Top.Mail.Ru

Когда персональные данные клиента можно продолжить обрабатывать, несмотря на получение отзыва на их обработку

Вопрос о правомерности передачи персональных данных третьим лицам возникает достаточно часто, особенно при предъявлении претензий банкам, которые используют услуги коллекторских агентств для возврата просроченных долгов. Так произошло и в этот раз.

Между банком и гражданкой был заключен договор потребительского кредита, но полностью возвратить суммы долга по кредиту, процентам по кредиту и пеням гражданка не смогла.

В заключенном договоре банк грамотно прописал «тему персональных данных». Подписывая его, гражданка дала согласие на обработку ее персональных данных, в т.ч. передачу «функций и/или полномочий по обслуживанию кредита и сбору задолженности любым третьим лицам... на срок жизни клиента».

В своем заявлении гражданка также выразила согласие на «обработку всех своих персональных данных банком любыми способами, в т.ч. третьими лицами, включая осуществление сбора, систематизацию, накопления, хранение, обновление, уточнение (проверка), изменение, использование и распространение (включая передачу)... а также в целях предоставления информации третьим лицам, которые по договору с банком осуществляют деятельность по обеспечению погашения должниками просроченной задолженности».

Банк заключил договор с ООО «Эверест», согласно которому агентство оказывает ему услуги по взысканию задолженности.

По мнению суда первой инстанции1, банк правомерно передал персональные данные гражданки третьему лицу - ООО «Эверест».

А когда она 07.04.2015 направила в банк заявление об отзыве своего разрешения на использование персональных данных, банк его оставил без рассмотрения, т.к. посчитал, что согласия субъекта персональных данных на их обработку не требуется в случае, если она осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого тот является. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в ноябре 2016 года тоже поддержала банк (дело № 33-46283).

Впечатляет перечень целей, на которые банк получил согласие обрабатывать персональные данные человека, желающего взять кредит, - он практически «на все случаи жизни» 2, и формулировка «на срок жизни клиента». Хотя обработка персональных данных в таких случаях должна заканчиваться после погашения кредита, т.к. именно в этом случае достигается цель их обработки и они, согласно требованию закона, должны быть уничтожены.

Фрагмент документа
Статья 6 «Условия обработки персональных данных» Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

...5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;...

Сноски 2

  1. Позиция Симоновского районного суда г. Москвы в июле 2016 по делу № 02-7188/2016.
    Было там, например, и такое: «для целей продвижения продуктов (услуг) банка на рынке, равно как продвижения совместных продуктов банка и/или продуктов (товаров, работ, услуг) третьих лиц - партнеров банка». Вернуться назад
  2. Позиция Симоновского районного суда г. Москвы в июле 2016 по делу № 02-7188/2016.
    Было там, например, и такое: «для целей продвижения продуктов (услуг) банка на рынке, равно как продвижения совместных продуктов банка и/или продуктов (товаров, работ, услуг) третьих лиц - партнеров банка». Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Регистрация исходящих документов задним числом возможна?

Не могу найти ответа на следующий вопрос: — возможна ли регистрация исходящих документов «задним» числом и — как корректно проставлять номер в таком случае, через «/» или не нарушать порядковость номеров? При выгрузке внутренней описи из СЭД это станет заметно. Знаю также, что при аудиторской проверке номера с «/» не приветствуются. Скажите, как правильно?

Что в названии ЛНА можно написать с большой буквы?

Просим дать разъяснения, как правильно писать название документа, в котором содержится наименование структурного подразделения. Например, Руководство по качеству экологической лаборатории РК-ХХ.ХХ.ХХ-2024: — слово «Руководство» допускается писать с прописной или строчной буквы? — словосочетание «экологическая лаборатория» нужно писать с прописной или строчной буквы? В данном случае экологическая лаборатория является самостоятельным структурным подразделением организации.

Использование электронной подписи и МЧД в вопросах и ответах

09.04.2024 прошел онлайн-семинар «Риски использования ЭП и МЧД», организованный журналом «Делопроизводство и документооборот на предприятии» и сайтом delo-press.ru. Мы пригласили для выступления ведущих экспертов. А сейчас предлагаем вам ответы на уточняющие вопросы слушателей семинара, которые дали спикеры во время мероприятия (при публикации в журнале мы дополнили их ссылками на нормативную базу и расширили аргументацию).

Новый порядок рассмотрения обращений в финансовых организациях

С 1 июля 2024 года изменится порядок рассмотрения обращений граждан и юрлиц в организациях финансового сектора. Объясняем, каких именно организаций и чьих обращений это коснется. Для 2 типов организаций (Банка России и его подопечных – кредитных организаций) рассматриваем новый порядок работы подробно: с цитатами из нормативной базы и примерами расчета сроков как для отдельных «телодвижений», так и всего процесса в целом. Напоминаем, на кого распространяется общий порядок работы по закону об обращениях граждан, который действует уже давно. Расчет сроков по нему тоже показываем на примере.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?