Top.Mail.Ru

Последствия отсутствия бумажного оригинала банковской гарантии при наличии заверенной скан-копии

Использование смешанного документооборота порой играет с организациями злую шутку. Арбитражный суд г. Москвы в ноябре 2015 года рассмотрел дело № А40-71267/15, в котором попытка взыскать с ОАО «О.К. Банк» по выданной им банковской гарантии убытки по госконтракту натолкнулась на проблему: банк отказался возмещать убытки на том основании, что ему не был представлен подлинник банковской гарантии на бумажном носителе.

Все начиналось банально. В обеспечение исполнения госконтракта компанией «ЭнергоКредитСервис» на электронной площадке www.sberbank-ast.ru была представлена банковская гарантия, выданная ОАО «О.К. Банк». Информация о ней была опубликована на официальном сайте www.zakupki.gov.

В соответствии с п. 1 банковской гарантии:

  • банк принял на себя обязательство возместить Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия (УФК) убытки в случае неисполнения / ненадлежащего исполнения ООО «ЭнергоКредитСервис» своих обязательств по госконтракту;
  • при этом к требованию к банку об уплате денежной суммы по гарантии должен быть приложен оригинал банковской гарантии.

В связи с неисполнением ООО условий контракта УФК направил банку требование о выплате по банковской гарантии более 288 тыс. руб. Но банк в феврале 2015 года отказался это сделать, сославшись в т.ч. на непредставление оригинала банковской гарантии (у УФК была только ее ксерокопия).

Арбитражный суд г. Москвы встал на сторону банка из-за отсутствия у УФК бумажного оригинала этого документа. Позже его поддержали Девятый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Московского округа.

И только дойдя в ноябре 2016 года до Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, оценка событий изменилась на противоположную – вот аргументы:

  • банк с использованием государственной информационной системы выразил волю на выдачу банковской гарантии (включил все сведения о ней в государственный реестр, находящийся в открытом доступе, создал электронный образ гарантии, выполненной на бумажном носителе путем сканирования с сохранением всех реквизитов);
  • подписал этот образ усиленной электронной подписью и направил его через систему электронного документооборота, доведя тем самым эту информацию и до УФК;
  • банк не отрицал факт выдачи гарантии (да это было и бессмысленно после регистрации документа в государственной информационной системе).

В итоге Судебная коллегия ВС РФ посчитала, что у судов не имелось оснований не признавать юридическую силу банковской гарантии – именно ввиду наличия волеизъявления самого банка, подтвержденного его же электронными сообщениями, и направила дело на новое рассмотрение. В результате иск о взыскании долга и неустойки по банковской гарантии был удовлетворен (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 № 09АП-37159/2017 по делу № А40-71267/15).

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Регистрация исходящих документов задним числом возможна?

Не могу найти ответа на следующий вопрос: — возможна ли регистрация исходящих документов «задним» числом и — как корректно проставлять номер в таком случае, через «/» или не нарушать порядковость номеров? При выгрузке внутренней описи из СЭД это станет заметно. Знаю также, что при аудиторской проверке номера с «/» не приветствуются. Скажите, как правильно?

Что в названии ЛНА можно написать с большой буквы?

Просим дать разъяснения, как правильно писать название документа, в котором содержится наименование структурного подразделения. Например, Руководство по качеству экологической лаборатории РК-ХХ.ХХ.ХХ-2024: — слово «Руководство» допускается писать с прописной или строчной буквы? — словосочетание «экологическая лаборатория» нужно писать с прописной или строчной буквы? В данном случае экологическая лаборатория является самостоятельным структурным подразделением организации.

Использование электронной подписи и МЧД в вопросах и ответах

09.04.2024 прошел онлайн-семинар «Риски использования ЭП и МЧД», организованный журналом «Делопроизводство и документооборот на предприятии» и сайтом delo-press.ru. Мы пригласили для выступления ведущих экспертов. А сейчас предлагаем вам ответы на уточняющие вопросы слушателей семинара, которые дали спикеры во время мероприятия (при публикации в журнале мы дополнили их ссылками на нормативную базу и расширили аргументацию).

Новый порядок рассмотрения обращений в финансовых организациях

С 1 июля 2024 года изменится порядок рассмотрения обращений граждан и юрлиц в организациях финансового сектора. Объясняем, каких именно организаций и чьих обращений это коснется. Для 2 типов организаций (Банка России и его подопечных – кредитных организаций) рассматриваем новый порядок работы подробно: с цитатами из нормативной базы и примерами расчета сроков как для отдельных «телодвижений», так и всего процесса в целом. Напоминаем, на кого распространяется общий порядок работы по закону об обращениях граждан, который действует уже давно. Расчет сроков по нему тоже показываем на примере.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?