не только в размере оплаты. Прежде чем «запустить» работника в офис, нужно найти подходящее помещение, что само по себе непросто. Надо учесть, что здание должно быть в транспортной доступности, отвечать гигиеническим нормам, требованиям пожарной безопасности, да и вопрос престижа играет не последнюю роль. А потом еще надо правильно составить договор с арендодателем, учесть всевозможные подводные камни… Так что дистанционные сотрудники снимают с руководства головную боль. Но этим положительные моменты не ограничиваются.
По оценкам сервиса «Битрикс 24», каждый сотрудник, перешедший на удаленную работу и имеющий необходимое программное и аппаратное обеспечение, внесет свой вклад в экономику предприятия в размере 170 тыс. рублей за год за счет снижения расходов.
Высокая результативность
Народная пословица «дома и стены помогают», вероятно, права, потому что вне офиса люди трудятся производительнее. Эффективность работы сотрудников увеличивается на 10-30 %, если им предоставляется возможность работы из дома или удаленного офиса, – говорят исследования аналитической компании IDC Russia. Но за счет чего люди работают лучше?
Руководителям хорошо знакома ситуация, когда сотруднику поручают какое-нибудь дело, он весь день тянет резину либо имитирует бурную деятельность, а по окончании рабочего дня неожиданно «обнаруживает», что ничего не сделал, но пришло время собираться домой. Начальник при этом может только поругать, поскольку трудовое законодательство запрещает задерживать работника, если у него завершился рабочий день. К тому же если человек действительно весь...