Top.Mail.Ru

Что в названии ЛНА можно написать с большой буквы?

Вопрос
Просим дать разъяснения, как правильно писать название документа, в котором содержится наименование структурного подразделения. Например, Руководство по качеству экологической лаборатории РК-ХХ.ХХ.ХХ-2024: — слово «Руководство» допускается писать с прописной или строчной буквы? — словосочетание «экологическая лаборатория» нужно писать с прописной или строчной буквы? В данном случае экологическая лаборатория является самостоятельным структурным подразделением организации.
Отвечает

В соответствии с правилами русского языка наименования структурных подразделений, должностей и видов документов оформляются в текстах со строчной (маленькой) буквы. Исключение составляют наименования высших должностей и званий, высших органов власти, все слова, которые пишутся с прописной буквы, а также наименования государственных органов, органов местного самоуправления, общественных, профессиональных и др. организаций единичного характера, в которых первое слово пишется с прописной буквы:

  • Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Герой Труда Российской Федерации;
  • Министерство просвещения Российской Федерации;
  • Российский союз промышленников и предпринимателей;
  • Собрание депутатов Озерского городского округа Челябинской области.

С первой прописной буквы можно оформлять и наименования самостоятельных структурных подразделений (департамент, главное управление, управление, отдел) в составе органа управления или организации:

  • Департамент информационных технологий;
  • Главное управление организационно-технического и хозяйственного обеспечения;
  • Управление кадров и мобилизационной подготовки;
  • Отдел закупок и договорной работы;
  • Экологическая лаборатория.

Наименования видов документов в тексте обычно оформляются со строчной буквы, например:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1829 «О структуре центральных аппаратов федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации»;
  • «в соответствии с приказом Федерального архивного агентства от 22.05.2019 № 71 “Об утверждении Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления”…».

В вашем вопросе об оформлении Руководства по качеству экологической лаборатории РК-ХХ.ХХ.ХХ-2024 необходимо учитывать, что Экологическая лаборатория является самостоятельным структурным подразделением – автором (исполнителем) соответствующего ЛНА. Очевидно, лаборатория разрабатывает в пределах своих полномочий и иные ЛНА в рамках обеспечения политики и стандартов экологической безопасности, которых придерживается организация. Наименование вида документа «руководство» по общим правилам русского языка становится родовым словом, которое пишется со строчной (маленькой) буквы, а заголовок, отражающий цель создания документа, начинается с прописной буквы и заключается в кавычки:

  • руководство «Контроль качества <такой-то продукции>…».

Но официально-деловой стиль русского литературного языка не только допускает, но и предполагает формализацию, однозначность и точность обозначения субъектов, объектов и функций / транзакций в той или иной системе управления, в бизнес-процессах или административных процедурах. Они могут и должны дополнительно визуально выделяться и идентифицироваться, что облегчает восприятие текста документа в целом. Таким образом, на написание и оформление наименований в документах влияют экстралингвистические (т.е. неязыковые) факторы.

Кроме того, в системе управления объектам и субъектам может придаваться смысловое значение, соответствующее имени собственному, поэтому в текстах документов конкретных организаций вы встретите написание с прописной буквы:

  • наименование организаций и должностей: Корпорация, Президент Корпорации, Председатель Правления, Комитет по активам и пассивам, Корпоративный секретарь и др.,
  • в договорах – Сторона, Стороны, Заказчик, Исполнитель и т.п.,
  • в наименованиях документов – Инструкция по делопроизводству, Регламент контроля качества и др.

Так формируется лингвистический стиль документов организации, обязательный для соб­людения в конкретной системе управления или даже в отрасли. Поэтому очень часто в статусе приложения к Инструкции по делопроизводству (к разделу «Работа исполнителей с документами») или в качестве самостоятельного справочника оформляются правила написания отдельных наименований, слов и словосочетаний, которые используются при оформлении документов, которые не только основываются на общих правилах официально-делового стиля русского литературного языка, но и отражают специфику стиля документов конкретной организации. Например, первые слова в наименованиях структурных подразделений, должностей, специальностей и профессий, родовые наименования ЛНА могут оформляться с прописной буквы с целью дополнительной их визуализации, даже если они не будут являться единичными наименованиями:

  • Отдел кадров, Отдел информационной безопасности, Отдел финансово-бухгалтерской работы;
  • Начальник отдела метрологии, Начальник отдела ДОУ, Заведующий архивом;
  • Регламент работы с конфиденциальными документами, Положение об обработке и защите персональных данных, Перечень документов, подлежащих регистрации в структурных подразделениях.

Обратите внимание, что для упоминания в тексте Руководство как документ может быть оформлено с прописной буквы с его идентификационными реквизитами и заголовком:

  • «согласно Руководству от 22.05.2024 № РК-ХХ.ХХ.ХХ-2024 “Контроль качества…”»

А при оформлении Руководства реквизиты его заголовочной части должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 7.0.97-2016, при этом гриф утверждения располагается в правом верхнем углу, но является реквизитом оформляющей части документа, придающим ему юридическую силу.

Пример 1. Оформление заголовочной части ЛНА и грифа утверждения

Проанализируйте содержание документа и проконсультируйтесь с руководителем Экологической лаборатории. Даже если Руководство будет отнесено к одной из подсистем системы научно-технической документации, рекомендуем в плановом порядке разработать Правила написания отдельных наименований, слов и словосочетаний в вашей организации и использовать их в качестве справочника для СЭД или приложения к Инструкции по делопроизводству.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Разработка локальных нормативных актов об использовании электронных подписей в организации

Что говорит законодательство о 3 видах электронных подписей (простой, неквалифицированной и квалифицированной) и других ключевых понятиях. Структура, содержание и примеры формулировок для Регламента применения простой ЭП внутри организации и Регламента применения квалифицированной ЭП при взаимодействии с другими организациями. Какие документы стоит создавать в виде электронных подлинников, подписанных ЭП, как организации решать этот вопрос.

Как в дочернем обществе ввести в действие ЛНА головной организации

Должно ли дочернее общество руководствоваться внутренними актами (положениями, регламентами) органов управления основного общества?

Как установить правила поведения сотрудников в Интернете

Чем работнику могут грозить негативные отзывы в интернет-пространстве о его организации, коллегах, клиентах и партнерах. Как работодатель может установить своим работникам правила поведения в Интернете, в т.ч. в соцсетях и мессенджерах.

Должностная инструкция в вопросах и ответах

Где хранить подлинники и электронные копии типовых и индивидуальных должностных инструкций работников: в каких подразделениях и каких делах? Сколько их хранить? Включать ли в личные дела? По какой описи передавать в архив подлинники и электронные копии в фонд пользования? Как оформлять заголовочную часть и гриф утверждения на типовых и индивидуальных должностных инструкциях? Как потом ссылаться на них в тексте других документов, если они утверждены приказом или просто подписью руководителя в грифе? Кто должен ознакомить работника с его должностной инструкцией?

Распространенные ошибки в оформлении текстов документов (часть 2)

Во второй части статьи читайте ответы на следующие вопросы: как оформлять абзацы? надо ли писать в конце письма «С уважением,» и можно ли это делать от руки? в каких документах принято оформлять этикетную рамку? в каких случаях «Вы» и «Ваш» пишется с заглавной буквы, а в каких со строчной? что пишется с заглавной и что со строчной буквы в названиях организаций, праздников и массовых мероприятий? В этих вопросах часто ошибаются исполнители при оформлении текстов документов, поэтому наши наглядные разъяснения с примерами вы можете включить в программу обучения для сотрудников вашей организации, в методички и памятки для них... и для себя :)

Внесение изменений в нормативные акты организации

Объясняем, какими документами можно внести изменения в ранее изданные локальные нормативные акты организации. Показываем формулировки приказа для корректировки, добавления, изъятия отдельных слов, чисел, предложений либо целых пунктов, разделов, приложений. Как признать старый нормативный акт полностью утратившим силу при утверждении его нового варианта, как их потом различать (идентифицировать).

Новые Правила делопроизводства для госорганов и органов местного самоуправления

Проанализируем содержание новых Правил по делопроизводству, которые вступили в силу 12 февраля 2020 года. Для кого они обязательны? На какие положения Правил стоит обратить особое внимание при актуализации своей Инструкции по делопроизводству? Какие упущения Правил придется восполнять самостоятельно? Обратите внимание на заложенную в Правилах систему распределения ответственности за организацию и ведение делопроизводства между службой делопроизводства, руководителями разного уровня и другими сотрудниками. Для претворения в жизнь недостаточно ее отражения в Инструкции по делопроизводству организации, может потребоваться актуализация кадровых документов.

Распространенные ошибки в оформлении текстов документов (часть 1)

Когда не ставят букву «г.» перед наименованием города? Как правильно писать многозначные числа и физические величины, порядковые числительные, даты и периоды? Как сделать ссылку на другой документ? Как оформить абзац? Надо ли писать в конце письма «С уважением,» и можно ли это делать от руки? В каких случаях «Вы» и «Ваш» пишется с заглавной, а в каких со строчной? Можно ли писать «касательно» или «касаемо» в заголовке к тексту документа? Именно в этих вопросах часто ошибаются исполнители при оформлении текстов документов, поэтому наши наглядные разъяснения (как не правильно, как правильно и почему) вы можете включить в программу обучения для сотрудников вашей организации, в наглядные методички и памятки для них... и для себя :) В этом номере читайте первую часть статьи.