Классический способ организации удаленных рабочих мест под контролем работодателя предусматривает создание филиала, представительства и других обособленных подразделений. Разберемся, какие документы необходимо издать, в какие сроки поставить на учет в инспекцию созданное подразделение, а также какие кадровые вопросы придется решить в первую очередь.
Законодательство предусматривает два способа организации удаленных рабочих мест, находящихся вне контроля работодателя, и три способа - под контролем работодателя. Первые два - это надомная и дистанционная работа (главы 49 и 49.1. ТК РФ). Оставшиеся три способа - создание филиалов, представительств и других обособленных подразделений. О них и пойдет речь.
Начнем с определений. Обособленным считается любое подразделение, территориально обособленное от организации, по месту нахождения которого оборудованы стационарные (т.е. созданные на срок больше месяца) рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Подразделение признается обособленным независимо от того, отражено ли его создание в документах организации, и от полномочий, которыми оно наделяется.
Представительство - это обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения компании и представляет (защищает) ее интересы (п. 1 ст. 55 ГК РФ).
Филиал - это обособленное подразделение компании, которое расположено вне места нахождения компании и осуществляет (полностью или частично) его функции, включая представительские (п. 2 ст. 55 ГК РФ).
Как видно, филиал и представительство всегда являются обособленными подразделениями. При этом не все обособленные подразделения - это представительства и филиалы. Основное отличие филиалов и представительств от других обособленных подразделений состоит в порядке их создания и постановки на учет.
Чтобы избежать путаницы, в дальнейшем под обособленными подразделениями мы будем иметь в виду все прочие подразделения, кроме филиалов и представительств.
Обособленное подразделение
Обособленные подразделения обычно создает организация в лице единоличного исполнительного органа: директора, генерального директора и т.п. (далее - директор компании). Отметим, что речь идет о случаях, когда полномочия руководителя по созданию обособленных подразделений не ограничены и не требуется длительного согласования бюджетов с вышестоящими органами.
По своей сути обособленное подразделение - это просто удаленный отдел или служба самой организации. Соответственно, и порядок действий должен быть таким же, как при создании внутреннего структурного подразделения. Просто издается приказ о создании обособленного подразделения и вносятся изменения в штатное расписание организации. Разница лишь в том, что в приказе о создании необходимо акцентировать внимание на месте размещения подразделения: указать адрес.
После издания приказа подразделение ставится на налоговый учет и набирается персонал (или в подразделение переводятся уже работающие сотрудники). Чтобы поставить обособленное подразделение на налоговый учет, в инспекцию нужно представить сообщение по форме № С-09-3-1 (утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@). Этот документ направляется по месту нахождения самой организации (п. 2 ст. 23 НК РФ):
- в течение месяца со дня создания обособленного подразделения;
- в течение трех дней с даты изменения сведений об обособленном подразделении или даты прекращения деятельности через подразделение.
Образец оформления приказа приведен в Примере 1.
Пример 1. Приказ о создании обособленного подразделения