Дистанционная работа с точки зрения управления персоналом

О том, как организовать с юридической точки зрения дистанционный труд пишут много и часто. А вот тому, как подготовить коллектив, сохранить командный дух, проконтролировать и адаптировать удаленных работников, обычно внимания не уделяется. Но зря, это важные составляющие успешного внедрения дистанционной работы в компании. Поговорим о плюсах и минусах работы на расстоянии, а также почему не стоит бояться «удаленки».

Писатели-фантасты, изображая будущее, часто используют сцены, когда человек, проснувшись утром, не идет в офис или на производство, а садится в специальное кресло, надевает очки виртуальной реальности, перчатки и начинает свой рабочий день. При этом сама фабрика или контора находятся где-нибудь на другом континенте, а связь осуществляется с помощью интернета. Что ж, футуристические картины, похоже, начинают сбываться, поскольку работодатели все чаще задумываются о том, чтобы перевести сотрудников на «удаленку».

Как показала практика, дистанционные работники вполне неплохо трудятся, находясь дома или в другом месте. В настоящий момент среди удаленных сотрудников чаще всего встречаются программисты, дизайнеры, специалисты по веб-технологиям, маркетологи, бухгалтеры и специалисты по продажам.

К сведению

По данным совместного исследования сервиса «Битрикс 24» и компании J’son & Partners Consulting, дистанционно трудятся работники следующих профессий:

  • программисты – 51 %,
  • сотрудники службы поддержки клиентов – 38 %,
  • дизайнеры – 27 %,
  • аналитики – 15 %,
  • сотрудники финансового департамента – 15 %,
  • другие – 24 %.

Удаленной работе научились и специалисты сферы «Человек-Человек», где очный контакт имеет большое значение, – это рекрутеры и педагоги. Даже психологи и психотерапевты освоили удаленную работу – они консультируют клиентов, используя Skype.

В то же время работодатели не спешат осваивать технологию дистанционной работы. По состоянию на август 2016 года вакансии для удаленных сотрудников составляют на портале hh.ru всего 6 %.

Почему же руководители и собственники бизнеса так инертны в этом вопросе? Может быть, издержки на удаленную работу превышают возможный эффект? Попробуем ответить на эти вопросы.

Плюсы дистанционной работы

Существенный плюс для организации заключается в том, что работодателю не надо платить за рабочее место сотрудника. Аренда помещения для компании – дело хлопотное. И дело тут не только в размере оплаты. Прежде чем «запустить» работника в офис, нужно найти подходящее помещение, что само по себе непросто. Надо учесть, что здание должно быть в транспортной доступности, отвечать гигиеническим нормам, требованиям пожарной безопасности, да и вопрос престижа играет не последнюю роль. А потом еще надо правильно составить договор с арендодателем, учесть всевозможные подводные камни… Так что дистанционные сотрудники снимают с руководства головную боль. Но этим положительные моменты не ограничиваются.

По оценкам сервиса «Битрикс 24», каждый сотрудник, перешедший на удаленную работу и имеющий необходимое программное и аппаратное обеспечение, внесет свой вклад в экономику предприятия в размере 170 тыс. рублей за год за счет снижения расходов.

Высокая результативность

Народная пословица «дома и стены помогают», вероятно, права, потому что вне офиса люди трудятся производительнее. Эффективность работы сотрудников увеличивается на 10-30 %, если им предоставляется возможность работы из дома или удаленного офиса, – говорят исследования аналитической компании IDC Russia. Но за счет чего люди работают лучше?

Руководителям хорошо знакома ситуация, когда сотруднику поручают какое-нибудь дело, он весь день тянет резину либо имитирует бурную деятельность, а по окончании рабочего дня неожиданно «обнаруживает», что ничего не сделал, но пришло время собираться домой. Начальник при этом может только поругать, поскольку трудовое законодательство запрещает задерживать работника, если у него завершился рабочий день. К тому же если человек действительно весь день на глазах и вроде бы чем-то занимается, то и руководителю придраться не чему.

А вот у работающих на «удаленке» нет возможности отлынивать от работы. Имитировать бурную деятельность не перед кем, поэтому дистанционный сотрудник работает на совесть.

Второй момент связан с социальной психологией. В трудовом коллективе есть масса неудобств, не связанных непосредственно с работой. Большое место занимают, например, неформальные отношения, а проще говоря, интриги. Не все люди могут удержаться в коллективе – даже если человек профессионал, но его невзлюбили в отделе, он покинет компанию. Не секрет, что во многих организациях существуют своего рода кланы, где поддерживают только своих, а чужаков изгоняют. Таким образом, организации растят не...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Доступные решения в обучении персонала: наставничество и программы

Из-за кризиса компании повсеместно стали сокращать расходы на обучение персонала. Однако совсем отказываться от него не стоит, ведь развитие персонала – важнейшее направление hr-менеджмента. Расскажем про наиболее дешевые виды обучения – наставничество и использование автоматизации в обучении. Если исправить некоторые изъяны, то эти формы подготовки персонала станут довольно эффективными.

Как hr-специалисту делать карьеру

Многие специалисты, работающие в hr-сфере, испытывают время от времени профессиональные кризисы. Дело в том, что экономические трудности резко ограничили возможности развития, закрыв «карьерные лифты». Но тут дело не только в экономике страны. Управление персоналом – сфера особая. Человек, ступивший на профессиональный путь менеджера по персоналу, должен понимать: существует вероятность, что он никогда не сделает карьеру так же легко, как это возможно в ряде других видов деятельности.

Ассесмент на природе, или Как совместить приятное с полезным

Веревочные курсы для персонала уже хорошо знакомы руководству организации и самим hr. Все, что они достигают, – это хорошее настроение и возможность побыть с коллегами в неофициальной обстановке. Ну и плюс снимаются некоторые коммуникативные барьеры. Тем не менее из веревочных курсов можно извлечь серьезную пользу. Если правильно подойти к организации, мы получим ценную информацию для оценки потенциала сотрудников, формирования кадрового резерва, ротации.

Как мотивацию персонала не превратить в антимотивацию

Менеджер по персоналу, занимающийся разработкой и внедрением систем мотивации, сталкивается порой с необъяснимыми явлениями. Например, сделали неплохую схему стимулирования, но она не работает. Причина может быть как в ответственных лицах, так и в других факторах. Что искажает мотивационные схемы? Почему они становятся неэффективными? Как их избежать? Рассмотрим основные моменты, как предотвратить нежелательные эффекты систем ­мотивации.

Анатомия интриг: инструкция для менеджера по персоналу

Интриги и «закулисная борьба» существуют, поскольку интересы сотрудников разнятся: кто-то хочет власти, кто-то – денег, а кто-то – признания. Причем неформальный обмен информацией начинает «подменять» рабочие коммуникации. Процессы управления порой строятся на основе непроверенной информации. Поэтому менеджер по персоналу, как никто другой, должен ориентироваться в хитросплетениях неформальных отношений. Так более понятными становятся поведение начальства и сотрудников, а также мотивы тех или иных действий.

Секреты обратной связи в тренинге

Любой опытный тренер скажет, что обратная связь (как в отношении себя, так и обучающихся) – необходимый этап обучения. Есть несколько методов, которые можно использовать для организации получения обратной связи. Причем, чтобы эффект от нее был правильным, нужно соблюдать определенные принципы. Прочитав статью, вы научитесь принимать как положительную, так и ­отрицательную обратную связь, а также использовать ее во время тренингов.

Переводим работников на дистанционный труд

Для экономии затрат на персонал и обслуживание офиса многие работодатели переводят часть сотрудников на удаленную работу. Изучим, работников каких должностей можно перевести на дистанционную работу, а также как внести изменения в существующие локальные нормативные акты. Автор приводит формулировки, которые необходимо согласовать с работником, заключив дополнительное ­соглашение к трудовому договору.

Как подготовить и провести тренинг: инструкция для hr-менеджера

Менеджеры по персоналу чаще являются организаторами обучения, нежели непосредственными его исполнителями. Это связано с тем, что нанимать внешних специалистов на нерегулярной основе выгоднее, чем создавать собственный учебный центр. Но ситуация меняется. Организации растут, количество сотрудников увеличивается, и однажды предприятию понадобится свой тренинг-менеджер или бизнес-тренер. Можно, конечно, нанять специалиста, но лучше менеджеру по персоналу обучиться самому. Тем более в технологии преподавания и проведения тренингов нет ничего сложного.