Top.Mail.Ru

Мастер-класс по управлению персоналом: учимся контролировать подчиненных

Если начальник грамотно спланировал работу, простимулировал подчиненных, правильно распределил задания и скоординировал действия, то единственная причина плохой работы сотрудника – сбой в контроле. Поэтому одна из задач HR-службы – помочь линейному менеджменту усилить это слабое звено с помощью различных мероприятий – консультаций, семинаров и тренингов. Расскажем, как обучать руководителей правильному контролю.

Контроль - важнейшая функция в организации, определяющая ее развитие и обеспечивающая стабильность. К сожалению, не все руководители умеют контролировать правильно. Мы расскажем, как их этому научить.

Менеджерам по персоналу часто приходится слушать жалобы руководителей на своих подчиненных. Претензии менеджеров, как правило, похожи друг на друга независимо от направления (маркетинг, IT, продажи, производство). Одна из самых распространенных жалоб: «Я сказал сделать, но он сделал не так». Причины неправильного исполнения указания руководители обычно объясняют по-разному.

Причина первая, по мнению руководителей, заключается в том, что у них в отделе работают (мягко выражаясь) люди с низким интеллектом. Часто начальники подразделений настаивают на том, чтобы при приеме на работу проводили психологическое тестирование кандидатов и оценивали IQ. Им кажется, что если набрать умных сотрудников, то проблема низкой исполнительности решится. Иногда HR-менеджеры идут на поводу у менеджмента компании, начинают использовать тесты, но ничего не меняется, а служба персонала теряет авторитет в глазах руководителей.

Причина вторая связана, по мнению начальников, с плохой мотивацией. Им кажется, что если бы у людей «горели глаза», то они бы не допускали ошибок. Иногда в организации начинаются кампании по придумыванию различных хитроумных мотивационных схем, но серьезных побед на фронте исполнительской дисциплины все равно не происходит.

Ну и, наконец, третья причина низкой исполнительности, по мнению руководства, отсутствие обучения. Руководителям кажется, что подчиненных надо поучить - отправить на какой-нибудь семинар или тренинг - и все пойдет как по маслу. Но и это не срабатывает - люди не начинают работать лучше, даже если становятся докторами наук или обладателями дипломов МВА.

Дело в том, что плохое исполнение и низкое качество работы - это, чаще всего, результат недостаточного или неправильного контроля, если, конечно, нет других причин. Согласно теории Анри Файоля, у руководителя есть пять основных функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Если начальник грамотно спланировал работу, простимулировал подчиненных, правильно распределил задания и скоординировал действия, то единственная причина плохой работы сотрудника - сбой в контроле. Одна из задач HR-службы - помочь линейному менеджменту усилить это слабое звено с помощью различных мероприятий - консультаций, семинаров и тренингов.

Что такое контроль

Процесс контроля - это не инструмент, изобретенный менеджментом, как может показаться на первый взгляд, а естественная функция социальных и биологических систем. Все друг друга контролируют. Так, общество следит за здоровьем своих членов с помощью различных институтов - системы диспансеризации, санэпидемиологического контроля. Люди же контролируют власть и общество, участвуя в местных выборах и выражая свое мнение на улице или на форумах в Интернете.

Когда начальник следит за действиями подчиненного - это всего лишь одна из разновидностей контроля, в которой обязательно есть субъект, объект, предмет контроля, цель, методы и технологии.

Субъект - тот, кто контролирует. Руководитель отдела или менеджер, отвечающий за определенную функцию в организации или бизнес-процесс. Основная ошибка, которую обычно делают, - потеря субъекта контроля. Это когда сам руководитель не понимает, что контроль - его основная функция. Многие начальники считают, что их главная задача - дать задание, а уже исполнители должны позаботиться о выполнении. К огорчению начальников, такая схема не работает. Исполнение надо отслеживать, корректировать действия сотрудников, а иногда и вносить изменения в само задание.

Бывает также несколько субъектов контроля. Это распространенная ситуация, когда у одного сотрудника несколько начальников, что приводит к тому, что, в конечном счете никакой оценки работы не получается, а происходит нечто в духе поговорки «У семи нянек дитя без глазу».

Пример 1

В торговых сетях, заведениях быстрого питания ответственность за новичка разделяют несколько сотрудников: руководитель заведения (магазина, кафе), наставник, который обучает конкретным навыкам, менеджер по адаптации и обучению, начальник смены. Если в организации нет регламента, где обозначается ответственность каждого, то буквально через два дня стажер оказывается предоставленным сам себе. Каждый из «контролеров» надеется, что вместо него процесс адаптации проконтролирует другой, в итоге ответственные лица начинают заниматься иными делами.

Объект - тот, кого контролируют. Распространенной ошибкой многих руководителей бывает потеря объекта...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как проводить дискуссию в тренинге

Тренинг – это, прежде всего, активная форма обучения. Одним из его методов выступает дискуссия. Эффективность его применения неоспорима. Слушатели лучше усваивают идеи, находясь в группе; здесь обсуждаются различные взгляды и подходы, повышается активность, а также приобретаются новые навыки. Поговорим о ­формах групповой дискуссии, а также ее отличиях от других инструментов ­тренинга.

Совершенствуем тренерские навыки: как конструировать ролевые игры и проводить их

Ролевая игра – это форма учебной активности, в которой моделируется ситуация профессиональной деятельности. Игрокам нужно выполнить какую-либо задачу, применяя техники общения. Автор рассказывает, каковы функции ролевой игры в тренинге, как ее сконструировать и как провести инструктаж и саму игру, ­получив при этом результаты.

Учимся управлять групповой динамикой тренинга

Продолжаем цикл статей, посвященных подготовке и проведению тренингов силами hr-специалиста. Люди, которые имеют хотя бы небольшой опыт преподавания, понимают, насколько трудно порой выступать перед аудиторией. Конфликты, порядок принятия решений, ответственность отдельных участников, психологическая атмосфера – все это входит в сферу психологии групп. Если тренер не принимает во внимание данных механизмов, то контакт с группой он потеряет. Поэтому важно знать принципы и методы, позволяющие учитывать групповую динамику.

Выбираем систему учета рабочего времени

Ошибка в учете рабочего времени может стоить организации миллионы. Так, по оценкам экспертов, потери российской экономики от нецелевого использования сотрудниками рабочего времени составляют около 300 млрд рублей в год. Получается, компании теряют деньги и по своей вине, и по вине сотрудников. Но потерь (как финансовых, так и имиджевых) можно было бы избежать. Для контроля рабочего времени персонала существуют автоматизированные ­инструменты. ­Расскажем о том, на что обратить внимание при их выборе.

Совершенствуем тренерские навыки: как конструировать ролевые игры и проводить их

Ролевая игра – это форма учебной активности, в которой моделируется ситуация профессиональной деятельности. Игрокам нужно выполнить какую-либо задачу, применяя техники общения. Автор рассказывает, каковы функции ролевой игры в тренинге, как ее сконструировать и как провести инструктаж и саму игру, ­получив при этом результаты.

Как проводить дискуссию в тренинге

Тренинг – это, прежде всего, активная форма обучения. Одним из его методов выступает дискуссия. Эффективность его применения неоспорима. Слушатели лучше усваивают идеи, находясь в группе; здесь обсуждаются различные взгляды и подходы, повышается активность, а также приобретаются новые навыки. Поговорим о ­формах групповой дискуссии, а также ее отличиях от других инструментов ­тренинга.

Как подготовить и провести тренинг: инструкция для hr-менеджера

Менеджеры по персоналу чаще являются организаторами обучения, нежели непосредственными его исполнителями. Это связано с тем, что нанимать внешних специалистов на нерегулярной основе выгоднее, чем создавать собственный учебный центр. Но ситуация меняется. Организации растут, количество сотрудников увеличивается, и однажды предприятию понадобится свой тренинг-менеджер или бизнес-тренер. Можно, конечно, нанять специалиста, но лучше менеджеру по персоналу обучиться самому. Тем более в технологии преподавания и проведения тренингов нет ничего сложного.

Жалобы потребителей на работников сферы услуг: действия работодателя

Как должен действовать работодатель, получив жалобу на сотрудника от клиента? Может ли он оставить ее без внимания или обязан наказать работника? Что предпринять, если жалоба безосновательна? Как быть в случае, когда претензия повлекла материальный ущерб для работодателя? Каков порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности? Об этом – в материале нашего автора.