Top.Mail.Ru

Эмодзи в мессенджере признан официальным ответом на предложение контрагента

Ведение деловой переписки в социальных сетях – весьма распространенное явление современной жизни. Использование привычных для такого общения передающих эмоции смайликов (также известных как эмодзи или эмотиконы) иногда приводит к спорам и выяснению отношений в судах.

Арбитражный суд Краснодарского края в апреле 2023 года рассмотрел дело № А32-36944/2022, в котором ключевым для принятия решения по спору двух индивидуальных предпринимателей (ИП) стал вопрос о том, достаточно ли в переписке по WhatsApp при согласовании цвета автофургона поставить эмодзи 👍 в качестве одобрительного ответа, не написав кроме него ни слова.

Как развивались события:

  • В марте 2022 года между двумя ИП был заключен договор купли-продажи мобильного киоска стоимостью 685 тыс. руб. c условием осуществить отгрузку до 30.06.2022.
    В соответствии с п. 1.3 договора цвета нижней и верхней части киоска должны были быть комбинированные и сторонам следовало утвердить их посредством дополнительного соглашения.
    Согласно п. 5.4 договора стороны признавали юридическую силу всех документов, тексты которых получены по каналам связи, среди которых были названы: электронная почта с указанными в договоре адресами сторон, а также телефонные номера (используемые в приложении WhatsApp).
  • Покупатель передал продавцу аванс в размере 480 тыс. руб. Получение денежных средств было подтверждено распиской.
  • Продавец киоска утверждал, что он многократно предлагал покупателю утвердить цвета нижней и верхней части киоска путем подписания дополнительного соглашения во исполнение п. 1.3 заключенного договора.
  • А покупатель утверждал, что данный вопрос был согласован перепиской по WhatsApp с 5 по 11 апреля 2022 года, где на письменное предложение продавца «Хорошо желтая полоска (1003) на белом фоне» покупатель ответил без слов одним лишь эмодзи 👍.
  • После этого продавец не отгрузил товар в срок, и покупатель потребовал вернуть аванс. Не получив деньги обратно, покупатель пошел в суд.

Данное дело прошло несколько судебных инстанций, каждая из которых вставала на сторону покупателя, подтверждая тем самым, что картинки-эмодзи в качестве ответа по WhatsApp вполне достаточно для выражения согласия с написанными предложениями :)

Конечно, продавец пытался аргументировать, что этого было недостаточно:

  • Даже в случае принятия судом электронного волеизъявления, оно должно быть выражено явно. Эмодзи допускают слишком большой спектр интерпретаций, и в законодательстве нашей страны не наделены юридической силой.
  • Кроме того, из предоставленной переписки нельзя однозначно установить все то, что следовало уточнить в дополнительном соглашении к договору:
    • в какой части кузова и какого размера должна быть желтая полоска?
    • желтая полоска должна быть одна или несколько?
    • горизонтальная или вертикальная желтая полоска?
    • на каком белом фоне (белый цвет имеет множество оттенков)?

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в июне 2023 года ответил на эти аргументы сопоставлением действий сторон, т.е. в каком порядке кто что делал:

  • Стороны не заключили дополнительное соглашение в соответствии с пунктом 1.3 договора. Но это не лишало покупателя права требовать возврата денежных средств за непереданный в срок товар.
  • Дополнительное соглашение должно было быть заключено до 30.04.2022. Однако продавец не предлагал заключить его в виде отдельного документа до 13.07.2022, и соответствующее уведомление было направлено им после истечения срока на поставку товара и после получения претензии покупателя о возврате денежных средств.
  • Из представленной в материалы дела переписки в WhatsApp следовало, что с 5 по 11 апреля 2022 года стороны обсуждали цвет и размеры киоска. 6 апреля 2022 года продавец написал: «Хорошо желтая полоска (1003) на белом фоне» и получил в ответ от покупателя в виде эмодзи. В последующей переписке продавец значение данного ответа не уточнил, из чего следовало, что он воспринял данный ответ как согласие, не требующее дополнительного объяснения.

В итоге с продавца киоска взыскали уплаченный покупателем аванс в размере 480 тыс. руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами.

Практика признания смайликов в электронной переписке в качестве доказательств выражения воли и позиции сторон достаточно распространена в ряде стран, особенно в странах англосаксонского права. Теперь и в российской судебной практике появился такой прецедент.

Для нас всех это означает только одно: при ведении деловой переписки мы должны понимать и учитывать, что любой смайлик, добавленный нами при общении с контрагентами в электронное сообщение, имеет вес.

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Сроки хранения различных приказов

Отличаются ли приказы по основной деятельности и приказы по охране труда? Можно ли их хранить в одной папке с приказами по основной деятельности?

Заявления – основания к приказам

Нужно ли хранить заявления – основания к приказам в деле вместе с приказами? Каким нормативным документом регулируется этот вопрос?

Как не прогадать при смене наименования должности

Для каких организаций требования профстандартов обязательны? Когда важно соблюдать требования квалификационных справочников? Какие требования эти документы предъявляют к образованию и опыту работы секретаря, помощника руководителя, делопроизводителю, документоведу, специалисту ДОУ, руководителю подразделения по управлению документами, заведующему архивом, заместителю руководителя организации по вопросам управления документами и др.? Могут ли уволить за несоответствие этим требованиям? Как при помощи профстандарта определить правильное наименование должности под выполняемый функционал? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя, пострадавшего от смены наименования должности.

Можно ли знакомить в электронном виде с кадровым приказом и графиком отпусков?

Какие кадровые документы нельзя оформлять в электронном виде? Их перечень в ТК РФ конкретный и краткий. Какие условия важно соблюсти работодателю, чтобы перевести в электронный вид ознакомление с приказом о работе в выходной день, получение на это согласия у работника, полный цикл работы с графиком отпусков? Вопросы читателей стали поводом для этой статьи:

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?